СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие-тренинг для педагогов в ДОУ "Построение педагогического общения с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие педгога-психолога для педагогов в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Занятие-тренинг для педагогов в ДОУ "Построение педагогического общения с детьми"»

Занятие – тренинг для педагогов ДОУ

«Построение педагогического общения с детьми

дошкольного возраста».


Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.

Задачи:

1.Содействовать повышению уверенности общения в коллективе;

2.Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми;

3.Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми;

4.Обучение взрослых навыкам самоанализа.

Материал: белая доска, маркер, листы-опросники «Профессиональные умения в работе с детьми» на каждого участника, атрибуты для игры «Три отличия», схемы классификаций метода наблюдения, лист ватмана, набор карандашей, карточки со списком возможных вариантов ответов для упражнения «Опять опоздал», два набора геометрических фигур.


ВСТУПЛЕНИЕ.


«Я пришел из детства, как из страны…»              

 А. де Сент-Экзюпери

  • Пытаетесь ли представить себе, что произойдет с детьми, какими они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу?

  • Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения?

  • Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?

Модели взаимодействия воспитателя с детьми. (По В.А. Петровскому):

  • Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.

  • Учебно-дисциплинарная модель общения.

  • Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Обсуждение каждой модели, выявление их положительных и отрицательных сторон. В беседе констатируется необходимость стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Ведущий:

- Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении.

Предлагается пройти самодиагностику «Профессиональные умения в работе с детьми». (Приложение 1), раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга. (Установка ведущего на хороший результат, оптимистичный прогноз).

Ведущий:

-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.

ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ».

Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.

Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары». Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака(например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Прим.: Для оживления игры тренер может заранее приготовить некоторые атрибуты.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ»

Цель: подвести группу к осознанию необходимости применения метода наблюдения в ежедневной практике. Существуют различные классификации метода наблюдения, в основу которых положены разные критерии.

(Далее тренер выкладывает готовые схемы классификаций).

Обсуждение классификации. Отвечаем на вопросы: какие виды наблюдения и в каких ситуациях мы используем в своей работе.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙТЕ МАШИНУ

Цель: развитие умения принимать совместные решения, путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера, умение взаимодействовать в коллективе. Определение личных качеств ребенка в процессе организованного наблюдения. (Лидерство, темперамент…)

Инструкция: педагогам предлагается подойти к столу, где расположен лист ватмана и один набор карандашей, маркеров, и нарисовать машину, на которой весь наш коллектив отправится в педагогический процесс.

Обсуждение: педагоги обсуждают весь процесс рисования. С какими трудностями столкнулись. Составляется общий список качеств ребенка, которые могли бы мы отметить в процессе выполнения данного задания детьми. Например: лидерство, застенчивость, активность.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УРОВЕНЬ».

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.(10 мин).

Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

УПРАЖНЕНИЕ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ»

Цель: развитие выразительных движений, необходимых при общении с ребенком. Выявление значимости для детей эмоционально выраженных жестов.

Инструкция: «Представьте, что Вы – воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа…» Всем участникам раздаются карточки со списком возможных вариантов ответов и номер от 1-26. Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов.

Обсуждение: В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:

  • Насколько понятны и выразительны были их жесты?

  • Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?

  • Какие личностные качества развивает данное упражнение?

ИГРА «СОЗДАЙ ТО ЖЕ САМОЕ»

Цель: Отработка навыков по составлению четкой и ясной инструкции к заданиям для ребенка, выявление значимости точности объяснений педагога.

Инструкция: Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана. Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями.

Обсуждение: во время обсуждения педагоги меняются впечатлениями, говорят о трудностях, о том, как еще можно было бы объяснить. Делается вывод о значимости четкой инструкции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ТЕХНОЛОГИЯ «ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.

Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить» наклеивалось в лист «мясорубка».

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!