СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие в технологии педагогической мастерской "Кладезь поколений"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с житийными страницами, чудесами и духовным подвигом святого преподобного Сергия Радонежского.

Задачи:

 - Проникновение в смыслы подвига св. прп. Сергия Радонежского.

 - Развитие речи. Знакомство с новыми словами.

 - Воспитание нравственных качеств на примере жития св. прп. Сергия Радонежского.

Просмотр содержимого документа
«Занятие в технологии педагогической мастерской "Кладезь поколений"»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «КЛАДЕЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Для учащихся 9-12 лет.

К пустому колодцу за водою не ходят…

Русская пословица

«Имя Преподобного Сергия:

это не только назидательная,

отрадная страница нашей истории,

но и светлая нравственная

черта нашего народа.

Ключевский В.О.

«Долг каждого Учителя

донести истину до понимания ученика,

а долг ученика

приложить максимум стараний

для ее осознания»

Стрельников Л.Л.

«Учеба – дело не одной жизни,

а множества»

Секлитов Л.А.

Вместо предисловия: Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде, ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде, ибо умеренность и средний путь похваляются. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно. Святитель Тихон Задонский

Цель: Знакомство с житийными страницами, чудесами и духовным подвигом святого преподобного Сергия Радонежского.

Задачи:

- Проникновение в смыслы подвига св. прп. Сергия Радонежского.

- Развитие речи. Знакомство с новыми словами.

- Воспитание нравственных качеств на примере жития св. прп. Сергия Радонежского.

Оборудование:

1.Псалтирь. Лоскутное одеяло. Птичка (игрушечная или деревянная). Корзинка. Четки. Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери (По преданию, этот древний почитаемый образ был дан преподобным Сергием Радонежским в благословение своему ученику Савве, второму игумену Стромынского монастыря). Церковная свеча. Фонограмма мужского церковного хора «От юности моея многи борют мя страсти». Топор. Просфора. Ковчежец. Ведро. Вязанка хвороста. Лошадка. Деревянные ложки и игрушки.

2. Галерея портретов преподобного Сергия. «Немая» карта распространения учеников преподобного. Тексты, выдержки из словарей, фрагменты жития прп. Сергия в стихах.

3. Иллюстрации «Чудо с птицами». карта «Раздробленность Руси в 12 – первой четверти 13 века»

4.Медиапроектор, компьютер, бумага для записей, ручки, карандаши, текст тропаря. Бумага, ручки, маркеры цветные. Кнопки.

5.Видеофайлы: «Сын Радости 1», «Сын Радости 2», «Ученики преподобного Сергия».

6.КлипАрт

Ход мастерской:

1.В аудитории звучит фонограмма песнопения мужского церковного хора «От юности моея многи борют мя страсти» Участникам мастерской предлагается рассмотреть предметы, разложенные на столе (список 1) Задание: Рассмотрите предметы. Создайте словесный образ человека, с его личными качествами, обладавшего этими предметами.

2.На доске оформлена выставка портретов преподобного Сергия Радонежского.

Задание: КТО ЭТО? Рассмотрите нашу выставку. Выберите тот портрет, который вам ближе всего. Объясните свой выбор (Почему выбрали именно этот?) Пожалуйста, в группе, расскажите друг – другу, что вы знаете об этом человеке?

А теперь, расскажите мне, что интересного, нового вы услыхали от своих друзей? Ведущий: на доске фиксирует кратко информацию.

Задание: Пожалуйста, в библиотеке выберите дополнительную информацию о преподобном Сергии Радонежском. (Приложение1. Житие в стихах.)

Задание: Ознакомьтесь с документом. Расскажите друг – другу, о чем ваша информация? Каким вы увидели преподобного Сергия? Что нового узнали о нем? Ведущий: дополняет записи на доске.

III. Задание: Рассмотрите этот предметы. Что это? (лоскутное одеяло и корзинка). Предположите, о чем они могут «рассказать» нам? После предположений участников для сравнения им предлагается карта «Раздробленность Руси в 12 – первой четверти 13 века». (Сравнить карту (прил.1а) с одеялом). Вот так выглядела территория Руси до Куликовской битвы.

Магистраль 1: святой преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, сказав ему: «Если требует чести, - отдай, если ищет золота - отдай; но за Веру православную и Христову церковь нам подобает и кровь свою пролити и живот свой положити». Эта битва вошла в историю... как обьединившая русских людей.... ОПОЛЧЕНИЕМ… в котором были и монахи, и крестьяне и бояре. II. Задание: Напишите слово «СОБИРАТЕЛЬ» В группе: подумайте, растолкуйте, по вашему мнению, что оно обозначает? Ознакомьтесь с формулировкой из словарей (Приложение 2). Сопоставьте. Если есть необходимость – уточните вашу формулировку.

Магистраль 2: Если выразить в двух словах дело жизни преподобного Сергия Радонежского, то этими словами будут "единение", "собирание". Вначале он собирает воедино силы своей души, затем собирает вокруг себя учеников, возрождает древнее монастырское общежитие. Наконец, он собирает воедино всю Русь. Собрать себя - значит собрать главные внутренние силы души - ум, чувства, волю; очистить ум и сердце от всякой скверны; освободить волю от эгоистических стремлений, всецело предать себя Богу. По мысли древних, "подобное познается подобным". Восстановление внутреннего единства, целомудрия - важнейшее условие познания Бога, Единосущного и Нераздельного в Троице. Тогда мир, всякий ум превосходящий, водворяется в душе подвижника. Он озаряется, проникается Фаворским светом. Преп. Сергий звал русский народ не просто к единению, а к единению по образу и подобию Святой Троицы. Такое иерархическое подчинение идеи национального единства высшей реальности Божественного единства Св. Троицы - один из важнейших уроков преп. Сергия. Ведь любое человеческое единство, эгоистически замкнутое на себе, неизбежно приводит не к любви, а к противостоянию, к ненависти, к борьбе с другими такими же единствами.

Задание: Внимательно рассмотрите эту иллюстрацию. (Иллюстрации с одним сюжетом: явление преподобному Сергию небесных птиц. Каждой группе – разные. Приложение 3). Предположите, что изображено на этих иллюстрациях? После предположения участников в группы раздается текст жития прп. Сергия в стихах. (Приложение 4.) Ознакомьтесь. Так о чем же рассказывают нам эти рисунки?

  1. Однажды чудный свет полился,

Когда Святой в ночи молился,

Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,

Благословил Свою Обитель.

Застыл он на пороге кельи:

В сияньи дивно птицы пели!

И Голос был: "Бессчетны птицы –

Вот сколько к Богу обратится".

Задание: А теперь, ознакомьтесь с перечнем учеников прп. Сергия Радонежского, поделитесь с друзьями впечатлениями. (Первым выдается документ с указанием только имен преподобных, а в дополнение – с указанием монастырей)

Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским.

Преподобный Павел Обнорский или Комельский.

Преподобный Сергий Нуромский.

Сильвестр Обнорский.

Преподобные Андроник и Савва Московские

Мефодий Пешношский,

Преподобный Феодор Хотьковский, родной племянник преподобного Сергия Кирилл и Ферапонт Белозерские.

Преподобный Афанасий Серпуховской

Преподобный Роман Киржачский

Преподобный Леонтий Стромынский

Преподобный Савва Преподобный

Афанасий пустынник Череповецкий

Преподобный Ксенофонт Тутанский

Преподобный Ферапонт Боровенский

Преподобный Савва Сторожевский

Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий

Преподобный Григорий Голутвинский

Преподобный Пахомий Нерехтский

Преподобный Никита Костромской

Преподобный Феодосий Череповецкий

Преподобный Дмитрий Московский

Я хочу добавить вам информации. Пожалуйста, сопоставьте два эти документа. (Приложение 6)

Задание: На доске перед вами висит карта. Пожалуйста, на карте обозначьте направления, по которым разошлись ученики преподобного Сергия, и монастыри, обустроенные ими. 15 мин. Задание: Посмотрите еще один видеофрагмент «Ученики преподобного Сергия» и, найдите ответ на вопросы: С какой целью разъезжались из лавры ученики преподобного и, почему именно в эти места? (Приложение 7. Видео «Ученики преподобного Сергия») Вам удалось найти ответы на поставленные вопросы?

Магистраль 3: Удивительное дело… человек, который в детстве не отличался особенными способностями к знаниям, становится наставником и учителем для десятков людей. Посоветуйтесь в группах, как могло такое случиться? Очень важно то обстоятельство, что книжная премудрость была обретена святым не на основании природных способностей, а как дар свыше. Это означает, что в лице преподобного Сергия Сам Господь благословил Православную Русь идти путем стяжания книжной учености, возделывания высокой духовной культуры.

IV. Ведущий: Почему же Сергий Радонежский вошел в русскую историю как собиратель русских душ? За какие же поступки Сергий получил имя «духовного отца России»? Только ли молитвенником был он, или что-то большее содеял для России? В библиотеке выберите для себя новые документы (Приложение 8.). Ознакомьтесь с ними. И, с помощью наших самых первых записей (на доске) и новых документов попытайтесь дополнить образ преподобного Сергия, заполнив следующую схему: 7 мин. (приложение 9)

V. Рефлексия: Ведущий: Русская пословица гласит: К пустому колодцу за водою не ходят… Нравственный закон универсален, непреложен. Он целостен в своем понимании и исполнении. Закон неотвратим. Вопрос: Так почему уже не один год, а несколько веков, идут люди к святому преподобному Сергию Радонежскому? К добрым и хорошим людям всегда тянутся. А св. прп. Сергий всегда и всем помогает, и еще не было того, кому он отказал бы в помощи. Узнавая лучше угодников Божиих, через прямое общение с ними, мы приближаемся к Богу и учимся его любить». Пожалуйста, продолжите фразы:

- я сегодня….

- я открыл что…

- я узнал что…

Мне хочется чтобы…

Предлагаю вам вспомнить нашу мастерскую с самого начала и написать сочинение – миниатюру «Моя встреча с преподобным Сергием».


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КЛАДЕЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Приложение1:

Так жил подвижник Православья,

Христа и Богоматерь славя.

И по его дана молитве

Победа в Куликовской битве.

Свою, показывая милость,

К нему Пречистая явилась

И обещала, что Обитель

Спасет Господь наш Вседержитель.



И вскоре за молвою следом

Услышал Радонежский лес

Звон топоров, людей беседы,

Увидел множество чудес.

И вот уже общиной дружной

С ним многие в трудах.

Теперь об их печётся нуждах

Великий труженик-монах.

Заботится об их жилищах,

Им воду носит, хлеб печёт,

Дрова готовит, варит пищу.

Так жизнь теперь его течёт.



Желал безмолвствовать в пустыне,

Но воля Божия сильней!

Он служит людям и поныне –

Наставник братии своей


Проходит время, и однажды

Сказали иноки: «Беда!

Как часто мы томимы жаждой,

Но далеко от нас вода».

Игумен, выслушав, спустился

В овраг вблизи монастыря,

К земле иссохшей преклонился,

Молитву кроткую творя.

И тут Господь являет чудо:

Родник из недр фонтаном бьёт!

К нему доныне отовсюду

Честной стекается народ.

Идут на Сергиев источник

От скверны сердце очищать,

Омыть заплаканные очи,

Вкусить надежды благодать.


Приложение 1а:


Приложение 2.

Формулировки словарей.

СОБИРАТЕЛЬ чего. Человек, который занимается собиранием, коллекционированием чего-нибудь. Приспособление, устройство для собирания чего-либо.

СОБИРАТЬ

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "СОБИРАТЬ"

1) а) Складывать, помещать в одно место, вместе. б) Подбирать, поднимать что-либо упавшее, рассыпавшееся и т.п. в) Располагать близко друг к другу. г) Укладывать, упаковывать вещи для дороги. 2) а) Сосредоточивать в одном месте. б) Быть причиной средоточения, соединения в одном месте кого-либо, чего-либо. в) Созывать в одно место. г) переносный смысл - Принимать у себя, приглашать к себе в гости. 3) а) перен. Организовывать, создавать что-либо, объединяя, набирая и т.п. кого-л. б) Объединяя, сплачивать. 4) а) Набирать в каком-л. количестве, поднимая с земли, срывая. б) Снимать урожай чего-л. с полей, огородов. 5) а) Получать, брать из разных источников, мест, от разных лиц. б) перен. Опрашивая, узнавать, выяснять что-л. в) перен. Добиваться, завоевывать, приобретать что-л. 6) а) Постепенно скапливать. б) Коллекционировать. в) Копить (деньги, какую-л. сумму денег). 7) а) Располагать в виде складок, сборок; делать на чем-л. складки, сборки. б) разг. Морщить (кожу на лице). в) Стягивая, сжимая, складывать каким-л. образом. 8) а) Соединяя, скрепляя отдельные части, создавать что-л. (устройство, механизм и т.п.). б) Делать, составлять из отдельных, разрозненных частей. 9) перен. разг. Снаряжать кого-л. в дорогу (укладывая вещи и все необходимое). 10) перен. разг. Ставить на стол кушанья, готовясь к еде.

"СОБИРАТЬСЯ"

собираться [собираться] несов. 1) а) Сходиться, съезжаться, сосредоточиваться в одном месте. б) Группироваться каким-л. образом. в) Объединяться вокруг кого-л., чего-л. г) Созываться для работы, деятельности (о совете, заседании и т.п.). 2) а) Скапливаться в одном месте (о воде, паре и т.п.). б) Стекаясь, соединяясь, образовывать что-л. в) Надвигаться, готовясь разразиться (о грозе, дожде и т.п.). 3) Составляться в результате постепенного накапливания, скапливания. 4) Насчитываться, доходить до какого-л. количества, числа. 5) а) Располагаться в виде складок, сборок и т.п. б) разг. Сжиматься, морщиться. в) перен. разг. Образовываться, появляться (о морщинах, складках и т.п.). 6) а) Приготавливаться пойти, отправиться куда-л. б) перен. Намереваться отправиться куда-л. в) перен. Иметь намерение сделать что-л. 7) а) перен. Напрягать, сосредоточивать силы, мысли, память и т.п. б) Сосредоточиваться, внутренне организовывать себя, готовясь к чему-л. 8) перен. Напрягать все мышцы, готовясь к какому-л. движению. 9) перен. разг. Копить, находить, доставать нужное количество средств для чего-л. 10) Страд. к глаг.: собирать.


Приложение 3:


Приложение 4:

  1. Однажды чудный свет полился,

Когда Святой в ночи молился,

Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,

Благословил Свою Обитель.

Застыл он на пороге кельи:

В сияньи дивно птицы пели!

И Голос был: "Бессчетны птицы –

Вот сколько к Богу обратится".

  1. Он милосердьем украшался.

Одетый в Божью благодать,

Учеников своих старался

В любви Христовой наставлять.

За них он пламенно молился,

И вот однажды в час ночной

Во двор обители спустился,

На свет влекомый неземной.

Тогда в сиянии чудесном

Он птиц предивных увидал.

В ночи раздался глас Небесный,

Который батюшке сказал,

Что так умножится и стая

Потом его учеников,

И Лавра станет здесь святая

Под сенью золотых крестов.

И вскоре, по молитвам старца,

Откроются монастыри,

В которых будут подвизаться

Духовных дел богатыри.


Приложение 5:

Видеофрагмент «Сын Радости». 2 части


Приложение 6:

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей. К числу учеников относятся:

Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 году. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

Мефодий Пешношский, основатель обители Пешношской, 1361 г.

Преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Успения Пресвятой Богородицы (в 1397 году), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 году). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 г.

Преподобный Роман Киржачский, основатель обители на Киржаче около 1374 г.

Преподобный Леонтий Стромынский, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.

Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Преподобный Феодосий Череповецкий

Преподобный Дмитрий Московский


Приложение 7:

Видео «Ученики преподобного Сергия»


Приложение 8:

1.Ни одежда новая никогда не прикрывала тело прп. Сергия, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, — ни синего цвета, ни багряного, или коричневого, ни других многих различных ярких цветов, ни белая или пышная и мягкая одежда.

Он говорил: “Мягкие одежды носящие — в домах царских суть”. Но только из сукна простого, то есть из сермяги, одежду, из шерсти и из руна овечьего спряденного связанную, и ту простую, и не окрашенную, и не выбеленную, и не разукрашенную, но только из грубой шерсти, то есть из сукна он одежду носил, ветхую, не раз перешитую, и неотстиранную, и грязную, и многим потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами.

Иногда же и так получалось: однажды нашлось у братьев сукно некое негодное — и плохое, и некрасивое, так что оно даже полиняло, — и вся братия с презрением гнушалась им и отворачивалась. И если какой-нибудь брат это сукно брал, то, немного подержав его, назад возвращал и бросал; так делал и другой, и третий, вплоть до седьмого. Преподобный же не отвернулся, но аккуратно взял сукно, благословил, и начал кроить, и шить, и сделал рясу, которую не погнушался надеть. И не захотел снять ее и выбросить ее, но, напротив, начал с благодарностью на теле своем носить ее, пока через один год она, обветшав, не разорвалась и не распалась. Отсюда можно понять, сколь бескорыстен и смиренен был Сергий, если ходил в облачении нищего.


2. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг. А Преподобный Сергий благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался преподобного и был кроток с ним, точно овца.


3. Число монахов в Сергиевом монастыре так умножилось, что им стало не хватать воды. Ее носили ведрами издалека, и некоторые начали сетовать, зачем Сергий устроил обитель так далеко от источника. Сергий сказал недовольным: «Молитесь и не унывайте. Бог не оставит нас». Он распустил монахов по их кельям, а сам, взяв с собой лишь одного инока, вышел из монастыря и спустился в лесной овраг. Там нашел он ямку с застоявшейся дождевой водой, преклонил возле нее колени и стал молиться Богу. И вдруг там, где стояла дождевая вода, забил полноводный источник. Сначала этот источник называли Сергеевым, но святой, слыша такое название, говорил: «Не я дал вам воду, а Господь даровал ее всем нам». Источник этот и поныне существует близ Троице-Сергиевой Лавры. Вода из него обладает целебными свойствами. Сейчас над ним воздвигнута Пятницкая часовня.


4.Преподобный Сергий трапезовал с братией монастыря. Вдруг он поднялся из-за стола, сделал поклон на запад и великодушно сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобой». Братия с удивлением спросили: «Кому говоришь ты, отче святый?» Преподобный ответил: «Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву. Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему». Некоторые из монахов поспешили к тому месту и догнали святителя Стефана. Он подтвердил сказанное преподобным Сергием.

Мудрые высказывания, прп. Сергий Радонежский


5. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией, распоряжаться по хозяйству, руководить их духовным деланием. Преподобный "без лености братии, как купленный раб, служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил".

Епифаний премудрый.



6. Особенно примечателен рассказ о том, как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо, взяв за работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством, но если вспомнить, что в обители тогда был голод и, монахи роптали на игумена, требуя от него разрешения собирать милостыню, такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого - о его терпении.


7. Монашество отрекается от мира, но не от людей в нем. Преподобный бежит от человеческой славы, но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец, принесший умершего сына, и великий князь Дмитрий, идущий на битву с Мамаем.


8. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли, но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения, решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен.


9. Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей, опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри, отковано в Лавре. История каждого из них - это история его основателя, часто ученика Преподобного, или же послушника его учеников. Через столетие после смерти святого мы уже видим поразительное разнообразие типов подвижничества - от преподобных Иосифа Волоцкого и Пафнутия Боровского до преподобных Нила Сорского и Кирилла Белозерского. К этому многоцветью Сергий тоже приложил свою руку. Он открыл возможность различных духовных путей к единой цели, и это доказывает, что Преподобный основал в Лавре не партию, не орден, а братство христиан, главная задача которых подчиняться не людям и уставам, написанным людьми, но самому Богу.

Приложение 9:

Предметы индуктора:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!