СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие: знакомство с ручным ткачеством.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с рукотворным материалом, нитками,обучить приемам плетения и ткачества(полотнянное переплетение) по кругу.

Просмотр содержимого документа
«Занятие: знакомство с ручным ткачеством.»

Тема занятия: знакомство с ручным ткачеством.

Цель занятия: познакомить с рукотворным материалом, нитками, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Задачи обучающие: ознакомить воспитанников с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Задачи воспитательные: воспитывать у воспитанников аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия.

Задачи развивающие: развивать у воспитанников произвольное внимание, наблюдательность, память, смекалку, сообразительность, чувство ритма; занятие способствует развитию координации движений, мелкой моторики рук, глазомера.

Материально-техническое оснащение: шерстяные нити, хлопчатобумажные бельевые нити и декоративные жгуты, ленты, картонные шаблоны, ножницы с закругленными концами, компьютер для демонстрации.

Дидактическое оснащение: презентация, гобелены, образцы нитей разного цвета, разной длины (шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, синтетические), ткацкий подрамник для демонстрации.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: сегодня мы познакомимся с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и постараемся овладеть основными приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в тоже время разные (показываю нитки разные по цвету, длине, толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая, пушистая как пух, а другая гладкая, упругая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним, и вы почувствуете (дети поочерёдно подходят и трогают).

Педагог. Дети, как вы думаете, для чего людям нужны нитки?

Дети. Чтобы вязать, плести, шить… (если дети затрудняются с ответом, необходимо помочь им).

Педагог. Верно. Из ниточек вяжут, плетут, ткут прекрасные, полезные вещи. А сейчас я вам их покажу (показываю иллюстрации тканых и плетённых изделий. Показ сопровождается комментарием).

2. Вводная беседа

Мы с вами сегодня, подобно паучку будем выполнять ткачество по кругу. Но прежде мы должны познакомиться с историей и основными понятиями техники ручного ткачества.

3. Объяснение нового материала

Из глубины веков пришёл к нам великий ритуал преображения нити — ткачество. Это одно из древнейших человеческих ремёсел. Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени; помогает нам развивать в себе аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры. Ткачество — процесс образования ткани из нитей и пряжи. При ткачестве нити основы (продольные) и утка (поперечные) переплетаются между собой в определенном порядке. Долевые нити составляют основу ткани, а поперечные — уток. Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну. Ткани полотняного переплетения очень прочны.

4. Практическая работа

  • Ознакомление с принципами плетения и ткачества на шаблоне из картона

  • Выбор материалов для работы (фактуры, расцветки и качества нитей, тесьмы, шнура);

  • Освоение приёмов плетения и ткачества (полотняное переплетение);

  • Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения по образцу;

  • Завершение изделия, его художественное оформление в коллективное панно

Этапы кругового плетения

Заготовка шаблона

Процесс создания шаблона для ткачества по круг весьма прост – на гофрированный или плотный картон достаточного размера накладываем тарелку необходимого диаметра (или работаем циркулем), обводим карандашом, вырезаем ножницами полученный круг. Необходимо учесть при выборе размера шаблона то, что максимальная работа на данном шаблоне получится немного меньше, чем сама заготовка (нужно оставлять немного длины нитей основы для завязывания их при обработке края изделия). Далее по всему краю полученного шаблона делаем надрезы длиной 1,5 см на равном расстоянии друг от друга (1-1,5 см), и обязательно следим, чтобы количество прорезей было нечетное.

Натяжение нитей основы

Выберете для себя цвет нити для натяжения основы (детям предоставляется выбор). Нить должна быть прочной, гладкой и не толстой, но и не слишком тонкой (подходят нити для вязания крючком «Ирис», «Нарцисс»). А теперь приступим к натяжению нити (объясняю и показываю действия). Закрепляем конец нити в центре на изнаночной стороне круга клейкой лентой. Потом через одну из прорезей протягиваем нить на лицевую сторону, и тянем ее строго через центр круга, деля его пополам, к прорези, напротив. Через нее уводим нить наизнанку, но не протягиваем нить через всю изнаночную сторону (все нити основы у нас идут лишь по лицевой стороне шаблона) — мы выполняем закреп нити основы через соседнюю прорезь, опять ведем нить через лицевую сторону круга, но уже укладывая нить с перекрещиванием на предыдущую. Повторяя эти шаги, продолжаем натягивать нить основы. Натяжение должно быть достаточно плотным, чтобы нить не провисала и не болталась. Конец последней нити необходимо закрепить, как и в начале, клейкой лентой на изнанке шаблона. Количество натянутых нитей основы должно быть нечетное, как и количество прорезей.

Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения

Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.
Через одну нить основы пропускаем нить утка — декоративную нить (тесьму, шнур, жгут), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке. Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой, нитками разных цветов, сложенными вдвое или втрое, кручеными шнурами. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной. Когда нить утка закончилась, оставляем на лицевой стороне небольшой хвостик нити, с этой же нити основы вплетаем новую нить утка и продолжаем ткать по кругу до новой смены нити утка. Декоративный эффект достигается за счет разного цвета нитей, а ритмический рисунок за счет разной ширины полосы каждого цвета.

Снятие изделия с шаблона

Когда изделие закончено, разрезаем на изнанке каждый закреп нити основы и связываем две получившихся нити. Нити и узелки можно приклеить на изнанку изделия, либо обвязать края полотняного круга крючком, обшить петельным обметочным швом вручную.

5. Подведение итогов занятия

Итак, сегодня мы рассмотрели наиболее простой вариант ткачества: мини-гобелен на картоне, а именно круг. Каждый из ваших, сотканных кружочков – большой или маленький – уникальны. Из нескольких таких кругов можно сделать коврик, или использовать такие круги как подставка под горячее.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!