Тема: Традиции семьи.
Пояснительная записка к занятию.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Раскрытию внутреннего мира младшего школьника и формированию нравственной воспитанности поможет внеклассное мероприятие на тему:
Традиции семьи
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких
Задачи:
-раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха
-развивать навыки ответственного поведения в семье
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов; листы формата А4 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, реквизит для инсценирования - небольшая кукла, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра», красивая инструментальная музыка для минутки тишины.
Информационные ресурсы: 17 слайдов программы Microsoft Office Power Point.
Слайд 1 необходим для организации Круга радости и позитивного настроя на занятие.
Слайды с 2 по 5 подводят детей к раскрытию ценности семьи и будут способствовать выработке значимых жизненных ориентиров.
Слайды с 5 по 14 для Минутки тишины создадут особую эмоциональную атмосферу и помогут сосредоточить внимание на своем внутреннем состоянии.
Слайд 15 несет смысловую нагрузку и позволяет органично вплести в «живую ткань» мероприятия различные виды деятельности: инсценирование, чтение текста, беседа по содержанию текста.
Слайд 16 настроит воспитанников на творческую деятельность- составление коллажа
Слайд 17 и исполнение детьми песни «Дорога добра» создает особую эмоциональную атмосферу и является хорошим выходом из основной темы занятия.
Содержательная часть.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Номер слайда |
Круг радости |
Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами | Доброе утро людям и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! | Слайд 1 |
Побеседуем |
Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья. - Что для вас семья? - Почему семья нужна человеку? - Вы гордитесь своей семьей? Почему? | Ответы детей | |
Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями |
О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них. Доброе семя – добрый всход В родной семье и каша гуще В своей семье и сам большой А вот их истинный смысл | Дети дают свои комментарии Дети читают стихотворения (см. Приложение 1) | Слайд 2 Слайд 3-5 |
Минутки тишины |
Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах | (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд) | Меняются слайды с 6 по 14 |
Поразмышляем вместе |
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них. (Учитель зачитывает отрывки из детских сочинений) | учитель читает тексты, дети объясняют, о какой семейной традиции идет речь. | Слайд 15 |
Инсценирование |
(см. Приложение 2) | | |
Разминочка |
Вы все любите отдыхать. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте. - Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши - У кого есть старшая сестра или младшая сестренка помашите над головой рукой - Кто помогает близким, встаньте и хлопните в ладоши - Хлопните те, кто очень любит свою семью. | Дети выполняют задание | |
Творческая деятельность |
Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. | Работу дети представляют и дают по ней комментарии. (защита работ) | Слайд 16 |
Споемте |
Из ваших работ мне видно, что вы очень любите свои семьи. Все хотят чтобы вы выросли добрыми и хорошими людьми и поэтому они советуют вам идти за солнцем следом по Дороге добра. Давайте споем об этом песню. | 1куплет поют сидя, 2 куплет – стоя, 3 куплет – берутся за руки, образуя маленькие круги. (исполняется песня «Дорога добра») | |
Круг «От сердца к сердцу» |
Вы сегодня нашли на занятии пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье. | Дети встают в круг в круг и зачитывают пожелания | Слайд 17 |
Приложение 1
Доброе семя – добрый всход
Семя добрый всход дает,
Если на добре растет.
Если добрая семья,
Если ты живешь, любя,
Скоро из тебя взойдет
Добрый и чудесный всход!
В родной семье и каша гуще
Побывал в домах я многих:
Много разного видал,
Кашу всякую едал.
Но в семье родимой нашей
Самая густая каша.
Дома близкие мои
Варят кашу из любви.
В своей семье и сам большой
В своей семье любой велик,
И каждый к этому привык.
Здесь почитают не за знанья,
Здесь окружают пониманием.
Пусть даже ты не преуспел,
В глазах родных – ты все сумел,
Ты сделал все, что только мог,
Здесь не услышишь ты упрек.
Приложение 2
Инсценирование
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама: -Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки?