СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Нетрадиционная техника рисования "Граттаж"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие в нетрадиционной технике рисова

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Нетрадиционная техника рисования "Граттаж"»

Тема занятия: Нетрадиционная техника рисования «Граттаж».

Тип занятия: комбинированный;

Вид занятия: решение творческих задач;

Форма урока: урок-эксперимент;

Цель: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических

материалов;



Задачи:

  • закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);

  • развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;

  • развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;

  • воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой;

  • формировать композиционные навыки.

Материал:

  • основа под граттаж;

  • зубочистки;

  • жесткая кисть или зубная щётка;

  • шаблон вазы;

  • кроссворд;

  • изображения цветов;

  • карточки с этапами выполнения работы.

Музыкальное сопровождение:

П.И. Чайковский “Вальс цветов”.

Предварительная работа:

Подготовка основы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и задач занятия.

-Ребята, мы продолжаем изучать различные нетрадиционные техники, и сегодня на занятии мы познакомимся с такой графической техникой, как Граттаж.

Слайд №1.

3. Вводная беседа.

-Итак, давайте для начала определим, какое же искусство мы называем графикой. Как вы думаете? Давайте посмотрим на изображение. (Слайд 2) Вы видите определение, прочитайте его пожалуйста. Теперь мы все имеем представление о том, что такое графика. (Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета и белого (без серых и др.). Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. Цвет тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи (где он главный).

Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка), плакат графики, а в последнее время – компьютерная графика – все это её разновидности.)

Одним из самых выразительных средств в графике является штрих. Вспомним, что же такое штрих. (Слайд 3) (Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называется штриховкой)

- Мы с вами вспомнили основные термины графики, теперь вернемся к самой теме нашего занятия. Итак, что же такое Гратаж? Может быть, кто-то знает? Может, вы уже где-то встречались с ним?

Слайд № 4

- Итак, давайте узнаем точное определение этого термина. (Граттаж  — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью).

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.



Слайд № 5-7.

-Теперь давайте рассмотрим работы, выполненные в этой технике. С помощью, каких средств достигается выразительность в работах? Штрих, пятно или линия?





- Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал  М.В.Добужинский  в работах 1920-х г.



Слайд №8.

  

- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.

4. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, какие материалы необходимы, чтобы сделать цветной граттаж?

- Правильно нам понадобятся восковые мелки. А кто может сказать как сделать черно- белый граттаж?

- Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов. На прошлом занятии вы готовили основу. Давайте вспомним, как вы это делали и выстроим последовательность вашей работы с помощью карточек на доске.

Слайд №9-11.

- раскрашиваем бумагу хаотичными цветными пятнами;

- покрываем воском;

- закрашиваем чёрной краской;

- процарапываем – создаём рисунок.

- Скажите, а как вы будете работать, если вместо цветной краски у вас будут восковые мелки?

- Правильно, вы не будете покрывать воском цветную основу, ведь в мелках уже есть воск.

5. Уточнение темы занятия.

- Ребята, как вы думаете, обрадуются ли ваши мамы, если вы им вдруг без повода, просто так, подарите подарок сделанный своими руками?

- конечно же они будут приятно удивлены таким сюрпризом. И сегодня вы сделаете такой подарок для своих мам сами, а выполнен он будет в технике граттаж.

- А что бы узнать, что же вы изобразите для своих мам в такой необычной технике, вам необходимо разгадать кроссворд.

Кроссворд

1. Светлый миг, что был когда-то прожит,
Дружескую, ласковую речь,
Эпизоды милых, теплых встреч.
Мелкий голубой цветок поможет
Постоянно в памяти беречь. (Незабудка)

2. На зеленой хрупкой ножке, 
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал.
И развеял этот шар. (Одуванчик)

3. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белого лучи. (Ромашка)

4. В розовой головке
Спрятаны медовки.
Слева, справа-три листа,
Много братцев у цветка.
А для пчёлки на обед
Ничего вкуснее нет. (Клевер)

5. Белые, бордовые,
Пестрые, лиловые.
Осенние предвестники, 
Ромашек летних крестники. (Астры)

(В результате отгадывания загадок по вертикали можно прочитать слово “букет”).

– Сегодня мы с вами будем рисовать букет цветов в вазе.

– Любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все, особенно женщины. А как вы думаете, почему?

- На день рождения, на юбилей,
В подарок любимой маме своей,
На празднике в школе, на именины
Мы дарим гвоздики и георгины,
Нарциссы, тюльпаны и алые розы.
И веточки желтой, пушистой мимозы.
Приносит нам радость красивый букет:
Впитали цветы теплый солнечный свет,
И звезд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту.

– Цветы привлекают нас своим внешним видом и разнообразием, а некоторые привлекают своим нежным запахом.

– У каждого цветка, как и у нас, людей, есть свой характер. Вот, например, роза-это очень гордый цветок, она считает себя королевой всех остальных цветов. Гвоздика – тоже очень строгая и серьезная. А вот подснежник, наоборот, очень нежный и добрый. Нарцисс-весельчак, василёк – скромный цветок, ромашка – обаятельна.( На доске вывешиваются изображения цветов).

– Во все времена поэты посвящали цветам свои стихотворения, художники изображали цветы в своих картинах, а композиторы сочиняли про них музыку.

-Вот послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

(Звучит “Вальс цветов”)

– Какие цветы вы представили себе, слушая эту чудесную музыку?

– Да, всё это правильно. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки.

Давайте, и мы с вами тоже выполним “цветочную зарядку”.

6. Физминутка.

Цветочная зарядка”.

Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки 
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко 
Да притопни ножкой. Поднимая колени
Да головкой покачай – Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.

7. Самостоятельная работа детей.

- Итак, вы уже подготовили основы для своих работ, вспомнили как это делали. А теперь вам предстоит самостоятельно процарапать свой букет цветов. Вспомните, какие цветы любят ваши мамы, возможно в свой рисунок вы добавите какие-то необычные элементы, украсите вазу, сделаете подарок необычным.

– В помощь вам на столах лежат шаблоны ваз – вы можете ими воспользоваться. Зубочистки и палочки – в стаканчиках. Итак, вы можете приступать к работе.

Во время работы педагог следит за осанкой детей, даёт некоторые рекомендации.

8.Рефлексия.

Все работы вывешиваются на доске.

- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?

- Что такое граттаж?

- Какими инструментами можно работать в этой технике?

- Как еще можно выполнять граттаж, если нет восковых мелков?

- А как вы думаете, можно ли экспериментировать и что-то новое придумывать в технике граттаж?

- Обратите внимание на то, что работы получилисьочень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Вы все молодцы!



9.Итог занятия:

Заканчивается занятие чтением стихотворения З.Петровой.

Я пришёл сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы – 
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы.
И ромашки, и мимозы,
Я не рвал, не покупал.
Я их сам нарисовал.

– Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Давайте подарим эти букеты вашим мамам, они никогда не завянут и будут радовать ваших мам долгое время.

10. Уборка рабочих мест.

-После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы и убирать все материалы. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!