СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме: "Путешествие в город Мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Путешествие в город Мастеров", вязание крючком.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме: "Путешествие в город Мастеров"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр творчества «Радуга»

муниципального образования Тимашевский район
















Занятие по теме:

«Путешествие в город Мастеров»







Составила педагог

дополнительного образования

высшей категории

Кондрыко Ирина Николаевна







станица Роговская, 2016

Цель занятия: расширить кругозор детей о быте и традициях нашего народа, перелистать страницы многовековой истории носок;

задачи:

образовательные:

- обобщить знания по теме «Путешествие в город Мастеров»;

- познакомить учащихся с историей появления носок;

- способствовать усвоению и закреплению этапов вязания сувенирного носка, умений вязания по кругу столбиками с накидом, столбиками без накида и воздушными петлями;

- обучать вязанию по схеме в технологической карте, оформлению;

- проверить качество усвоения изученного материала.

Воспитательные:

- формировать нравственные качества;

- воспитывать аккуратность, эстетический вкус, вызвать положительные эмоции у детей.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать коммуникативные умения;

- развивать навыки самооценки, самоконтроля.


Тип занятия: комбинированный.


Материал и оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к занятию, созданная в программе Роwer Point, музейные предметы быта (прялка и веретено), сундучок с материалами, гирлянда из бумажных носок (с пословицами), технологические карты (разные по сложности выполнения работы), образцы изделий, клубки с вязаными работами, крючки, ножницы, клей, бусины, снежинки; игровой мешочек для проведения ТБ (с клубками и карточками-заданиями). Кабинет красочно оформлен в соответствии с темой занятия.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.


План занятия:

  1. Организационный момент (3мин).

  2. Объяснение нового материала (10 мин).

  3. Повторение изученного материала(5 мин).

  4. Повторение техники безопасности (2 мин).

  5. Выполнение практической работы (15 мин).

  6. Физкультми­нутка (3 мин.).

  7. Подведение итогов занятия (5мин).

  8. Рефлексия (2 мин).


Литература:

1.Грунд-ТорпеХайди «Нарядные прихватки.Новые идеи» Москва 2006г.

2.Максимова М.Е. «Школа рукоделия» Москва 1999 г.

3.Под редакцией С. Кириянова «Волшебный клубок» Москва 2001г.

4.Управление по делам архивов Краснодарского края. «Кубань фронту 1941-1945г» документальный альбом, 2008 г.




Ход занятия. I. Вводная часть.

Организационный момент

Приветствие. Установка на доброжелательность.

Входит педагог в роли Рукодельницы.

Педагог:

Здравствуйте, гости дорогие. 
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость. 
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.

Дорогие девочки!

Приглашаю в мир чудес

Где шумит высокий лес.

В том лесу стоит дворец,

Во дворце открыт ларец.

В нем вещицы дорогие,

А на взгляд, совсем простые:

Спицы, ножницы, крючки,

Нитки, ткани и клубки.

Если спицы в руки взять,

Сразу хочется вязать.

Вяжем варежки и кофты,

Шапки, шарфики, носки.

А крючок такой проворный

Свяжет вам сейчас скатёрку

И салфетки, и прихватки

Мы откроем все таланты

Педагог: Я рада всех вас видеть на занятии и надеюсь, что сегодня вы пришли не просто как любители рукоделия, а как творческие люди и мы будем с вами творить красоту.

Педагог: - Согласны? А я вам в этом помогу!

С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Ответы детей: (с хорошим)

Педагог: - Отлично! У нас сегодня «Путешествие в город Мастеров».

Педагог: - Всем нам из сказок знаком «Вол­шебный клубок», который всегда приходил на помощь людям в поисках счастья. Главное - не сбиться с дороги, не потерять конец путеводной нити. Так пусть этот клубок приведёт нас в город Мастеров, где мы сами изготовим замечательный сувенир, ведь, как известно, сувениры привозят из каждой поездки, а какой сувенир будет, послушайте загадку:

Варежки для ног

Ответ детей: (носки)

Педагог: - Правильно! В преддверии Нового года, мы изготовим вязаный носочек – это будет сувенир, который можно подарить или украсить им в доме.

II. Основная часть

Сообщение познавательных сведений.

Педагог: Сейчас у нас зимнее время года и мы свами одеваем тёплые вязаные вещи, назовите какие?

Ответы детей: носки, варежки, шарфы, свитера, шапки…

Педагог: - Кто вам их связал?

Ответы детей: связала бабушка, мама, сестра…(дети рассказывают о вязаных вещях которые есть дома).

Педагог: - И пока вы рассказывали свои истории появления вязаных вещей, наш клубочек привёл нас на станцию «Историческая справка».

Педагог: - В каждой стране свои особенности,  своя культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупинкам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.

Демонстрация слайдов.

Слайд 1. Педагог: - Сегодня в центре нашего внимания —  история носок!

Мы посмотрим на сохранившиеся образцы,  сравним их со своими.

Имя изобретателя носков по сей день остается тайной, но известно, что их подобие носили уже в Древней Греции. Они считались элементом женского ночного гардероба и представляли собой кожаные тапочки, полностью покрывающие пятки и пальцы ног. А в одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки.
Слайд 2. Педагог: - Эти египетские шерстяные носки обнаружены в 19 веке, и являются  самым древним образцом вязаных изделий  в мире. При изготовлении таких носок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания.Большой палец на носках вывязывался отдельно, так как между ними проходит ремешок сандалий, и в таких носках было удобнее носить эту обувь. Именно так выглядели самые первые носки в мире!
Как говорят историки, "... вязание велось  одной спицей  нитью в три сложения. Каждая петля формировалась отдельно и тщательно подгонялась друг к другу пока не приобретала аккуратный вид. Этот тип вязания был в разы медленнее, чем шитьё, и вскоре заменился на более быстрый,  двухспицевый способ...".

Слайд 3. Педагог: - Этот  шерстяной носок  нашли в 1936-1938 годах до н.э. при раскопках в Верхнем Египте. Поскольку его высота 7, а длина 14 см., то очевидно, что их носил ребенок. А поскольку в местах, где его нашли, проживали копты, то ребенок, скорее всего, происходил из коптской семьи.

Слайд 4. Педагог: - Египтяне всегда любили яркие расцветки. И вот перед нами отлично сохранившаяся пара - это шерстяные носки которым им полторы тысячи лет.

Слайд 5. Педагог: - У нас на Руси в Рязанской области, археологи нашли носок, вместе с надетым на него башмаком. Обувь сохранилась плохо, а вот носку повезло больше. Это находка примерно 11-12 века. Здесь интересно не только то, что носок отлично сохранился, а еще и то, что он был явно выше самого ботинка. Кроме того, носок, скорее всего, снимали вместе с ботинком.

Слайд 6. Педагог: - Вот куда более поздний носок, это 16-17 век. Скорее всего, он связан на 5 спицах, и этот способ вязки максимально близкий к современному способу.

Слайд 7. Педагог: - Вязаные изделия всегда  ценились очень высоко. Например,  в Европе  их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Эти чулки  связанные в ручную в Великобритании, 1640-ые г.г. Широкая верхняя часть чулок была связана по средневековой моде, чтобы соответствовать форме кавалерийских сапог, которые носили с вывернутыми голенищами наружу.

Слайд 8. Педагог: - В средние века в моде были короткие брюки и чтобы ноги не мерзли, придумали гетры. Они закрывали часть ноги. Затем люди добавили к ним дополнительный элемент – носок, так появились гольфы. Шло время, брюки становились длиннее, а гольфы короче, пока не превратились в носки. Видите, сколько времени и труда необходимо было, чтобы появились носки, которые мы с вами носим.

Итак, история носок — наглядна и занимательна.

Теперь вы знаете, сколько труда и терпения нужно, чтобы связать теплые, шерстяные носки. Не зря в народе говорят пословицу: «Терпение и труд все перетрут».

Педагог: - И вот наш клубочек докатился до станции «Пословицы»

Давайте, напомним пословицы о труде. Перед вами гирлянда из цветных (картонных) носок, с обратной стороны написаны пословицы (только их начало) желающий из вас берёт носочек, переворачивает, читает пословицу, и говорит её продолжение.

(дети по желанию выбирают носочек и читают пословицу) Приложение №1.

Педагог:- Молодцы, хорошо знаете пословицы!

(Внимание детей педагог - Рукодельница обращает на корзинку):

Педагог: Есть корзинка у меня

и в ней много всякого добра:

есть клубочки и крючки,

ножницы и пуговки,

стразы да и бусинки.

Педагог: - И вот наш клубочек попал в «Королевство ниток», давайте и мы за ним отправимся и узнаем из чего сделан наш клубок.

Еще давным-давно люди заметили, что шерсть животных очень теплая. Вспомните и назовите домашних животных, от которых можно получить шерсть.

Ответы детей: (коза, овца, баран, верблюды).

Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное  в начале мыли, сушили, затем уже стригли.

Вопрос: Как вы думаете, чем стригли?

Ответы детей: (ножницами).

Да стригли ножницами в ручную, сейчас стригут специальными электрическими машинками для стрижки овец.

Внимание детей педагог обращает на корзинку:

Педагог: У меня в корзине есть готовая овечья шерсть, возьмите её в руки потрогайте и скажите какая она на ощупь? (Дети берут в руки пряжу и рассказывают свои ощущения).

Ответы детей: мягкая, пушистая, теплая.

Слайд 9. Педагог: - Вот из этой шерсти получали пряжу, давайте, и мы попробуем сделать нить: возьмите, потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и веретено.

Хозяйка садилась за эту прялку, брала шерсть, вилочку и пряла, ниточка тянулась на катушку, и получался клубок пряжи, а из пряжи вязали теплые вещи.

Слайд 10. Педагог: - Узоры, которые вязали мастерицы на носках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, звёзды, полоски - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали каждого от злых сил.

Педагог обращается к детям:

- но бывают случаются с носками чудеса, они пропадают, было два, а стал один. Было у вас такое? Давайте послушаем стихотворения про непослушные носки, и выявим причины почему они прячутся. (Дети рассказывают стихи, про носки) Приложение №2

Педагог: Вы прослушали стихи. Поняли причину почему прячутся носки?

Ответы детей: У них нет постоянного места хранения.

Педагог: - Существует ещё одна история появления носков, а причина этому портянки. Портянки - это длинные тканевые или кожаные полоски, которыми обматывали ноги вокруг стопы и голени. И не смотря на то, что первые вязаные носки были обнаружены в Египте, не все их носили. Люди продолжали пользоваться портянками и до сих пор в армии.

Педагог: - И вот наш клубочек докатился до станции «История носок в годы ВОВ»

В годы ВОВ солдаты на фронте носили портянки, но когда наступала зима, то возникала потребность в тёплых вещях. На фронт женщины шили и вязали тёплые вещи. Послушайте как было дело в Ленинграде:

«Осень 1941 года. Ленинград. Враг, не переставая, бомбит город. А в это время в бомбоубежищах женщины распускают старые свитера и вяжут варежки и носки, чтобы отправить на фронт.

Даже те, кто получил похоронку, и ждать уже было некого, продолжали собирать посылки на фронт. Родные погибли, но остались их вещи и одежда, которые оправляли солдатам. Пункты приема посылок работали круглосуточно. Адресата не указывали, писали просто "На фронт". Слали все - шоколад, тушенку, газеты. Но не больше 20 килограммов. Зачастую таскать ящики приходилось хрупким девушкам.

1944 год. Дунай. Только затихли бои, как на военный корабль пришла посылка. Ящик отдали Кате Деминой - единственной девушке на корабле. В ящике лежали шерстяные носки и записка: "Воюй, сыночек, я тебе еще пришлю". Зимой и летом Катю спасали эти серые шерстяные носки. Девятнадцатилетняя девушка доставала из холодной воды раненых моряков, волоком тащила их на сушу. Екатерина Демина спасла 180 человек. В те минуты она дала себе обещание - если выживет и вернется в родной Ленинград, то найдет женщину, связавшую носки. Обещание сдержала. В июне 1945 года разыскала незнакомку. Никаких объяснений - только одна фраза "Спасибо за носки". Женщины молча обнялись и заплакали».

Слайд 11. Педагог: - А вот, послушайте как было дело у нас в Краснодарском крае по сбору тёплых вещей для фронта. Я обратилась в краеведческий музей «Истоки» Центра творчества «Радуга» и получила такую информацию: из постановления бюро Краснодарского крайкома о сборе тёплых вещей для Красной армии от 15 июля 1943 года. Дано задание о сборе тёплых вещей для районов и городов края. И из приложения к протоколу известно, что Роговской район подготовил на фронт 50 пар носок.

Слайд 12. Педагог: - Требования выдвигались следующие: носки должны обладать хорошими тепловыми свойствами, чтобы защищать ноги от обморожения. Должны быть прочными, из шерстяной пряжи, но допускались и полушерстяные (где была одна нить шерстяная, а другая х/б), удобными в носке и соответствовать размерам ноги бойца. Вязка должна быть плотной, ровной, без узлов и рубцов.
Слайд 13. Педагог: - Сегодня на прилавках можно встретить не просто носки, но и их оригинальные варианты как носки-перчатки с разделением для каждого пальца или носки-варежки. Носки – это символ уюта и тепла, согревающие не только наши ноги, но и нашу душу.

И вот наш клубочек привёл нас в город Мастеров, проследуем за ним.

Педагог: - В городе Мастеров живут мастерицы, которые вяжут необычайно красивые и яркие игрушки, вещи, которые они дарят своим друзьям и родным. Они участвуют в различных конкурсах и выставках, занимают призовые места.

Педагог: - Давайте и мы с вами вернёмся к нашей творческой работе, вспомним, что мы делали на прошлом занятии: повторение пройденного материала.

Вопросы к учащимся:

1.Как правильно подобрать пряжу и крючок для вязания носок? (для вязания носок подходит шерстяная и полушерстяная пряжа, а крючок номер 0,1,2)

2.Назовите 2 способа вязания по кругу? (по спирали и рядами)

3.Какой способ мы используем при вязания носка? (по спирали, так он плотный).

4.Как выполняется прибавка, например было 10 петель, стало 20 петель?

(мы вязали в каждую петлю по 2 столбика без накида (первый столбик и в него второй))

5.Как мы вязали пятку?

(мы связали пятку из 10 столбиком без накида, всего 8 рядов).

6. Когда вязали пятку по окончании вязания ряда, выполняли для разворота, какую петлю? (1 воздушную петлю)

Молодцы. Готовы продолжить знакомство с вязанием?

Ответ детей: Да.

Педагог:- Замечательно!

Объяснение нового материала.

Слайд 14. Педагог: - Сейчас, я познакомлю вас с работой, которую будем выполнять. Существуют три формы описания работы используемые при вязании (словесная, пошаговая и схематическая)

Словестная - это когда я вам говорю устно (например, связать 10 ст.б.н.)

Пошаговая – это когда вы пользуетесь записью в технологической карте (например, выполняете работу по пунктам, с начало 1, 2 и так до конца) технологической карте №1

Схематическая – это когда мы работаем по схеме (например, вяжем салфетку) технологической карте №2. Все эти формы описания, мы будем и использовать на занятии.

Педагог: - Для тех кто работает по технологической карте №1 (Приложение № 3).

Возьмите технологические карты №1. Сегодня мы свяжем последние 3 ряда столбиками без накида, по кругу. Последний ряд выполним узором «Пико». Узор «Пико» выполняем следующим образом, вяжем 3 столбика без накида, затем 3 воздушных петли, соединяем последнюю петлю с столбиком без накида, получилось «пико», и так чередуем 3 столбика «пико».

Педагог: - Для тех кто работает по технологической карту № 2 и обратите внимание на предпоследний ряд (чтение схемы) (Приложение № 4).

Давайте прочитаем его. Наша основа имеет форму пятиугольника. В этом ряду мы выполним прибавление петель. На углах мы будем провязывать «Рогатку» из трёх столбиков с накидом, двух воздушных петель и трёх столбиков с накидом, далее в каждое окошко провязываем три столбика с накидом, при переходе одна воздушная петля. Закончим ряд соединительным столбиком. Далее нить отрезать, присоединить зелёную, и провязать одну сторону пятиугольника столбиками без накида, затем сложить основу, придавая форму носка и обвязать столбиками без накида по всей длине сверху в них.

После приступим к оформлению, украсим снежинками, бантиками и подвесной петелькой.

Педагог:- Перед тем, как нам приступить к практической работе, давайте вспомним правила по технике безопасности. Проводиться игра «Новогодний мешочек».

Педагог: - На столе разложены картонные фигуры носков разного цвета, а с обратной стороны нарисован инструмент, о котором дети должны рассказать правила по технике безопасности. Учащиеся по очереди достают из мешочка клубок и, то каким цветом клубок, таким же цветом поднимают носок и рассказывают ТБ этого инструмента.

Практическая работа.

Педагог: - Вязание должно приносить удовольствие и пользу, поэтому необходимо помнить о своем теле и соседях во время работы, сядьте удобно, возьмите пряжу и крючки и приступайте к работе.

Текущий инструктаж. Напоминание о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком. Индивидуальная работа (помощь).

Слайд 15. Педагог: - Настало время провести физкультминутку. Презентация физминутки (проводят дети)

Продолжение практической работы.

Целевой обход – соблюдение правил техники безопасности, индивидуальная работа (помощь).

Педагог: - У вас на столе разложены бантики, снежинки, пайетки, клей. Я покажу, как из них составить маленькую композицию и приклеить на носок (показ), но вы можете оформить по-своему. Учащиеся самостоятельно украшают носок.

Анализ работы.

По мере изготовления дети показывают свои работы.
Педагог: - Посмотрим, какие красивые и интересные носочки у вас получились.
Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные (все ли учащиеся справились с работой).

Проверяется качество выполненной работы по следующим показателям:

- соблюдение правил вязания и техники безопасности;

- изделие должно быть объёмным;

- соблюдение прибавлений, равномерная вязка, плотность вязания;

-  нить после окончания вязания закреплена правильно;

- аккуратность выполненной работы.

III. Заключительная часть

Подведение итогов.

Слайд 16. Педагог: - Давайте вспомним, что нового сегодня вы узнали на занятии.

1.Где ученые обнаружили первый вязаный носок? Ответы детей (В Египте).

2.Чем это носок был необычный? Ответы детей (Необычен тем, что большой палец на носках вывязывался отдельно, чтобы удобно было носить сандали).

3.Какие рисунки, орнаменты использовали при вязании носок? Ответы детей

(птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, звёзды, полоски).

4.Назовите старинное орудие труда которое помогало превратить шерсть в пряжу? Ответы детей (прялка и веретено).

5.Сколько пар носок на фронт отправил Роговской район? Ответы детей (50)

6.Какой способ вязания мы используем при вязании носок и почему? Ответы детей (по спирали, так он плотный).

7.Назовите три формы описания работы при вязании? Ответы детей (Словесная, пошаговая и по схеме.)

8.Какие петли мы сегодня использовали в работе? Ответы детей (столбики без накида)

9.Какой вид должно иметь законченное изделие? Ответы детей (Оно должно быть красивым и чистым.)

Педагог: - Наше путешествие подходит к концу. У вас у каждой получился замечательный сувенир. Я думаю, что вашим близким тоже понравится сувенир.

А так как у нас скоро Новый год, давайте напишем пожелания своим родным и положим в волшебный носок, чтобы в новогоднюю ночь оно обязательно исполнилось.

Пожелание педагога: - В конце мне хотелось бы сказать такие слова:

Познавайте себя – это интересно!

Творите себя – это необходимо!

Утверждайте  себя – это возможно!

Проявите  себя – это реально!

Вот такие они такие непростые «простые носки»: и для тепла, и для боя, и для работы, и для красоты.

А на сегодня всё, всем спасибо за внимание и работу. До свидания.

До новых путешествий!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!