СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельностью на тему "День славянской культуры и письменности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие приурочено ко Дню православной книги. Проводили открытое занятие для учеников 1-4 классов с приглашением Настоятеля местного храма.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельностью на тему "День славянской культуры и письменности"»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарской областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования






Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Проектирование занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

в 3 классе по программе «Основы православной культуры»

по теме: «День славянской письменности и культуры»


Сроки обучения: с 21 марта по 25 марта 2016г.











Выполнила:

Шигина Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка

м.р. Сызранский









Самара 2016



Пояснительная записка.

Тема выбрана мной неслучайно, т.к. считаю дар письма и чтения главным в деле развития личности ребёнка. Я работаю в школе 39-й год, уроки и внеурочную деятельность по «Основам православной культуры» веду четвёртый год. Большинство детей интересуются духовными традициями православных христиан, хотят узнать историю своих предков. Эта тема интегрируется в уроки литературного чтения и окружающего мира. По планированию эта тема урока № 30. Я проводила это занятие открытое для учеников 1-4 классов.

Тема занятия «День славянской письменности и культуры»

«Бескнижная человеческая душа мертва… Слушать слова чужого языка всё равно, что слушать медный звон… Народы, которые не имеют книг, являются голыми, беззащитными, потому что они не могут бороться с врагами наших душ». Константин Преславский.

Цели занятия: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России.

Задачи:

- в интерактивной форме преподнести знания о значении письменности для народов России, о старославянской азбуке и её смысловом наполнении;

- объяснить значимость государственного праздника Дня славянской письменности и культуры и духовного – дня Святых Кирилла и Мефодия;

- пропагандировать ценность духовного чтения для развития личности школьника;

Ход занятия.

Учитель. Здравствуйте дети, сегодня наше занятие посвящено Дню славянской письменности и культуры. Это государственный и очень важный праздник России, утверждён в 1991 г. и ежегодно отмечается вместе с Православной церковью в День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, кириллицы. Известно, что наличие письменности является одной из основ государственности. Подвиг, который совершили святые братья, состоит в том, что они подарили миру славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых на Руси не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь… Это было в 863 г.

Более тысячи лет славянский мир с благодарностью пользуется трудами святых Кирилла и Мефодия, памятником им является и великая русская литература.

Выступление детей.

1.Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

Великой красоты и сложности предел,

Животворящий сплав прошедшего и мига,

Фундамент для грядущих добрых дел.

 

2.Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха, День Победы, Неделя славянской письменности и культуры, соединенная с праздником русского языка. В чудесный хоровод этих праздников вплетается и новый праздник – День Православной Книги.

 

3.Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

 

4. Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой,

какой мы видим её сейчас.


Учитель. (Рассказывает о возникновении праздника Дня православной книги)

День православной книги отмечается ежегодно 14 марта, начиная с 2009 года. Празднование Дня православной книги приурочено  к выходу первой в России точно датированной печатной книги "Апостол", выпущенной Иваном Фёдоровым в 1564 году (в этом году отмечается 451 год с этого знаменательного события).

Но чтобы печатать книги или писать от руки, нужна была своя азбука. Азбука, которой мы пользуемся по сей день, - это великий труд греческих братьев Кирилла и Мефодия.


(По ходу праздника демонстрируется презентация «День православной книги»)

Выступают дети.

1.

До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках.


 2.

В 862 г.  по просьбе славянского князя Ростислава, царь Михаил послал святых братьев в Моравию для перевода богослужебных книг на славянский язык. Горячо молились святые Кирилл и Мефодий перед иконой Богородицы, чтобы она помогла им придумать для славян азбуку.


 

3.Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.


4.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

 

5.

И казалось, блеск небесных звезд

Эта книга бережно хранит,

И казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

6.И возрадовались славяне и возблагодарили Бога, что Господь даровал им

письмена, чтобы могли они славить Бога на родном своем языке.


7.Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых

обителей монахи.


8. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали

красными чернилами.


9.Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и

драгоценными камнями.

 

Дети читают стихи.

1. Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью.

И, словно драгоценные венцы,

Евангелия старинные сияли.


2.В обителях послушники-писцы

Старательно умелою рукой

Строку вели усердно за строкой.


3. Письма славянского узорчатая вязь

Орнаментом цветочным оплелась,

А силуэты лесных зверей и птиц

Цветами, травами и стеблями вились.

Учитель.  Сегодня мы так часто пользуемся книгой, что даже не обращаем внимания на то, что держим в руках уникальный памятник человеческой культуры. Ведь благодаря книге знания передаются не только горизонтально, от одного человека к другому, но и вертикально — из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В книгах сосредоточена мудрость человечества.


Учитель. Слово предоставляется настоятелю нашего Храма протоиерею отцу Алексею.


Учитель. Слово предоставляется учителю русского языка и литературы Щипцовой Н.В. (рассказывает о житие первоучителей Кирилла и Мефодия)


Учитель. Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». И сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы о книге.

Нужно закончить фразу. Слушайте внимательно:

1. Кто много читает,                            тот много знает.

2.С книгой поведешься,                         ума наберёшься.

3.Нет умного соседа,                               с книгой побеседуй.

4.Написано пером                                  не вырубишь топором.

5.Будешь книги читать,                          будешь всё знать.

6.Книга твой друг,                                  без неё как без рук.


Учитель. А сейчас посмотрим сценку про то, что думает книга.

Ведущий: 

Книжка-малышка на полке стояла, 
Книжка-малышка считалку читала: 
Раз, два, три, четыре, пять – 
Можешь брать меня читать!

 

Книжка-малышка:

Я – книга! Я наставник твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда опрятен!

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ай! Супом ты меня закапал!

Ой! Уронил меня ты на пол!

Мой переплёт не выгибай!

Мне корешок не поломай!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы?

А про закладку помнишь ты?

Не забывай меня в саду!

Вдруг дождик грянет на беду?

Меня в обложку оберни!

Где взял меня – туда верни! (Книжка-малышка уходит)

 

Учитель. Книга – очень ценное достояние человечества . Много трудов затратили люди на её изготовление, поэтому нужно обращаться с ней бережно!


Библиотекарь. А сейчас мы немного поиграем с вами.

Я буду читать стихи, задавать вам вопросы, а вы будьте внимательны.

Там, где вы согласны, отвечайте хором: « Это я, это я, это все мои друзья», а где не согласны, нужно – молчать.

Давайте хором повторим.  (репетируют с залом  рефрен)

Приготовились?

- Помнит кто из вас, друзья,

Что без книг прожить нельзя?

- Кто читал так много книг,

Что не помнит, что же в них?

- Кто так много книжек брал,

Что сдавать их забывал?

- Знает кто из вас, друзья:

Что книги пачкать, рвать нельзя?

- Кто из вас готов брать книжки,

Чтоб смотреть там лишь картинки?

- Есть ли среди вас такой,

Кто день и ночь читать готов?

- Есть ли среди вас такой,

Кто от книг бежит стрелой?

Ну, молодцы, не собьешь вас! Видно любите читать книги. Приходите чаще в библиотеку. Дружба с русской книгой делает человека чище и светлее.

***************************************************************


Ученик. И это всё. Мы ставим точку.

Уходит книга вдаль времён.

Так день перетекает в ночку,

Но в ней – не будет погребён.


2. Всё слаще шелеста страницы,

И не кончается строка!

Летит молитва – голубица,

Ей наполняются сердца.


Учитель. Вот и подошел к концу наш праздник небольшой,

Чтения духовного желаем всей душой!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!