СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке раскрывается методика проведения открытого заседания кружка по дисциплине «Математика».

Методическая разработка предназначена для руководителей предметных кружков, преподавателей, применяющих инновационные формы и игровые технологии при проведении занятий.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»

Комиссия математической и общей естественнонаучной подготовки










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(сценарий)

открытого заседания математического кружка

«Занимательная математика»


Специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.02.02 Компьютерные сети







Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математической и общей естественнонаучной подготовки и рекомендовано к утверждению

Протокол № 7 от «06» 03. 2021 г.

Зав. учебно-методическим кабинетом _________________Т.В.Кучеренко


Подготовил преподаватель

Е.В.Мудрецкая







Горловка, 2021 г.

Методическая разработка открытого заседания математического кружка. Подготовил преподаватель высшей категории Е.В.Мудрецкая - Горловка: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», 2021. - 23 с.












В методической разработке раскрывается методика проведения открытого заседания кружка по дисциплине «Математика».

Методическая разработка предназначена для руководителей предметных кружков, преподавателей, применяющих инновационные формы и игровые технологии при проведении занятий.






Рецензенты:

  1. Свириденко М.Н.- преподаватель ГПОУ «ГКПТЭ», специалист высшей категории

  2. Старченко Е.А.- преподаватель математики ГПОУ ГТ ГОУ ВПО «ДОННУ», специалист высшей категории















СОДЕРЖАНИЕ



С.

Введение

4

План заседания кружка

5

План занятия

5

Сценарий проведения мероприятия

7

Вывод

12

Список использованной литературы

13

Приложение А «Фрагменты мультфильмов»

14

Приложение Б Конкурс «Великие математики»

15

Приложение В Конкурс «Танграм»

16

Приложение Г Конкурс «Математическая грамотность»

17

Приложение Д Конкурс «Метод решётки»

18

Приложение Ж Конкурс «Подсказки»

19

Приложение З Конкурс «Ребусы»

20

Приложение И Конкурс «Великая мудрость»

23







ВВЕДЕНИЕ


Рано или поздно всякая правильная  

                                                                математическая идея находит  

                                                                       применение в том или ином деле.

                                                                                          А.Н.Крылов



Одним из путей повышения интереса к изучению математики является внеаудиторная работа. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие и логические способности студентов, их интеллект. Часто используемыми формами такой работы являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны далеко не всем. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным студентам. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для обучающегося – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность, с другой – несет праздничность и дух состязательности.

Мероприятие «Занимательная математика» можно проводить для студентов 1 и 2 курсов всех специальностей.

Оно включает в себя следующие конкурсы:

  • Великие математики

  • Танграм

  • Математическая грамотность

  • Метод решётки

  • Творческий

  • Подсказки

  • Ребусы

  • Великая мудрость

 








1. ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ КРУЖКА


ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Дисциплина: «Математика»

Специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.02.02 Компьютерные сети

Дата: 02.04.2019 г.

Группы: 14-ЭБ, 24-ЭБ, 13-КС

Количество студентов по списку: 24

Место проведения: аудитория № 107

Тема мероприятия: «Занимательная математика»

Цели мероприятия:

Методическая – усовершенствование использования нетрадиционных форм и методов организации внеурочной деятельности обучающихся.

Воспитательная – усовершенствование навыков сотрудничества, умения отстаивать свою точку зрения, воспитание чувства ответственности. Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию знаний. Прививать интерес к математике.

Обучающая – в игровой форме повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор. Выработка навыков  нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач.

Развивающая – развитие творческих способностей студентов, познавательного интереса, интеллекта, речи, памяти, внимания.

Формы и методы организации мероприятия: интерактивная игра, конкурсы.

Межпредметные связи: русский язык, информатика и ИКТ.

Обеспечение мероприятия:

Методическое: методическая разработка мероприятия; раздаточный материал для игры «Танграм».

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

Наглядные пособия:

- презентация;

- интерактивная игра;

- видеоролики.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nenuda.ru/в-мире-математики.html

  2. https://math-city.nethouse.ru/articles

  3. https://www.uchportal.ru/load/23

  4. http://klassteacher.com/category/matematika-2/otkrytye-uroki

  5. http://sokolova-aa.ru/teacher/open-lessons

  6. https://open-lesson.net/mathematics/

  7. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/95-maths/


2. СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ


Здравствуйте уважаемые участники, гости. Очень часто говорят, что математика не нужна и совсем не важна. Я хочу напомнить, что даже в мультфильмах показана ее необходимость. (приложение А)


Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика даешь,
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты, 
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром… Аплодисментов!
Внимание! Начинаем наши состязания.


Уважаемые участники, наш первый конкурс «Великие математики».

Портреты математиков выстроились в ряд,
Глазами мудрыми со стен на нас глядят.
А чем прославились и что изобрели 
Через минуту вспомните и вы! (приложение Б)

Командам задаются вопросы, касающиеся жизни великих математиков. На экране появляются 8 портретов великих математиков. Та команда, которая первой поднимет руку, получает право ответа. За правильный ответ команде присуждается 2 балла.


1. Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»? (Греческий учёный,  математик Архимед, основатель  гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских  кранов, защитник Сиракуз.  И сегодня известны: спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т.д. Это он определил приближённое значение числа π(пи). Осталось имя Архимеда и в физике - закон Архимеда, винт Архимеда. кто не помнит его знаменитое восклицание: «Эврика!»? (1))

  1. Этот человек не только придумал знак интеграла и математические формулы, но и сделал открытия в других научных областях. В 1673 году он придумал настольную вычислительную машину, ведущую автоматическую запись обрабатываемых чисел в десятичной системе исчисления.  Кто он? (Лейбниц) (2)

  2. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Р. Декарт)(6)

  3. Профессор, член-корреспондент Петербургской академии наук, решившая задачу о вращении гироскопа. (Софья Ковалевская)(7)

  4. Кто впервые систематизировал геометрические сведения? III век до н.э., (Евклид- древнегреческий геометр) (4)

  5. Кто открыл законы современного нам музыкального ряда, кто открыл тайны строения Солнечной системы. Этот ученый родоначальник открытия числа «Пи». Он был также и отличным кулачным бойцом – в 588 году до нашей эры он стал чемпионом 48-х Олимпийских игр (Пифагор) (3)

  6. Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю»? (Архимед).(1)

  7. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Основоположник буквенной символики. Его   называли «отцом буквенной современной алгебры». (XVI век, французский  математик Франсуа Виет).(5)

Следующий наш конкурс – игра «Танграм» (приложение В)

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". Головоломки любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим экономистам и специалистам по компьютерным сетям.

Танграм - головоломка, которую придумали в Китае более 4000 лет назад. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит Танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

  По одной из версий у одного мастера из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения.


Ребята, у каждого на паре лежит конверт, выложите все из него на парту. Вас у каждого в конверте лежит квадрат, который разделён на 7 фигур. Я Вам предлагаю из них собрать ту самую фарфоровую плиточку, которую разбил китайский мастер. Вам необходимо собрать квадрат.

Команда, которая выполнила задание, получает 5 баллов, вторая команда – 3 балла.


Следующий конкурс называется «Математическая грамотность» (приложение Г).

Из каждой команды приглашаются капитаны, которые должны под диктовку правильно написать математические термины. За каждый правильно написанный термин – 1 балл.


Команда 1: параллельные прямые, перпендикуляр, параллелограмм, биссектриса, абсцисса, коэффициент, симметрия, иррациональность.


Команда 2: параллелограмм, расстояние, дифференциал, дискриминант, параллелепипед, экстремум, асимптота, коллинеарные векторы


Давайте, отдадим ваши слова для проверки нашему уважаемому жюри.


Следующий конкурс называется «Метод решётки» (приложение Д).

Я вам покажу, как умножать разные числа методом решетки. Затем каждая команда получит пример, который необходимо посчитать. Таким образом, мы посмотрим, насколько вы усвоили вычисление данным методом. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Та команда, которая первой выполнит задание, получит дополнительные 3 балла.

Команда 1. 163*241 (Ответ: 39283)

Команда 2. 235*158 (Ответ: 37130)


Следующий наш конкурс называется он «Творческий».

Командам предлагается нарисовать царицу математики с помощью цифр. Время 5 минут. При выставлении баллов учитывается соответствие теме, верное трактовка задания, слаженность и законченность работы. Максимальное количество 5 баллов.


Например:








Хотя подсказки в школе не в почете,
Они живучи, как никто другой.
А их вопросом наводящим назовете,
Хоть смысл и тот же, но  результат иной!

Следующим нашим конкурсом является «Подсказки» (приложение Ж).

В каждом вопросе речь идет о каком-либо объекте, имею­щем отношение к математике. Команды по очереди называ­ют свои версии, но после каждой подсказки количество бал­лов, которое можно получить, уменьшается на 2.

За ответ с первой попытки участники могут получить 10 баллов.

1. Этого нет у окружности. 
1)  Это есть у правильного n-угольника. 
2)  Может быть внутри и вне фигуры. 
3)  Может использоваться для нахождения площади
4) Их не может быть меньше двух. 
5) Может являться осью симметрии. 
6)  У параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. 
Ответ: диагональ.

2. Приспособление для счета. 
1)  Не нужны батарейки. 
2)  Просто в обращении. 
3)  Благодаря ему появилась позиционная система счисления. 
4)  Всегда перед глазами. 
5)  Без этого трудно первокласснику. 
6)  Пять братьев в одном чулане живут.
Ответ: пальцы.


Следующий конкурс «Ребусы» (приложение З). За каждый разгаданный ребус команда получает 1 балл.


Наш следующий конкурс называется «Великая мудрость» (приложение И).

Для общения друг с другом мы используем код - русский язык. При разговоре этот код передается звуками, при письме - буквами. Водитель передает сигнал с помощью гудка или миганием фар. Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги в виде сигналов светофора. Таким образом, кодирование сводиться к использованию совокупности символов по строго определенным правилам. Кодировать информацию можно разными способами.

Я вам предлагаю расшифровать с помощью азбуки Морзе зашифрованное высказывание о математике. Та команда, которая быстрей расшифрует, получает 5 баллов. Вторая команда, при правильной расшифровке, получает 3 балла.


На этом наше заседание кружка можно считать закрытым.

Я, подводя итог, хочу сказать, 
Что потрудились вы на пять.
Не стыдно грамоты вручать.

И руки крепко пожимать.



(Самым активным участникам вручаются грамоты).


ВЫВОД


Данная методическая разработка была апробирована на открытом мероприятии, участниками которого были студенты – первокурсники и второкурсники групп 14-ЭБ, 24-ЭБ, 13-КС.

Вопросы и задания составлены так, что были интересны не только отличникам по математике, но и любителям других дисциплин. Веселые познавательные игры, конкурсы значительно оживили изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика.

Мероприятие сопровождалось показом презентаций, что сделало его более зрелищным. Показ презентации с яркими иллюстрациями, интересные конкурсы позволили сделать игру увлекательной, интересной и запоминающейся.

Методическая разработка может быть использована преподавателями математики СПО и школьными учителями при проведении внеклассных мероприятий.
































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Агеева И.Д.Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие.- Москва: «Творческий Центр»,2006.-240 с.

2. Акимова С. Занимательная математика.- Санкт –Петербург. : “Тригон”, 1997. – 608 с., илл.

3.Альхова З.Н.Внеклассная работа по математике - Саратов ОАО «Лицей»,2001-288 с.

4. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 44 – 53.

5. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.

6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл.сре.шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. ISBN 5-09-000412-9

8. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1978.- 192с.





























Приложение А

Фрагменты мультфильмов










































Приложение Б


Конкурс «Великие математики»






























Приложение В

К онкурс «Танграм»




























Приложение Г

Конкурс «Математическая грамотность»








































Приложение Д

Конкурс «Метод решётки»

























Приложение Ж

Конкурс «Подсказки»









































Приложение З

К онкурс «Ребусы»


























































































































Приложение И

Конкурс «Великая мудрость»


- - -

-
















- -

- - -

- - -

-

-

- -

- -










- - -

-

- - -

- -

-





- -

- - -

-

- -

-

- -

-




- -










- -

- - -

-

- - -

- -






- -

-

-

-

- - -

- -

- -




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!