Занимательные уроки
Урок-рассуждение «Роль птиц и их охрана» (7 класс)
(Экологическая группа птиц§ 32)
Тема урока: Птицы
Цель урока: воспитание научного мировоззрения, заботливого отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
План урока
Организационный момент.
Изучение нового материала
Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Значение птиц в природе.
Птицы являются одним из важнейших природных элементом, они входят в круговорот веществ, и их роль огромна. Обусловлено это и немалым видовым разнообразием птиц — 9000 видов; на нашей планете всего около 100 млрд. птиц. В чем же роль птиц в природе? (Ограничение роста растений, опыление цветковых растений, распространение семян, являются санитарами). То есть птицы нужны в природе для поддержания баланса.
Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.
Промысловые и домашние птицы предоставляют нам:
мясо, яйца, жир, («ласточкины гнезда» — Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы);
удобрение;
пух (морская утка — гага, дает теплейший пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников);
цель спортивной охоты (фазаны, куропатки, рябчики, гуси, перепела, утки);
едят вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки едят колорадских жуков);
едят разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных;
эстетическое и научное значение;
являются украшением.
Причины сокращения и исчезновения птиц
Учитель, проводя урок, читает строки поэта К.В. Авилова:
«Вы услышите сквозь грохот столетий.
Вашу кровлю минует беда,
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда».
В настоящий момент птицам грозит беда, они могут пропасть полностью. Сейчас каждый второй вид птиц под угрозой исчезновения.
Причины подобного положения дел такие.
Неоправданный промысел. Полярная утка-гага, у которой самый теплый пух, весной выстилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают пух для своих целей, уничтожают взрослых птиц. Сейчас гаги находятся в Красной Книге, охраняются государством в Кандалакшском заповеднике. В начале XX века среди модниц особым высшим шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки из перьев таких птичек а в XVII—XVIII веках в моде были шляпы, украшенные перьями страусов. В итоге миллионы птиц стали жертвами моды.
Перемена места жительства, вырубание лесов, распашка степей, осушение болот. Дрофа в 50-е годы XX века в огромном количестве обитала в степях вокруг шахтерского поселка — Губкина. В результате строительства города, использования земель данные птицы прекратили гнездиться и тем самым сократили резко численность.
Болезни, которые завез человек. Вместе с людьми и их питомцами на открытые земли приходило много инфекций, большая часть которых стали губительными для животных этих земель.
Уничтожение домашними животными. Во время географических открытий люди переселялись, завозя вместе с собой своих домашних любимцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках еды, а иногда и жилья губили гнезда, норы птиц, съедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Например, на островах и в Австралии обитало множество видов нелетающих птиц. Кошки стали причиной исчезновения 20 % видов птиц этих мест.
Загрязнение окружающей среды. Сейчас в цепи питания животных, в том числе и птиц, появилось множество ядовитых веществ. Все вещества, со временем накапливаясь в организмах животных, приводят к появлению у них хронических заболеваний, мутаций и уродства у потомства.
4. Охрана птиц.
Для охраны животного и растительного мира применяют разные меры.
Международные организации: ГРИНПИС, МСОП, СИПО.
Красная Книга, Черная Книга.
Особые меры для сохранения исчезающих видов.
Заповедники.
5.Предложение учителя самому содействовать сохранению ц, а именно:
Защищать гнезда.
Не кричать в лесу.
Не нарушать правила отстрела.
Не брать яйца и птенцов из гнезда.
Строить кормушки.
Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
3. Подведение итогов урока
Домашнее задание — составление кроссворда «Птицы».