СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные уроки. Урок-рассуждение «Роль птиц и их охрана» (7 класс) (Экологическая группа птиц § 32)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-рассуждение

Просмотр содержимого документа
«Занимательные уроки. Урок-рассуждение «Роль птиц и их охрана» (7 класс) (Экологическая группа птиц § 32)»

Занимательные уроки

Урок-рассуждение «Роль птиц и их охрана» (7 класс)

(Экологическая группа птиц§ 32)

Тема урока: Птицы

Цель урока: воспитание научного мировоззрения, заботливого отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.

План урока

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала

    3. Подведение итогов урока.

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Изучение нового материала

        1. Значение птиц в природе.

Птицы являются одним из важнейших природных элементом, они входят в круговорот веществ, и их роль огромна. Обусловлено это и немалым видовым разнообразием птиц — 9000 видов; на нашей планете всего около 100 млрд. птиц. В чем же роль птиц в природе? (Ограничение роста растений, опыление цветковых растений, рас­пространение семян, являются санитарами). То есть птицы нужны в природе для поддержания баланса.

        1. Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

Промысловые и домашние птицы предоставляют нам:

          1. мясо, яйца, жир, («ласточкины гнезда» — Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы);

          2. удобрение;

          3. пух (морская утка — гага, дает теплейший пух, для скафанд­ров космонавтов, для костюмов полярников);

          4. цель спортивной охоты (фазаны, куропатки, рябчики, гуси, перепела, утки);

          5. едят вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки едят колорадских жуков);

          6. едят разносчиков опасных инфекционных заболеваний чело­века и животных;

          7. эстетическое и научное значение;

          8. являются украшением.

      1. Причины сокращения и исчезновения птиц

Учитель, проводя урок, читает строки поэта К.В. Авилова:

«Вы услышите сквозь грохот столетий.

Вашу кровлю минует беда,

Если новой весной на рассвете

Белый аист вернется сюда».

В настоящий момент птицам грозит беда, они могут пропасть полностью. Сейчас каждый второй вид птиц под угрозой исчезновения.

Причины подобного положения дел такие.

  1. Неоправданный промысел. Полярная утка-гага, у которой самый теплый пух, весной выстилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают пух для своих целей, уничтожают взрослых птиц. Сейчас гаги находятся в Красной Книге, охраняются государством в Кандалакшском заповеднике. В начале XX века среди модниц особым высшим шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки из перьев таких птичек а в XVII—XVIII веках в моде были шляпы, украшенные перьями страусов. В итоге миллионы птиц стали жертвами моды.

  2. Перемена места жительства, вырубание лесов, распашка степей, осушение болот. Дрофа в 50-е годы XX века в огромном количе­стве обитала в степях вокруг шахтерского поселка — Губкина. В ре­зультате строительства города, использования земель данные птицы прекратили гнездиться и тем самым сократили резко численность.

  3. Болезни, которые завез человек. Вместе с людьми и их питом­цами на открытые земли приходило много инфекций, большая часть которых стали губительными для животных этих земель.

  4. Уничтожение домашними животными. Во время географиче­ских открытий люди переселялись, завозя вместе с собой своих до­машних любимцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках еды, а иногда и жилья губили гнезда, норы птиц, съедали яй­ца, птенцов, да и взрослых птиц. Например, на островах и в Австралии обитало множество видов нелетающих птиц. Кошки стали причиной исчезновения 20 % видов птиц этих мест.

  5. Загрязнение окружающей среды. Сейчас в цепи питания жи­вотных, в том числе и птиц, появилось множество ядовитых веществ. Все вещества, со временем накапливаясь в организмах животных, приводят к появлению у них хронических заболеваний, мутаций и уродства у потомства.

4. Охрана птиц.

Для охраны животного и растительного мира применяют разные меры.

    1. Международные организации: ГРИНПИС, МСОП, СИПО.

    2. Красная Книга, Черная Книга.

    3. Особые меры для сохранения исчезающих видов.

    4. Заповедники.

5.Предложение учителя самому содействовать сохранению ц, а именно:

  • Защищать гнезда.

  • Не кричать в лесу.

  • Не нарушать правила отстрела.

  • Не брать яйца и птенцов из гнезда.

  • Строить кормушки.

  • Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

3. Подведение итогов урока

Домашнее задание — составление кроссворда «Птицы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!