СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный материал по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательный материал по окружающему миру может использован для проведения предметной недели или для активизации познавательной деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал по окружающему миру»

Задание 1.

Задание 2.













Задание 3.



Задание. Пищевая цепочка. Какая пищевая цепочка составлена правильно?

А) мышь – змея – ястреб;
Б) корень дуба – личинка майского жука – крот;
В) трава – еж – сова.





















Кроссворд «Лес».

1





2





3





4





5



6





7







8













  1. Проворная зверушка

Живет в дупле – избушке.

Целый день скок- поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок.

  1. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя

Промелькнуло, пробежало

Нет ни дыма, ни пожара.

  1. Кто на голове лес носит?

  2. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши выше головы?

  1. Зимой и летом одним цветом.

  2. Родственница елке

Длинные иголки.

  1. Стоит на полянке

В красном платье Татьянка

Вся в белых крапинках.

  1. Я родился в день дождливый

По березой молодой.

Стройный, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.





Ответы: 1.Белка. 2. Лиа. 3. Олень. 4. Заяц. 5. Ель. 6. Сосна. 7. Мухомор. 8. Подберезовик.





Кроссворд «Животные леса»



1





2



3



4





5




6


7



8




9





  1. Писатель – натуралист.

  2. Любительница орешков и сухих грибов.

  3. Самая быстрая птица.

  4. Сам мал, незаметно хожу.

Но груз огромный ношу.

  1. Главный враг белки.

  2. Серая шубка, острые зубки. Сама мала, но кошке мила.

  3. Клювом шишки потрошит, голосом речистым, чистым

Кле-кле-кле – поет со свистом.

  1. То, как флейта, поет – заливается, то как дикая кошка мяукает.

  2. Эту птицу иногда малиновкой кличут – за яркую окраску грудки.

По вертикали:

Автор книги «Животные – строители».





Ответы: По горизонтали: 1.Сладков. 2. Белка. 3. Стриж. 4. Муравей. 5. Куница. 6. Мышь. 7. Клест. 8. Зарянка.

По вертикали: Акимушкин.







Кроссворд «Животные леса»

1




2







3






4








5




6




7






8






9






10







  1. Самое крупное животное наших лесов – высотой до 2 метров, весом до 500 кг.

  2. Птица, не вьющая гнезд, но любящая считать чужие года.

  3. Хищный зверек, живущий под землей, но очень чистоплотный.

  4. Крупный зверь – сладкоежка.

  5. Самый искусный строитель, самый большой грызун.

  6. Хитрая плутовка.

  7. Птица – чемпионка по уничтожению вредных насекомых, птичка – невеличка, но большая хвастунишка, хвалилась море зажечь…

  8. Птица, любившая «кашку сварить, деток накормить», любит пострекотать.

  9. Имя этой птичке не подходит, прилетает очень рано, морозов не боится и не зябнет.

  10. Считается лучшим певцом.





Ответы: По горизонтали: 1. Лось. 2. Кукушка. 3. Барсук. 4. Медведь. 5. Бобр. 6. Лиса. 7. Синица. 8. Сорока. 9. Зяблик. 10. Соловей.

По вертикали: Скребицкий.







Кроссворд «Животные леса»

1







2




3





4







5







6




7





8






9







10






11








По горизонтали:

  1. Птица – «родственница» Снегурочки.

  2. Лесной великан, но может пройти через болото, не проваливаясь в трясину.

  3. Он и рябинник, и белобровик, и деряба…Но особенно хорош – певчий.

  4. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.

  5. Лесной петух.

  6. Серый лесной разбойник.

  7. Желуди собирает, дубы «сеет».

  8. От нас на зиму улетает, сало любит, спинкой зеленоватая, животиком желтоватая…

  9. Эти птицы живут в смешанном лесу, на юг не улетают, зимой в лесу ночуют, питаются почками деревьев, летом насекомыми, осенью – семенами сорняков.

  10. Хищный зверек, охотиться на мышей, зайцев, белок и …очень любит вишню.

  11. Летом - серый, зимой – белый.

По вертикали:

Маленькая серая птичка с ярко-рыжим («горящим») хвостом.

Ответы: По горизонтали: 1. Снегирь. 2. Лось. 3. Дрозд. 4. Ящерица. 5. Глухарь. 6. Волк. 7. Сойка. 8. Синица. 9. Тетерев. 10. Куница. 11. Заяц.

По вертикали: Горихвостка.







Решить логическую задачу:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

  • Вода и молоко не в бутылке.

  • Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.

  • В банке не лимонад и не вода

  • Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Вписать слова, относящиеся к природе.













Задание

Привести в соответствие названия и рисунки лекарственных растений.

Расшифровать послание (вариант 2)



В этих анаграммах прочитайте названия птиц. Какое слово лишнее?

  • волига

  • ницаси

  • гайпопу

  • рокасо

  • вейлосо

  • рецкво

  • занас

  • усстра

  • линфи

  • бейрово

(иволга, синица, попугай, сорока, соловей, скворец, сазан, страус, филин, воробей)

Окружающий мир


I. Занимательные вопросы и загадки


1. Когда сутки короче: зимой или летом? (одинаковые)

2. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (яма)

3.
Какую траву и слепой узнает? (крапиву)

4.
Какой грызун любит жить на столе? (мышь)

5.
Кто живет, пока его кормят, и умирает, когда его напоят водой? (огонь)

6.
Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не закрывая его дырочки? (можно, снег или лед)

7.
Можно ли зажечь спичку под водой? (можно, например, в подводной лодке)

8.
Что бывает белой, черной и красной? (смородина)

9.
Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран — барана. Кого видит обезьяна и почему? (себя в зеркале)

10.
Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли ожидать через 36 часов солнечной погоды? (нет, это будет ночь)

11.
Чтобы Ивану Васильевичу дойти до работы, требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (нет разницы)

12.
Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)

13.
Три картофелины сварились в кастрюле за 20 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (20)

14.
Дом имеет 4 стены. В каждой стене по одному окну и все окна выходят на юг. В одно из них заглянул медведь. Какого он был цвета? (белого, потому что на северном полюсе)

15.
Почему снегирю дали снежное имя? (снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края)

16.
Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами, не называя дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

17.
Как можно назвать одним словом разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых? (режим)

18.
Какой цветок называют "царицей цветов"? (роза)

19.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)

20.

Раскинут ковер,
Рассыпан горох;
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать. (небо и звезды)


•••


21. На каком топливе работали автомобили в Цветочном городе:

  • на бензине

  •  на керосине

  • на минеральной воде

  • на газированной воде?

22. Что является возбудителями болезней?

  • сладости

  • бактерии

  • плохие оценки

  • одиночество?

23. Как называется прибор для измерения температуры воздуха:

  • теплометр

  • барометр

  • термометр

  • градусник?

24. Какого цвета не бывает в радуге:

  • оранжевого

  • розового

  • голубого

  • зеленого?

25. Кого не достает в известном фразеологизме "Писать как _______лапой":

  • осьминог

  • курица

  • осел

  • черепаха?

26. Как называется пятая планета Солнечной системы:

  • Марс

  • Земля

  • Венера

  • Юпитер?

27. В каком созвездии находится Полярная звезда:

  • Малая Медведица

  • Лебедь

  • Большая Медведица

  • Лев?

28. Кого не достает в известном фразеологизме " _________на ухо наступил":

  • кабан

  • слон

  • медведь

  • крокодил?

29. Для чего кактусу колючки:

  • чтобы передавать в космос в качестве антенны информацию

  • чтобы колоться

  • чтобы испарялось меньше воды

  • чтобы развешивать на них игрушки?

30. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей:

  • боятся дождя

  • намокают крылья от влажного воздуха

  • ищут пищу

  • из-за тумана плохо видят землю?










II. Упражнения на развитие мыслительных операций


1. Назовите какие-нибудь три признака тигра, мыши, слона.

2.
Чем схожи и чем отличаются яблоко и помидор?

3.
Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: лес (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник). (дерево, кустарник)

4.
Какое понятие характеризуют следующие признаки: дышит, питается, растет, размножается, умирает?  (живая природа)

5.
Назовите группу слов: дуб, ольха, тополь, ясень. (лиственные деревья)

6.
Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:

  • маскировка и быстрые ноги – основные способы защиты от врагов;

  • прыгает и бегает очень легко, даже в сугробы не проваливается;

  • всегда выбирает самый короткий путь к спасению;

  • когда не помогают ни хитрость, ни быстрота, падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц)

7. Расположите последовательно в порядке возрастания, следуя образцу (секунда, минута, час, сутки, неделя), слова и словосочетания:
Южное полушарие Земли, галактика, Земля, вселенная, Австралия, Солнечная система. (Австралия, Южное полушарие Земли, Земля, Солнечная система, галактика, вселенная)

8.
Составьте как можно больше существительных из букв, составляющих слово природа. (пора, род, пир, ода, дар, ар, ад и др.)

9.
Перечислите условия, необходимые для существования большинства представителей живой природы. (воздух, свет, тепло, вода, еда)

10.
Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп: прозрачность, отсутствие вкуса, способность растворять некоторые вещества, отсутствие запаха? (способность растворять некоторые вещества)

11.
Выделите не менее пяти признаков одуванчика.

12.
Исключите лишнее слово:

  • дождь, снег, осадки, иней, град. (осадки)

  • липа, осина, клен, яблоня. (яблоня)

  • Земля, Солнце, Марс, Уран. (Солнце)

  • тополь, вишня, груша, слива. (тополь)

  • волк, тигр, корова, лев. (корова)

13. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: плодовое дерево, природа, дерево, садовая яблоня, многолетнее растение, живая природа, растение, яблоня. (садовая яблоня, яблоня, плодовое дерево, дерево, многолетнее растение, растение, живая природа, природа)

14.
Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое, наиболее подходящее, слово, связанное по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: береза – дерево; Земля – ? (планета)

  • Год – месяц; лес – ? (дерево)

  • Север – юг; обильные осадки – ? (засуха)

  • Ветка – дерево; Земля – ? (Солнечная система, галактика)

  • Утро – ночь; зима – ? (осень)

  • Азия – часть света; Южная  Америка – ? (материк, континент)

  • Жара – засуха; дожди – ? (наводнение)

  • Утро – вечер; зима – ? (лето)

  • Яйцо – скорлупа; картофель – ? (кожура).

15. Восстановите предложение: весну, маленькие, рыжие, одну, и, успеешь, большую, глазом, сольются, как, Не, проталины-веснушки, , , в, моргнуть. (Не успеешь и глазом моргнуть, как  маленькие рыжие проталины-веснушки сольются в одну большую весну)

16.
Восстановите текст:

  • плывут легкие белые облака.

  • Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему,

  • А вот и еще один признак приближающейся весны.

  • уже виднеется крошечная проталина

  • Хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору.

  • Весна чувствуется только в воздухе.

  • как льдинки в весенний разлив,

  • Солнце так и слепит глаза.

  • Около старого пня, на самом солнцепеке,

(Хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака.  А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина)

17.
Постарайтесь узнать это растение по следующему описанию:

  • древние греки считали это растение пищей бедняков;

  • воины Древнего Рима жевали его перед боем;

  • в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее  дрались;

  • в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;

  • это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д. (чеснок)

18. Назовите признаки всех времен года по схеме:

  • как поднимается солнце над землей в данное время года по сравнению с предыдущим;

  • длиннее или короче становится день;

  • как изменяется температура воздуха;

  • какие выпадают осадки;

  • как изменяется состояние водоемов;

  • как изменяется состояние почвы.

19. Составьте по следующей схеме рассказ о своей стране:

  • моя страна расположена на материке … ;

  • моя страна находится в природной зоне … (лес, степь, тундра, пустыня);

  • в моей стране растут … ;

  • в моей стране обитают … .

20. Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? (не портить деревья, не вытаптывать растения, не засорять леса и водоемы, не обижать животных и помогать им в трудное для них время). Что еще?

дидактические игры

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

«Зоологическое лото».

«Выбери млекопитающих животных».

Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.).

Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

«Узнай и назови»

Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках.

«Что есть у животных?»

Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал: карточки с изображением различных животных собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: показать и назвать части тела животног изображенного на карточке.

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть предста вителей основных жизненных форм растений (деревья, травянис тые и комнатные растения) по отличительным особенностя внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель) травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растени (фикус, аспидистра).

Игровая задача: назвать растения, изображенные на кар точках.

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строени растений.

Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).

Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников:

 

 

«Живое — неживое»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Помоги Медвежонку»

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома.

Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо.

«Оживи растение»

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).'

Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.

Игровая задача: «оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики.

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

«Живое — неживое»

Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал: карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

 

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!