СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заповедники - особо охраняемые территории

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Заповедники - особо охраняемые территории".

Просмотр содержимого документа
«Заповедники - особо охраняемые территории»



Технологическая карта урока географии

Тема урока: " Заповедники - особо охраняемые природные территории России "


Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: «Заповедники - особо охраняемые природные территории России»

Учебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». Авторы:


Цель: Сформировать представление об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), конкретно о заповедниках.

Задачи:

- обучающие: углубить знания об особо охраняемых природных территориях (заповедниках);

- развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, работать в группе: с картами атласа; дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

Планируемые результаты:

- понятия: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы;

Предметные:

- умение давать определения: заповедник, национальный парк, памятник природы и показывать некоторые из них на территории России;

- умение составлять характеристику заповедников;

- умение анализировать карты атласа и учебника;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- знать в каких природных зонах расположены заповедники России, с чем это связано;

- знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы;

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы;

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».

Личностные

- понимать значение охраняемых территорий для сохранения устойчивого равновесия;

- компетентность в оценивании своих одноклассников.

Практическая работа (групповая).

- на основании различных источников информации уметь давать характеристику одному из заповедников).

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.




Структура и ход урока

Деятельность

п/п



Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Этап 1.

Самоопределение к деятельности

Приветствие учащихся.

Проверка состояния рабочего места. Начнём урок.

Здравствуйте ребята!

2017 год в России объявлен годом экологии. Как вы думаете, с чем это связано? Напомните мне, где можно сохранить природу в нетронутом хозяйственной деятельностью виде? Правильно, в заповедниках и национальных парках. Такие охраняемые территории называются - Особо Охраняемые Природные территории. Так и будет называться наш урок.

Ребята, подумайте и сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы на уроке.

О каких заповедниках России вы слышали?

Какие из них находятся на территории РБ?

Определение темы урока и постановка цели и задач урока.


Цели:

1.Узнать какие есть заповедники в России, где они находятся, критерии их выделения, для чего и как их нужно охранять.

2.Понять, как Я могу участвовать в охране природы заповедников.


2 этап

Работа в группах

Раздать задания

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в увлекательное путешествие по заповедникам и особо охраняемым природным территориям нашей России

Работа в группах по определению заповедника (по координатам), найти информацию о заповеднике в различных источниках информации, отчет групп.

3 этап

Работа в группах

Раздать карточки с заданиями

Вставить пропущенные слова в текст о заповеднике

4 этап

Рефлексия

Вопросы

Ребята, смогли ли мы на уроке изучить все заповедники России? Почему?

Что общего у тех заповедников, которые мы изучили?
Возвращаемся к целям урока, которые вы определили для себя сами.

Узнать: понятие «заповедник», для чего нужны эти ООПТ. Рефлексия.

Мне на уроке удалось …

Узнать, научиться …

Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же результатов?


Отвечают на вопросы

5 этап

Самооценка деятельности


Заполняют лист самооценки

6 этап

Домашнее задание

Приготовить сообщение или презентацию о любой ООПТ России.

записывают











































Команда Орнитологи


Карточка 1


  1. Определить заповедник по координатам: 45 с.ш., 47 в.д. –

  2. Дата образования –

  3. Местоположение –

  4. Растения, охраняемые в заповеднике –

  5. Животные, охраняемые в заповеднике –

Нарисуйте свою эмблему заповедника



Команда Зоологи


Карточка 1


  1. Определить заповедник по координатам: 54 с.ш., 109 в.д. –

  2. Дата образования –

  3. Местоположение –

  4. Растения, охраняемые в заповеднике –

  5. Животные, охраняемые в заповеднике –


Нарисуйте свою эмблему заповедника


















Карточка 2


Первый советский заповедник в России утвержден в …1919………. году – …Астраханский… В нем охраняются такие виды животных как: …водоплавающие птицы. А так же редкие растения - …лотос……………, водяной орех.

Основная цель деятельности заповедника - сохранение в естественном состоянии …природного … комплекса, выполнение фундаментальных научных исследований геолого-минералогического, эколого-биологического профиля, экологическое и естественно-научное просвещение населения.




Карточка 2

На территории Республики Бурятия располагаются три заповедника: (…Баргузинский, Байкальский и Джергинский), один национальный парк «Забайкальский» …20…… заказников. На территории Кабанского района находится …Кабанский… заказник. Заказник находится в дельте реки Селенга



Карточка 2


Первый заповедник в России, расположенный на территории Республики Бурятия утвержден в 1916 году – …Баргузинский. В нем охраняются такие виды животных как: …соболь , …бурундук . А так же редкие растения - …кедр…, …лилия азиатская

Основная цель деятельности заповедника - сохранение в естественном состоянии …природного… комплекса, выполнение фундаментальных научных исследований геолого-минералогического, эколого-биологического профиля, экологическое и естественно-научное просвещение населения

Карточка 2

Государственный заказник «Кабанский.», находящийся под охраной Байкальского заповедника, расположен в дельте реки Селенга на площади 12 255 га, при впадении в озеро Байкал

Эта территория включена в Список Рамсарских водно-болотных угодий, имеющих всероссийское значение, в качестве местообитаний …водоплавающих птиц. Входит в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».





Лист самооценки:

Ф.И. _________________________________________

Вид деятельности

самооценка

Оценка учителя

Устные ответы



Работа в группе



Индивидуальная работа



Итоговая оценка





Лист самооценки:

Ф.И. _________________________________________

Вид деятельности

самооценка

Оценка учителя

Устные ответы



Работа в группе



Индивидуальная работа



Итоговая оценка





Лист самооценки:

Ф.И. _________________________________________

Вид деятельности

самооценка

Оценка учителя

Устные ответы



Работа в группе



Индивидуальная работа



Итоговая оценка





Лист самооценки:

Ф.И. _________________________________________

Вид деятельности

самооценка

Оценка учителя

Устные ответы



Работа в группе



Индивидуальная работа



Итоговая оценка





История Астраханского заповедника Координаты 45 с.ш., 47 в.д.

Заповедник был учреждён 11 апреля 1919 года решением общественной Учёной комиссии при Астраханском университете. Первым директором заповедника стал учёный-орнитолог Владимир Алексеевич Хлебников. Как природный объект государственного значения утверждён постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1927 года. Заповедник расположен в низовьях дельты Волги, на территории Камызякского, Володарского и Икрянинского районов Астраханской области.

Территориально разбит на три участка или кластера:

  • Дамчикский в западной части дельты

  • Трёхизбинский в центральной части дельты

  • Обжоровский в восточной части дельты

Первоначально площадь заповедника составляла 23 000 га. Потом, в связи с падением уровня Каспия, ростом надводной дельты в сторону моря, площадь заповедника увеличилась почти в 3 раза и достигла 67 917 га, в том числе 11 298 га — морская акватория заповедника.

Баргузинский заповедник (54 с.ш., 109 в.д.)

Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России. Назван по Баргузинскому уезду Забайкальской области, на территории которого был создан 29 декабря 1916 (11 января 1917) как Баргузинский соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. На момент создания насчитывалось всего 20-30 особей соболя, в настоящее время — 1-2 особи на 1 км². Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до революции 1917 года. С середины 1930-х годов, выполнив целевую программу по соболю, перешёл в разряд комплексных заповедников. C 1986 года входит в число биосферных резерватов ЮНЕСКО. В 1996 году территория заповедника полностью вошла в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».

Начиная с 1997 года день образования Баргузинского заповедника отмечается в Российской Федерации как День заповедников и национальных парков.

В сентябре 2011 года вышел приказ МПРиЭ РФ об образовании на базе Баргузинского заповедника и Забайкальского национального парка Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединённая дирекция Баргузинского заповедника и Забайкальского национального парка» или ФБГУ «Заповедное Подлеморье», включающее эти две природоохранные территории и государственный заказник «Фролихинский».

В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубки, черношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб.

Государственный заказник «Кабанский», находящийся под охраной Байкальского заповедника, расположен в дельте реки Селенги на площади 12 255 га, при впадении в озеро Байкал.

Эта территория включена в Список Рамсарских водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Входит в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».

Птицы

Наиболее многочисленны в заказнике водоплавающие птицы, особенно в период сезонных миграций и гнездования. Здесь гнездятся кряква, шилохвость, широконоска, красноголовая чернеть.

Колониальные поселения образуют серебристая и озерная чайки, крачки, поганки, серая цапля. Всего (непосредственно в заказнике) здесь отмечено около 200 видов пернатых, из которых 37 занесены в список Красной книги Бурятии, а 18 — в список Красной книги РФ (азиатский бекасовидный веретенник, сухонос, клоктун, реликтовая чайка, чеграва, орлан-белохвост)

Ихтиофауна в основном представлена такими видами рыб, как плотва (сорога), окунь, язь, щука.  Встречаются также налим, гольян, хариус, сазан, сом, карась. Во время хода на нерест по протокам дельты проходят косяки байкальского омуля. Обычны в дельте земноводные —  сибирская и остромордая лягушки.  


Заповедники Бурятии:

  1. Баргузинский

  2. Байкальский биосферный

  3. Джергинский

Национальные парки:

  1. Забайкальский

  2. Тункинский

Государственные заказники:

  1. Алтачейский

  2. Кабанский

  3. Фролихинский

17 заказников республиканского значения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!