СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита прав в интернет-пространстве для учащихся 7-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защита прав в интернет-пространстве для учащихся 7-9 классов»

Защита прав в интернет-пространстве 7-9 класс



1. Организационный момент


(Слайд 1)


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем беседу об основных правилах безопасности в Интернете, рассмотрим то, как связаны между собой наши конституционные права и права пользователей Интернет-ресурсов, а также определим способы защиты этих прав и ответственность за их нарушение.

Мы научимся критически оценивать информацию в Интернете, грамотно подходить к её отбору и анализу, правильно использовать информацию в целях сохранения своих персональных данных.

Все эти умения пригодятся Вам и в реальной жизни.


2. Усвоение новых знаний


2.1. Проблема безопасности несовершеннолетних в Интернет-пространстве
и пути ее решения


(Слайды 2, 3, 4)

Разработки в сфере безопасности несовершеннолетних в сети Интернет ведутся крупными авторитетными компаниями, задействованными в этой области. Так, например, корпорация GOOGLE создала на своём сайте специальный раздел, посвященный полезным советам по защите несовершеннолетних в Интернете. Подробные пользовательские соглашения содержатся и на сайте MAIL.RU, FACEBOOK.COM.

(Слайд 5)

Рассмотрим статистику поисковых запросов несовершеннолетних в Интернете. Как можно заметить, Россия лидирует по количеству запросов в категориях «жестокость и насилие» и «оружие».

(Слайд 6)

Китай лидирует только по количеству запросов, касающихся нелегального программного обеспечения. В этой стране существует жесткая система фильтрации содержимого сети Интернет, получившая название «Великий китайский файрвол». Официальное название системы – проект «Золотой щит». Поисковые системы Google и Yahoo не показывают определенную информацию, частично блокируется Википедия.

- Кто из Вас слышал об этом проекте? Как Вы считаете, можно ли использовать подобный опыт у нас в стране?

- Объясните свою точку зрения на примерах из личного опыта.


Огромный законотворческий потенциал представляет собой опыт США в области регламентирования теле и радиовещания.

В стране функционирует Родительский совет по телевидению, который вправе ограничить трансляцию программ, содержание которых может нанести вред нравственному здоровью личности ребенка. К примеру, им были ограничены публичные выступления, их видео и аудио трансляция таких артистов как Adam Lambert, Rihanna, Britney Spears, Shakira были сняты с ротации их песни, запрещен показ клипов по телевидению.

- Как Вы считаете, способны ли подобные меры оградить детей от негативного влияния информации? Известные люди часто являются образцом для подражания, их модели поведения могут копировать несовершеннолетние, не задумываясь о том, что всё это игра на публику.

- Ограничения по возрасту для доступа к современной культуре сыграют положительную роль в благоприятном развитии детей?


(Слайд 7)

Построение в России высокоэффективного информационного общества невозможно без создания безопасной и этичной Интернет-среды, в первую очередь, для такого массового контингента пользователей интернета, как дети и подростки. Именно несовершеннолетним, как наиболее активным пользователям, следует быть более осторожными в своих действиях в Интернете и всегда помнить, что за каждым из нас будет тянуться «информационный след». Последствия того, что мы отправили в Интернет сегодня, могут проявиться через несколько лет.


(Слайд 8)

Для того, чтобы минимизировать подобные информационные риски был создан ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нем прописаны критерии нежелательной для детей информации.


(Слайды 9, 10)

Информация поделена на следующие категории: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.

Рассмотрим виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Они представлены в общем виде, при отнесении информации к определенной категории и маркировке ее соответствующим значком, эксперты руководствуются дополнительными признаками, которые прописаны в отдельных статьях.


(Слайд 11)

Перед Вами примеры российской и зарубежной информационной продукции, промаркированные в соответствии с изучаемым законом. Мы сможем увидеть, что под одну и ту же маркировку (для одного возраста) могут попасть совершенно разные фильмы и мультфильмы. Данную категорию мы будем рассматривать из-за того, что именно этот вид продукции пользуется наибольшей популярностью в Интернете и находится в свободном доступе.


Пояснения к слайдам с примерами

(данные характеристики применимы к конкретным примерам продукции, указанным на слайдах)

6+

антиобщественное поведение, автор не осуждает персонажей

12+

информация содержит эпизодическое изображение или описания насилия при условии выражения сострадания к жертве

16+

изображение или описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни. Не выражается сострадание к жертве.


(Слайды 12-34)

Как мы видим, некоторые мультфильмы находятся под запретом для той же возрастной аудитории, что и фильмы.

Ребенок в возрасте 6 лет после случайного просмотра только трейлера «Черепашек Ниндзя» не подходит к компьютеру. Рейтинг MPAA говорит о том, что лицам до 13 лет просмотр не желателен. Но на этой продукции стоит маркировка 6+.

Почему фильм «Неудержимые» имеет маркировку 12+ вместо 18+?

Популярные зарубежные мультфильмы промаркированы 0+, тогда как MPAA рекомендует просмотр с родителями.

Неужели та информация, которая содержится в «Винни-пухе» (рекомендация - 16+) опасна, как и информация в «Форсаже» (16+)?


(Слайд 35)

ЗАДАНИЕ. Представим, что мы находимся на сайте, указанном на слайде (www.zakon436.ru), где можно предложить свой вариант информационной продукции, которую следует запретить для той или иной возрастной группы. Эксперты рассмотрят предложенные Вами варианты и ответят, подходит ли фильм, книга, мультфильм для предложенной возрастной категории.

Какие варианты Вы бы предложили? Объясните свой выбор.


Для того, чтобы проверить вашу готовность к защите своих прав в Интернете, соблюдению обязанностей пользователя Интернет-ресурсов, мы проведем тест на знание основ информационной безопасности. В 2015 г. школьники могут выбрать его в рамках прохождения ГИА.

После прохождения теста мы изучим то, как связаны между собой вопросы теста и наш правовой статус личности.

Запускается презентация «Приложение 1 Тесты. Безопасность в Интернете (вариант 1)»


(Слайд 36)

На слайде представлено определение информационной безопасности личности.

- Можете ли Вы объяснить понятие «информационная безопасность личности»? Что оно включает в себя?

(Ответы учеников)

Объяснение учителя - это состояние защищенности личности от негативного влияния вредной информации, которое информация может нанести физическому, нравственному и психологическому развитию человека.


Таким образом, в ходе поиска в Интернете необходимой информации, мы можем столкнуться и с другим видом – вредной информацией, которая нам не нужна, но, так или иначе, отразится на нашем психологическом самочувствии.

(Слайд 37)

Основным и привычным способом коммуникации являются социальные сети, администрацией каждой из них созданы специальные правовые документы («Пользовательские соглашения»), которые содержат перечень прав и обязанностей для каждого зарегистрированного пользователя. Пользовательское соглашение есть на каждом сайте, который предоставляет пользователям возможность зарегистрироваться, общаться и размещать информацию от своего имени.

(см. Приложение 2 . Соглашение о правах и обязанностях FACEBOOK)

Данный комплекс прав и обязанностей пользователей создан с целью защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Интернет-пространстве. На всех ресурсах данный комплекс практически идентичен.

- На защиту каких прав и свобод направлены рассмотренные нами документы? Перечислите их устно.


Для примера на слайде представлен скриншот сайта FACEBOOK, где рассказывается о политике использования персональных данных


2.2. Защита прав человека в Интернет-пространстве в нормах российского законодательства


(Слайд 38)

Правовой статус личности включает в себя личные права и свободы (естественные, неотчуждаемые). К ним относятся: Жизнь и здоровье, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Все они могут быть нарушены как в реальной жизни, так и в виртуальной реальности.

Приведите примеры возможных способов их нарушения.


(Слайд 39)

Во многих статьях Конституции РФ (ст. 21, 23, 24, 25 и др.) закреплено право человека на информационную безопасность в сфере частной жизни, следовательно, оно является именно конституционным.

К примеру, в части 1 статьи 24 Конституции сказано, что сбор, хранение, распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Исключений норма не предусматривает.


(Слайд 40)

Можно привести в качестве примера главу 8 «Нематериальные блага и их защита» Гражданского кодекса РФ, где рассматриваются следующие вопросы: компенсация морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации, охрана изображения гражданина.


(Слайд 41)

За нарушение основных прав человека и гражданина в Интернет-пространстве установлена уголовная ответственность. На слайде представлены фрагменты соответствующих статей Уголовного кодекса РФ. Существует немалое количество примеров судебных разбирательств по заявлению пользователей об их оскорблении в социальных сетях.


(Слайд 42)

В Кодексе об административных правонарушениях РФ также содержится статья, которая применяется к действиям пользователей в Интернете


2.3. Проблема кибербуллинга, его последствия и способы противодействия


(Слайд 43)

Следует уделять особое внимание отношениям, которые возникают под воздействием публикации в СМИ для человека, который получает моральный вред, усиленный общественным мнением.

В качестве примера можно привести случаи доведения до самоубийства несовершеннолетних, их длительного исчезновения, нахождения в депрессивном состоянии после размещения в сети Интернет каким-либо образом их обличающих видео и фотоматериалов.


В связи с этим следует рассмотреть явление, получившее широкое распространение в молодежной среде - кибербуллинг, под воздействием которого несовершеннолетний способен на поступки, которые могут навредить его здоровью и безопасности.


(Слайд 44)

Можно сказать, что деяние «с использованием средств массовой информации» претендует на статус длящегося преступления, которое может «сопровождать» подростка даже во взрослой жизни и негативно сказаться на психологическом состоянии его личности.


(Слайды 45-48)

Нарушенные личные права и свободы тесно связаны с личностью человека и гражданина, поэтому их ущемление может повлечь серьёзный вред для нормального физического, психического и нравственного развития несовершеннолетних.

(слайды по кибербуллингу с пояснениями)


2.4. Защита от негативных воздействий в виртуальной реальности


(Слайды 49-55)

Таким образом, правовой статус личности неразрывно связан с правами пользователя Интернет-ресурсов. Наши персональные данные подвергаются опасности в реальной и в виртуальной жизни. Для того, чтобы защитить себя и оградить других от негативных воздействий виртуальной реальности, следует знать, куда можно обратиться и какими средствами защиты можно пользоваться (приложение Касперского, разработанное с целью контроля за активностью ребенка, сайты Лиги Безопасного Интернета, горячая линия «Дети Онлайн», сайт www.zakon436.ru).


Для закрепления полученных знаний и умений пройдем тест, который покажет, соблюдаете ли Вы все правила безопасности, которые помогают защищать ваши персональные данные.

Запускается презентация «Приложение 3 Тесты. Безопасность в Интернете (вариант 2)»


В Интернете есть и свои особенные правила, которым необходимо следовать.

(Слайд 56)


3. Подведение итогов


Ваша безопасность в Интернете зависит от Вас самих. Необходимо научиться различать достоверную информацию и информацию, которую используют мошенники. Всегда помните о тех правилах, которые мы сегодня обсуждали, и со временем Вы будете легко ориентироваться в Интернете без потерь со своей стороны. Важно помнить, что в виртуальной жизни действуют такие же правила и ограничения, что и в реальной; за их нарушение на просторах Интернета можно получить реальное наказание.


(Слайд 57)

В качестве главного вывода по нашей беседе хотелось бы напомнить, что в Интернете много полезного и интересного, и пользоваться всем этим можно, соблюдая правила. В этом случае Вы получите интересную информацию для себя, а Ваша личная информация не станет объектом для мошенников.


4. Домашнее задание

Ознакомимся со «Справочником выживания в кибермире».

см. Приложение 4 – «Справочник по выживанию в кибермире».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!