СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для изучения темы "Завоевание турками-османами Балканского полуострова"  по всеобщей истории в 6 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Завоевание турками-османами Балканского полуострова»

ЗАВОЕВАНИЕ ТУРКАМИ-ОСМАНАМИ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА. 6 класс.

рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу

и независимость с турками-османами

Цель: рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу

и независимость с турками-османами

рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу

и независимость с турками-османами

рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу

и независимость с турками-османами

Цель: рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу и независимость с турками-османами, выяснить причины падения Византийской империи;

познакомиться с правителями Османской империи, которые смогли покорить государства Балканского полуострова; развивать умение анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, карта «Европа в ХІV-ХV вв.», карта «Византийская империя в VІ-ХІ вв.», портреты Мехмеда ІІ, Милоша Обилича, Константина ХІ.


План урока:

1. Балканские страны перед завоеванием

2. Первые завоевания турок-османов

3. Битва на Косовом поле

4. Гибель Византии

Ход урока:


1. Организационный момент.

Вступительное слово: вспомним, какой могущественной была Византийская империя в период раннего средневековья, реформы и завоевательные походы Юстиниана, используя карту «Византийская империя в VІ-ХІ вв.». Какие события послужили одной из причин упадка империи? Почему крестоносцы напали на Константинополь в 1204 году? Какие католические государства возникли на территории Византийской империи? В 1261 г. Михаилу VІІІ Палеологу удалось вернуть Константинополь и восстановить Византийскую империю, от которой остался небольшой осколок.

О чем мы будем говорить на уроке, каковы наши задачи?


Проблемное задание на урок:

Почему Балканский полуостров смогли завоевать турки-османы?


ІІ. Изучение новой темы.

1. Балканские страны перед завоеванием – работа в группах по учебнику стр.208. Какой вывод можно сделать из прочитанного?

1 гр. - о Болгарии 2 гр. – о Сербии 3 гр. – о Византийской империи

2. Первые завоевания турок-османов.

В кон­це XIII века на северо-западе Малой Азии, на территории распавшегося государства турок-сельджуков, образовалось воинственное госу­дарство во главе с князем Османом. Объеди­ненные под его властью племена стали назы­ваться турками-османами. Глава Османского государства позже принял титул султана – Осман Гази 1288-1326, династия продолжалась до 1922 года.
Работа с картой «Османская империя ХІV-ХV вв.» в учебнике на стр. 211. Определите по карте территорию Визант. империи. Какой город стал столицей турок-османов (Адрианополь). Прочтите о последовательных завоеваниях османов на Балканском п-ове в учебнике стр. 209 2,3 абзац.

3. Битва на Косовом поле – подготовленное сообщение ученика о Милоше Обиличе, на доске картина «Милош Обилич убивает султана» (Мурада І). Комментированное чтение отрывка из сербского эпоса «Милица» стр.210. Объясняя причины поражения сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куем им победу». Согласны ли вы с этим мнением?

4. Гибель Византии.

Султан Баязид I (1389— 1402), прозванный за быстроту действий Молния, был храбрым воином, жестоким и своенрав­ным правителем. Задумав завоевать Константи­нополь, он построил большой флот и перекрыл подвоз продовольствия в столицу империи. В городе начался голод. Император отправился в поездку по странам Западной Европы, чтобы до­биться помощи христиан.
- При содействии папы римского против ту­рок было организовано несколько Крестовых походов. Но все походы кончались разгромом рыцарей-крестоносцев. Как вы думаете, почему крестовые походы не имели успеха?
1. Англия и Франция истощены Столетней войной.

2. Папа римский и Император Священной Римской империи боролись с гуситским движением в Чехии.

3. Королевства Пиренейского п-ова были заняты Реконкистой и междоусобными войнами.


Со вступлением на престол султана Мехмеда II (1451—1481), которого прозвали Завоева­телем, турки-османы начали решительное на­ступление на Константинополь. Построив крепость Румели-хисар на азиатском берегу Бос­фора, султан стал контролировать движение судов в проливах, соединяющих Средиземное и Черное моря, и начал усиленно готовиться к осаде византийской столицы. (Портрет – на доске).

Собрав огромное войско до 150 тысяч человек, Мехмед II осадил византийскую сто­лицу с суши. В Мраморное море турки ввели флот из нескольких сот судов. Византия же на защиту города смогла выставить лишь около 7 тысяч человек. У турок была и мощная артил­лерия.

Открыть учебник на стр. 50, рассмотреть план города Константинополя, чтение 2 абзаца учебника стр.212.

В городе истощились запасы продуктов. Силы защитников таяли, воины не могли отдох­нуть ни днем, ни ночью. Стены уже имели боль­шие проломы, рвы были почти засыпаны. Турец­кие войска по приказу султана начали послед­ний штурм крепости. Дважды они откатыва­лись назад, оставляя груды убитых. Но султан бросал в бой новые силы. Туркам удалось овла­деть частью стены и прорваться через ворота. В кровопролитной схватке героически погиб последний ви­зантийский император Константин ХІ Драгаш.

На 53-й день осады 29 мая 1453 года турки овладели Константинополем, который будет переименован в Истамбул, 60 тысяч жителей продадут в рабство.

Давайте определим причины поражения Византийской империи:

  • военное превосходство турок;

  • наступление турок с разных сторон, что заставило рассредоточить и так меньшие силы;

  • истощение в городе боеприпасов и продуктов;

  • бои днём и ночью без отдыха;

  • пробоины в обороне;


ІІІ. Закрепление. Возвращаемся к проблеме: «Почему Балканский полуостров смогли завоевать турки-османы»?


ІV. Рефлексия.

Английский историк Стивен Рансимен в своей книге «Падение Константинополя в 1453 году» писал: «Константинополь весь почернел, как будто от дыма, и в нем царила необычная тишина. Все вокруг, где побывали солдаты, было опустошено и разорено; церкви стояли оскверненными и разграбленными, дома-необитаемыми, лавки и склады – разбитыми и растасканными. Сам султан, проезжая по улицам, прослезился. «Какой город отдали мы на разрушение и разграбление», - прошептал он.
- Что в новом материале вас заинтересовало?

- Изменилось ли ваше настроение?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


V. Домашнее задание: &25, ответить на вопросы стр.213; дифференцированно – зад.4 стр. 213



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!