СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.  В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.     

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.»

Здоровьесберегающие технологии на уроках

русского языка и литературы.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.



Примеры практических занятий с применением здоровьесберегающих технологий:

  1. На снятие эмоционального напряжения 

«Звук И». Необходимо громко сказать  «И» три раза. Звук «И» создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух

— Медитация (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций (Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе»).

2.Физкультминутки

Использование физминуток дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию мышечного напряжения. Физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости. Например: я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. ( Слова для чтения: САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК).

Упражнение «Ленивые восьмерки» Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

-Гимнастика для глаз «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.

3.Минутки релаксации.  Способствуют снятию напряжения, помогают переключиться на другой вид деятельности. Например: На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» на экране  проецируются осенние пейзажи

4.Интеграция Использование интеграции на уроках помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Например: 

  • Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)

  • Литература и музыка ( А.И.Куприн «Гранатовый браслет» . В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини;  При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).

  • Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).

Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:

-обеспечить психологическую разгрузку учащихся

-дать им сведения развивающего и воспитательного плана

— показать практическую значимость изучаемой темы

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

5.Использование личностно-ориентированных технологий. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий учитывают особенности каждого ребенка и направлены на раскрытие его потенциала. К таким технологиям можно отнести: 

  • технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии, использование ИКТ

  • игровые технологии, ролевые игры на уроках литературы (инсценировка сказок, басен , постановка кукольного театра, чтение по ролям)

  • игры на уроках русского языка («Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т.д ; игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, От слова ИГРАЛА – суффиксы)

6.Индивидуальная работа с текстом. Подбираются тематические тексты, которые носят познавательный характер, и направлены на формирование здорового образа жизни.

Например: 1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделите знакомые орфограммы. 

2.Запишите текст, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. В чем вы увидели пользу бани для себя? 

3.Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них
1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов ( Групповая работа по вариантам). 

М…локо, хлеб, м…кароны, каши, рыба. сыр, к…ртофель, крупы, сух… фрукты, сах…р, м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин, рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл…пиха.

4.Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья. 

7.Творческие задание

Примеры заданий:

-Напишите антирекламу сладких газированных напитков

 — Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент товаров вашего магазина.

— Написать Гимн зубной щетке

-Напишите сочинение на предложенную тему «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы:

 «Любимый вид спорта»

«Что значит быть здоровым?»

 «Нам от болезней всех полезней»

Подобные уроки позволят учащимся закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни .

8.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, музыкальных минуток и т.д.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!