СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровьесберегающие технологии на занятиях изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад 

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии на занятиях изобразительного искусства"»

Муниципальное КАЗЁННОЕ учреждение

дополнительного образования


«Центр внешкольной работы»






Доклад на тему:



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА







Подготовил: Володина Л.В.

педагог дополнительного образования п/к «Заря»









г. Саратов, 2021 г.



Понятие здоровьесберегающих технологий


Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья педагога и учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В работе отдельного педагога здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности учащихся к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа педагога, при которой он полноценно выполняет программу, формируя у детей интерес к своему занятию, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.


Здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях изобразительного искусства


Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на занятиях изобразительного искусства можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Условия воспитания и обучения учащихся играют важную роль в сохранении их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.

2. Психолого-педагогические технологии связанны с непосредственной работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает на своих учеников.

Каждое занятие планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов:

-физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий);

- педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);

- психологических (благоприятный эмоциональный фон занятий, эффективность общения и наличие диалога, создание ситуации успеха на всех уроках и занятиях).

Чтобы ребята не уставали на моих занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- плотность занятия: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%;

- использование чередования интенсивности в обучении и релаксации;

- чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

 - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики для глаз,  физкультминуток;

- наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (внешняя мотивация: похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

 - обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д);

 - поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, разрешаю им работать стоя, если так удобно);

 - соблюдение психологического  климата в помещении (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудниче­ство, учет возрастных особенностей);  наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка);

- учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей группы. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку: из психологии мы знаем, что всех людей можно отнести к одному из четырех типов темперамента: холерикам, сангвиникам, флегматикам и меланхоликам. Работая более двадцати  лет педагогом изобразительного искусства, я заметила, что холерики к изобразительному творчеству приступают быстро, но так же быстро теряют интерес. Выполнять длительную кропотливую работу они не могут. Поэтому наиболее излюбленным видом их деятельности является кратковременный этюд, как правило, в яркой цветовой гамме. Если все у них получается, то они могут работать с удовольствием. Трудности в работе их не пугают, но если что-то не устраивает, могут бросить работу. На замечания могут обидеться, проявить гнев и даже агрессию. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и одобрении.

Сангвиники активны во всех видах изобразительной деятельности, проявляют уравновешенность, заинтересованность. Особенно любят рисовать природу, используют различные художественные материалы, многокрасочную палитру. Неудачи не вызывают психологических срывов.

             Флегматики включаются в работу медленно, нерешительно, не могут долго и сосредоточенно работать. Не любят рисовать красками, предпочтение отдают графике. Переживают по незначительному поводу. Любят слушать музыку, лирические произведения. К успехам товарищей доброжелательны.

Меланхолики в изобразительной деятельности сдержаны и спокойны. Одинаково включаются во все виды работы. Хорошо запоминают приемы работы, но к процессу творческой деятельности приступают не сразу. Работоспособность у таких детей длительная. Большое предпочтение отдают фрагментам природы, любят рассматривать детали. К своему творчеству относятся спокойно и даже критически. Не всегда решаются высказать свое мнение Их нельзя торопить во время работы.

             Чтобы обеспечить всем детям на занятии комфорт, я рассаживаю их по группам. Одну группу учащихся могут составлять дети одного и того же типа темперамента. Разделение на разные группы помогает осуществлять личностно-ориентированный подход, потому что с разным типом темперамента осуществляется разная работа. Меланхоликам даю яркие краски (радостный пейзаж),   с холериками разговариваю тихо,  сангвиникам предлагаю выбрать пейзаж, какой захотят, флегматиков, подбадриваю:

Не волнуйся, успокойся,

Красок ты, дружок, не бойся,

Кисточкой ты их погладь,

На бумаге след оставь.

Кроме этого выдаю разные художественные материалы: безудержным – большой лист, жесткую большую кисть, слабым – маленький лист бумаги, тонкую, нежную кисть. А иногда, учитывая настроение учащегося, поступаю наоборот, для того, чтобы несколько успокоить очень подвижного, эмоционального ребенка и расшевелить, заставить поверить в свои силы инертного, слабого, неуверенного в себе ученика.


3. Учебно-воспитательные технологии включают мероприятия по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с ребятами, просвещение их родителей:

- беседы о здоровье с учащимися и родителями («Мифы и правда о вредных привычках», «Азбука здоровья», «Путь к доброму здоровью» и др.);

- ежегодные конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Мгновения здорового образа жизни глазами подрастающего поколения», «Вместе против наркотиков» и др.);

- как дополнительные формы используются викторины, конференции и др.


Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий


Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На занятиях изобразительного искусства используются различные методы и приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

-поисковый,

- диалогический,

- проектный,

- исследовательский,

- ситуационный метод,

- игровой метод,

- соревновательный метод

Здоровьесберегающие компоненты на занятиях изобразительного искусства

  1. Физкультминутки

«Золотая рыбка».

Рыбка по морю плыла                   (Правой рукой движения, имитирующие движение     рыбки. )

И подружку там нашла .               (Левой рукой движения, имитирующие движение рыбки.)

Вместе долго веселились,             (Двумя руками движения, имитирующие движение      рыбок.)

Плавали вдвоем, резвились.

Влево, вправо, взад, вперед,          (Наклоны.)

А потом наоборот.

Шевелили плавниками                   (Движения пальцами.)

И красивыми хвостами.                 (Движения тазовой частью.)

Вот наплавались сполна                (Хлопки двумя руками.)

И уснули до утра.                            (Ладошка к ладошке и под голову.)

 

«Улыбки осени».

 

Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

Дунул сверху и тогда                     Поднимаем руки вверх.             

Затрепетала вся листва.                 Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

Наигравшись с листвой,                Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

Улетел к себе домой.                     Садимся на свои места.

 

1) Упражнение «Стрелка»:

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

2) Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.

2. Динамические паузы

1) Упражнение «Буратино»:

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.


2) Упражнение «Ванька-встанька»:

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.


3) Упражнение «Утро»:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!


4) Упражнение «Стрелка»:

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

5) Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.


3. Гимнастика для глаз

1. Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.

Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.


2. Упражнение «Стрельба глазами».

Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.


4. Применение игровых технологий.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры  невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.  

Игровые формы, применяемые мною на занятиях разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);

  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

  • диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;

  • ролевые игры.


Чтобы собрать внимание учащихся и настроить их на работу на занятиях я использую следующие игры:

1) Игра «Зернышко».

Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.

Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшнем занятии.

Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.


2) Игра «Перекрестные движения».

Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.

Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.


3) Игра «Морская волна».

Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

Правило игры: Сцепив пальцы рук, изобразить волнообразное движение. Волна как бы «переходит» от одного учащегося к другому и «бежит» по кабинету.

              4.   Сенсорное развитие ребенка на занятиях изобразительного искусства.

  1. Использование разнообразных техник, направленных на развитие фантазии и воображения детей (например, метод направленных фантазий);

               Например, для закрепления знаний о цвете выполняем  следующие упражнения. Предлагаю закрыть глаза и представить:

а)

  • желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный…

  • красный цвет во всем поле зрения, а теперь он переходит в синий и т.д.

б)

  • на зеленом поле – красные треугольники;

  • на голубом фоне – нежно-розовые шары;

  • по красному полю – шагают зеленые квадраты;

  • на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

 

2) Использование метода « вживления» в образ через движение                  

Например, на занятии декоративного рисования на тему «Жостовская роспись», чтобы объяснение было более понятным и интересным, во время отработки способов составления цветов из мазков сопровождаю свои действия чтением четверостиший:

Раз мазок, два мазок –

Получился лепесток.

Собери все пять их вместе,

И распустится цветок.


Как зигзаг другой мазок

Пишем аккуратно.

Получился василек.

До чего приятно!


Лепестки-мазочки

Размести по кругу.

И цветок ромашку

Ты подаришь другу

Таким образом, на занятиях изобразительного искусства имеются широкие возможности для применение здорвьесберегающих технологий, что позволяет решить задачу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.


Литература:

Здоровьесберегающие технологии/ «Учитель в школе» № 3- 2007, с.104

Большенков В.Г. О программе «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся малокомплектных школ» /Начальная школа № 8 -1998

Бландинская О., Клюева Н. Уроки здоровья. /htt: //psy. 1 september.ru

Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении.. М. Глобус, 2009

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья/ Начальная школа №6 -2002

Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.

Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.





Интернет-источники

http://www.shkolnymir.info/ О. А. Соколова. «Здоровьесберегающие образовательные технологии».

http://www.kirov.spb.ru/Архипова Л.К. «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!