Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
«Здоровьесберегающие технологии.
Нейродинамическая гимнастика для развития межполушарного взаимодействия
детей младшего школьного возраста».
;
Орлова Олеся Владимировна
Подготовительный этап
Для ребенка 6 - 17 лет средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставит перед ним школа, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
В последнее время всё чаще и чаще поднимается проблема об увеличении процента обучающихся, испытывающих серьёзные затруднения и неудачи в учебной деятельности. Отмечается и увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в адаптации.
В начале каждого учебного года с вновь поступившими детьми в школу проводятся ряд диагностик на готовность ребенка к началу школьного обучения (Семаго), (Графический диктант, методика по определению концентрации и распределения внимания , методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать , методика для выявления уровня развития образных представлений, исследование качества звукопроизношения, методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна — Йерасека), методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)
Исходя из этого видно, что дети, которые приходят сегодня в школу - это дети с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз СДВГ). Когда они бегают, то «врезаются во все углы», часто падают. Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует, оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле). Часто родители жалуются на отсутствие внимания, памяти, заторможенность или наоборот расторможенность ребёнка.
Ребёнок упорно не может запомнить право – лево, не любит рисовать, особенно срисовывать. Если это школьник, - у него, кроме вышеописанного, трудности с письмом – «зеркально» пишет буквы, слишком часто делает «глупые» ошибки, пропускает буквы. Почерк может быть хуже всех в классе (буквы разного размера, строчки «прыгают»), в тетради грязь. Почерк ухудшается и улучшается так же, как и общая успешность в школе – по типу синусоиды: то всё на пике, то всё в «минусе». Память то очень хорошая, то очень плохая. Часто в нужное время не может вспомнить то, что надо, зато, когда не надо…
В работе с данной группой обучающихся, педагогу необходимо владеть новыми коррекционными технологиями обучения, учитывающими психофизиологию школьника.
Ситуацию успеха в усвоении знаний детьми, во многом определяет то, как учитель учитывает при организации процесса обучения психологические особенности детей, в частности - межполушарную асимметрию и особенности сенсорного восприятия. Существуют диагностические мероприятия, которые могут определить ведущее полушарие или модальность каждого ученика. По дифференцированному обучению детей с учетом психофизиологии многое говорится в трудах А. Л. Сиротюк.
Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция и развитие интеллекта.
Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.
К сожалению, использование данных методик не получило широкого распространения в наших школах, хотя в расписании многих прогрессивных школ мира такие уроки есть .
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития.
Психомоторная коррекция направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер-или гипо-тонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).
Цели кинезиологических занятий:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Формирование абстрактного мышления.
Задачи:
Разработать коррекционно-развивающие занятия, для учителей начальных классов направленные на снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя, развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, воображения, формирование произвольности, развитие мелкой моторики, речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии и т.д
Признаки, по которым можно судить о достижениях детей таковы:
Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее.
.Восстановление работоспособности и продуктивности.
Повышается мотивация к обучению.
Развивается устная речь.
Формируется логическое мышление.
Улучшаются коммуникативные навыки.
Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
Формирование абстрактного мышления
II этап
Как и когда надо проводить кинезиологические упражнения.
К сожалению, не всегда в школе есть возможность выделить в учебном плане специально урок для подобных занятий, поэтому кинезиологические упражнения проводятся на всех уроках в качестве динамических пауз, время проведения 3-5 минут. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.
5. Выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
6. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, контрольные работы, срезы знаний, олимпиады, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы.
7. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Учитель следит за правильностью выполнения заданий.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
* ускорение темпа выполнения;
* выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
* подключение движений глаз и языка к движениям рук;
* подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
Практическая значимость.
В кинезиологической программе используются разнообразные комплексы упражнений, которые учитель может выбрать исходя из целей занятия:
- для снятия стресса;
- для профилактики соматических заболеваний (нарушение зрения, активизация работы мышц глаз, развитие слуха и зрения, дыхательные упражнения);
-для адаптации леворукого ребёнка к школе;
-для развития визуальной и слуховой памяти;
- для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие);
-для развития творческого (наглядно-образного ) мышления (правое полушарие) и др.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
Результаты
Улучшились коммуникативные навыки, память, внимание, снизилась утомляемость; улучшилась моторика, как мелкая, так и крупная, что благоприятно сказывается на процессе письма/чтения.
Снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее.
Улучшились навыки самостоятельной работы.
Повысилась мотивация к обучению
У детей в классах где проводилась нейрогимнастика за первый год обучения, на 20% лучше, чем у детей где были обычные физкульт минутки