Проект
«ТРОПИНКА К СЕБЕ»
(создание комплексной системы защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения)
Автор-составитель: Миронова Т.В.
Актуальность модели
Опираясь на научные исследования и собственные наблюдения, можно проследить четкую зависимость интеллектуального развития ребенка, его мышления, внимания, памяти, усидчивости от его физического и психического развития, состояния здоровья.
Укрепление здоровья детей, повышение защитных сил детского организма и интереса школьников к собственному здоровью являются наиболее актуальными задачами.
Эффективное решение этих задач возможно, благодаря разработке и реализации совместной программы действий по укреплению здоровья детей, координация деятельности медицинских и образовательных учреждений, участие родителей в этом вопросе, а также разработка модели укрепления физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения.
Цель исследования
2 основных направления работы
1.Образовательно-оздоровительное
Цель: создать комплексную систему защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения.
2.Опытно-экспериментальное
Разработка и реализация на практике модели защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения.
Суть проекта
Поиск наиболее результативных методов работы по защите здоровья детей в условиях индивидуального обучения.
Объект исследования
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.
Предмет исследования
Система комплексной защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения.
Этапы реализации проекта
1.Информационный
2.Подготовительный
3.Технологический
4.Апробационный
5.Аналитический
Сроки реализации проекта
По срокам реализации проект долгосрочный.
Масштабы проекта
По масштабам — малый проект.
Ожидаемые результаты проекта на уровне личности
1.Снижение уровня тревожности.
2.Внутренняя мотивация к здоровому образу жизни.
3.Адекватная (неконфликтная) самооценка.
4.Коммуникабельность (преодоление трудностей в общении).
5.Проявление инициативы.
6.Повышение интереса к учебе.
7.Уверенность.
8.Приобщение личности к общечеловеческим ценностям.
9.Успешная самореализация.
Ожидаемые результаты проекта на уровне ОУ
1.Разработан проект «Тропинка к себе».
2.Разработана новая, более совершенная форма индивидуального обучения.
Ожидаемые результаты проекта на уровне ученика
1.Положительная динамика изменений в уровне развития базовых компетентностей.
2.Адаптация и социализация в обществе.
3.Раннее профессиональное самоопределение.
Ожидаемые результаты проекта на уровне родителей
1.Удовлетворение уровнем получаемых образовательных услуг детьми.
2.Включенность в жизнь ОУ.
3.Участие в проектах, реализуемых ОУ.
4.Рост знаний о воспитании и социальной адаптации детей.
Гипотеза
Я предполагаю, что в результате работы над проектом будет наблюдаться снижение тревожности у учащихся, положительная динамика в развитии, вырастет социальная активность.
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Конечный планируемый результат |
1 | Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы с детьми. | Сентябрь | Объединение усилий педагога и родителей для создания комплексной системы защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения, создание атмосферы общности интересов в процессе организации работы с детьми; активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Ознакомление родителей с инновационной , экспериментальной деятельностью. |
2 | Составление памяток для родителей в целях сохранения и поддержания здоровья детей. | В течение года |
3 | Изучение семей по типу, образовательному и социальному уровню, определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности. | Октябрь |
4 | Проведение бесед и консультаций с родителями по социальной адаптации детей. | В течение года |
5 | Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми. | Май |
6 | Коллективная творческая деятельность «Построение развивающей среды в семье». | В течение года |
Диагностика уровня эмоционально-личностного развития
Для исследования были применены ряд методик.
1.Тест тревожности. Автор методики: Р.Тэммэл, М.Дорки, В.Амен. Метод: тестирование, беседа.
2.Методика «Показатель социальности». Автор методики: В.Г.Щур.
3.Диагностика внутрисемейных отношений.
Основные методы диагностики — наблюдение, описательный метод. Диагностика проводилась по согласованию со школьным психологом.
Анализ признаков тревожности у учащихся
1 Первый ученик имеет повышенный уровень тревожности, ярко выраженные признаки агрессии, слабо проявляющиеся коммуникативные навыки, в обществе отличается социально-опасным поведением. Не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-то, во время выполнения заданий очень напряжен, скован, часто говорит о напряженных ситуациях, обычно беспокоен, легко расстраивается, плохо переносит ожидание, не любит браться за новое дело, не уверен в себе, в своих силах, боится сталкиваться с трудностями.
2.Второй ученик во время занятий эмоционально устойчив, доброжелателен, радуется приходу учителя. Чувство тревоги у него вызывает все новое, незнакомое. Любое задание вызывает излишнее беспокойство, как правило, краснеет в незнакомой обстановке, сильно потеет, когда волнуется, не имеет хорошего аппетита, пуглив, многое вызывает у него страх, часто не может сдержать слезы, плохо переносит ожидание, не уверен в себе, в своих силах. Большое значение для мальчика имеет хороший контакт и взаимоотношения с учителем и окружающими людьми.
1учащийся
Методы работы
Основная задача
Коррекция агрессивного поведения учащегося и социальная адаптация.
Работа с родителями
1.Анкетирование.
2.Индивидуальное консультирование.
3.Вопросы для совместного обсуждения с родителями и выявления причины агрессивного поведения ребенка.
4.Беседа: «Особенности педагогического воздействия на агрессивного ребенка».
5.Рекомендации родителям: «У каких специалистов можно получить консультацию».
Работа с учащимися
1.Подбор и реализация методик обучения для развития уверенности в своих силах, направленных на создание положительного эмоционального фона.
2.Подбор и реализация методик обучения, направленных на снятие напряжения и тревожности.
3.Развитие способностей распознавать эмоции и умение выражать свои.
4.Развитие коммуникативных навыков.
Работа со специалистами
1.Консультация психолога.
2.Консультация психиатра.
Перспективный план работы по проекту
1 учащийся
№п/п | Мероприятия (что сделать) | Сроки проведения | Ресурсы | Планируемый результат |
1 | Организационный период Определение основной задачи и методов работы с учащимся и его родителями по проекту | Сентябрь | Канцтовары | Ознакомление с темой проекта, его целью, задачами и планом работы по проекту. |
2 | Диагностика уровня эмоционально-личностного развития 1.Диагностика «Показатель социальности» (В.Г.Щур). 2.Диагностика «Тест тревожности» (Р. Тэммэл, В.Дорки, В. Амен). 3.Методика выявления детских страхов (А.И.Захаров, М.Панфилова). | Октябрь-Январь | Канцтовары | Изучение индивидуальных личностных качеств объекта исследования. Постановка единой задачи для работы с данным учеником. |
3 | Диагностика внутрисемейных отношений 1.Тест «Что я думаю о своих родителях». 2. Тест «Рисунок семьи». | Январь | Канцтовары | Изучение внутрисемейных отношений исследуемого. |
4 | Обработка результатов диагностики личности и внутрисемейных отношений | Январь-Февраль | Канцтовары | Вычисления и анализ по результатам дигностики. |
5 | Выводы по результатам диагностики | Февраль | Канцтовары | Сделать выводы об уровне тревожности, социальной активности личности. |
6 | Анкетирование родителей 1.Анкета для родителей о воспитании детей. 2.Анкета для отцов «Я и мой ребенок». | Февраль | Канцтовары | Подключить родителей к активному участию в проекте. |
7 | Поиск эффективных методов работы для коррекции агрессивного поведения учащегося и его социальной адаптации | Февраль | Методическая литература, ресурсы интернет | Определение ресурсов, способных помочь в реализации проекта. Налаживание деловых связей. |
8 | Подготовительная работа Сбор информации по данной проблеме | Сентябрь-Ноябрь | Канцтовары, ресурсы интернет, методические пособия, школьная библиотека | Накопление информации для реализации проекта. |
9 | Создание рекомендаций, памяток а)Для родителей. 1. как вести себя, если возникла конфликтная ситуация и вас приглашают в школу. 2.Как избежать конфликтов со школой. 3.Профилактика тревожности. 4.Как правильно вести себя с агрессивным ребенком. 5.Шпаргалка для взрослых или Правила работы с агрессивными детьми. 6.Карманные деньги: 10 правил для родителей. б) Для ребенка. Памятки | Сентябрь-Ноябрь | Методическая литература | Выпуск памяток и рекомендаций |
10 | Составление характеристики на учащегося | Сентябрь-Октябрь | Канцтовары | Дать подробную характеристику обучающегося, необходимую для работы над проектом. |
11 | Реализация проекта | Ноябрь Май | | Реализация методик обучения для развития уверенности в своих силах, направленных на создание положительного эмоционального фона, на снятие напряжения и тревожности, на развитие коммуникативных навыков. |
12 | Снижение тревожности и напряжения 1.Беседа: «Будь смелым» 2.Рисование любимого героя. 3.Игра «Чувства». 4.Игра «Фотоальбом». 5.Упражнение «Переключение внимания». 6.Упражнение «Автоматические движения». 7.Рефлексия «Рецепты счастья». 8.Релаксация. 9.Упражнение «Любопытная Варвара» 10.Точечный массаж. 11.Правильное дыхание. | В течение учебного года | Канцтовары | Выяснить чувства учащегося по поводу определенных событий и значимых для него людей, помочь выразить свои чувства, обучить соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями, воспитывать смелость. |
13 | Снижение ревожности и напряжения, развитие воображения 1.Приветствие «Я дарю тебе». 2.Беседа: «Поверь в свои силы». 3.Упражнение «Продолжи предложения». 4.Упражнение «Сосулька». 5.Ритуал прощания: «Подари улыбку соседу». 6.Релаксация: «Воздушный шарик». 7.Игра «Лодка». 8.Игра «Корабль и ветер». | в течение всего срока реализации проекта | Журнал «Здоровье детей» | Успокоить ребенка, настроить на рабочий лад, учить делать людям приятное и получать от этого удовольствие. Помочь учащемуся поверить в себя. |
14 | Снижение агрессивности 1. Упражнение «Пылесос». 2.Игра «Наши эмоции». | в течение учебного года. | Методическая литература | Стараться вовремя снижать уровень агрессивности ребенка, привлечь родителей к пониманию данной проблемы. |
15 | Снижение уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации 1.Приветствие «Комплимент». 2.Беседа «Верь в себя». 3.Упражнение «Стройка». 4.Упражнение «Закончи сказку». 5.Упражнение «Представь, что ты это можешь». 6.Упражнение «Разрывание бумаги». 7.Беседа : «Как любить своих близких». 8.Игра «Волшебный сон». 9.Беседа: «Как ты справляешься с трудностями». 10.Упражнение «Направленная визуализация». 11. Игра «Спрятанные проблемы». 12. Релаксация. Игра «Драка». | В течение срока реализации проекта | Методическая литература | Научить ребенка вербально и невербально выражать свои эмоции, снижать уровень тревожности, вырабатывать уверенность в своих силах, учить расслабляться, когда это необходимо. |
16 | Снижение уровня тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения 1.Приветствие «Подари подарок» 2.Упражнение «Ищем клад». 3.Закончи сказку «Прими решение». 4.Упражнение «Звериные чувства». 5.Игра «Смелые ребята». 6.Релаксация. Игра «Дудочка». | В течение срока реализации проекта | Методическая литература, канцтовары. | Снятие напряжения, скованности, снижение уровня тревожности, учить самостоятельно принимать решения. |
17 | Снятие уровня тревожности, формирование внутренней позиции 1.Игра с секундомером. 2.Игра «Мир чувств». 3.Игра «Сочинение историй с помощью предметов». 4.Игра «Комиссионный магазин». 5.Игра «Свет мой зеркальце, скажи». 6.Игра «Светофор». 7.Релаксация. Игра «Штанга». Игра «Сосулька». Игра «Винт». Игра «Шалтай — Болтай». Игра «Насос и мяч». Игра «Водопад». | В течение срока реализации проекта | Канцтовары | Помочь учащемуся овладеть навыками самоконтроля, снятию психологических защит. |
18 | Встречи и беседы с узкими специалистами 1.Консультация психолога. 2.Консультация медицинского работника. | В течение срока реализации проекта | Узкие специалисты. Участник проекта. | Осуществить комплексную поддержку ребенка. |
19 | Социальная адаптация 1.Оформление альбома о Малой Родине. 2.Оформление раскладушки «Кем я хочу стать». | В течение срока реализации проекта | Канцтовары | Патриотическое воспитание. Профориентация. |
20 | Развитие коммуникативных навыков 1.Экскурсия в библиотеку. 2.Экскурсия в продуктовый магазин. 3.Экскурсия в магазин промышленных товаров. 4.Экскурсия на пилораму. 5.Экскурсия на ферму. | В течение срока реализации проекта | | Умение общаться, умение выслушать другого, терпимость к мнению других людей, адекватные способы реагирования на стрессовые ситуации. |
21 | Защита физического здоровья ребенка 1.Точечный массаж. 2.Профилактика вирусных заболеваний и ОРЗ. 3.Физкультминутки. 4.Управление своим телом («Театр зверей»). | В течение срока реализации проекта | Методическая литература | Умение заботиться о своем здоровье и управлять своим телом. |
22 | Оформление папки творческих работ учащегося | В течение каждого учебного года | Канцтовары | Развитие способностей творческого мышления. |
23 | Предварительные итоги работы над проектом 1.Обмен опытом всех участников проекта (беседа о том, как идет работа по проекту). 2.Интнрвьюс родителями о ходе реализации проекта независимым экспертом. | Апрель-Март | Канцтовары | Подведение предварительных итогов по реализации проекта. |
24 | Выступление на педагогическом совете по теме проекта и его реализации | Май | | Ознакомление педагогического коллектива с содержанием проекта и началом его реализации. |
25 | Заключительный период Выводы, подведение итогов. | Май | Канцтовары | Сделать выводы о результатах реализации проекта, вынести необходимые рекомендации. |
2 учащийся
Методы работы
Основная задача
Помочь ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Работа с родителями
1.Анкетирование.
2.Индивидуальное консультирование.
3.Вопросы для совместного обсуждения с родителями о социальной адаптации ребенка.
4.Беседа: «Особенности психологической коррекции детей с нарушениями ОДА при ДЦП».
5.Рекомендации ролителям: «У каких специалистов Центра можно получить консультацию».
Работа с учащимися
Подобрать и реализовать комплекс методик для психокоррекции ребенка, которые будут предусматривать:
1.стимулирование и активирование мышечного тонуса;
2.снятие эмоционального напряжения;
3.помощь в преодолении негативных переживаний;
4.создание позитивного настроя;
5.воспитание уверенности в себе;
6.развитие коммуникативных навыков;
7.развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам.
Перспективный план работы по проекту
2 учащийся
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ресурсы | Планируемый результат |
1 | Организационный период Определение основной задачи и методов работы с учащимся и его родителями по проекту. | Сентябрь | Канцтовары | Ознакомление с темой проекта, его целью, задачами и планом работы по проекту. |
2 | Диагностика уровня эмоционально-личностного развития 1.Диагностика «Показатель социальности» (В.Г.Щур) 2.Диагностика «Тест тревожности» (Р;Тэммэл»,В.Дорки, В.Амен) 3.Методика выявления детских страхов (А.И. Захаров, М.Панфилова) | Октябрь-январь | Канцтовары | Изучение индивидуальных личностных качеств объекта исследования. Постановка единой задачи для работы с данным учеником. |
3 | Диагностика внутрисемейных отношений 1.Тест «Что я думаю о своих родителях» 2.Тест «Рисунок семьи» | Январь | Канцтовары | Изучение внутрисемейных отношений исследуемых |
4 | Обработка результатов дигностики личности и внутрисемейных отношений | Январь-февраль | Канцтовары | Вычисления и анализ по результатам диагностики |
5 | Выводы по результатам диагностики | Февраль | Канцтовары | Сделать выводы об уровне тревожности, социальной активности личности |
6 | Поиск эффективных методов работы для коррекции агрессивного поведения учащегося и его социальной адаптации | Февраль | Методическая литература, интернет | Определение ресурсов, способных помочь в реализации проекта. Налаживание деловых связей |
7 | Подготовительная работа Сбор информации по данной проблеме | Сентябрь-ноябрь | Канцтовары,интернет, методические пособия (школьная библиотека) | Накопление информации для реализации проекта |
8 | Создание рекомендаций, памяток 1.Памятка для родителей. 2.Три памятки для родителей всех возрастов. 3.Рекомендация: «О соблюдении закона неприкосновенности личности». 4.Рекомендация: «Похвали главные «не». 5.Памятка: «Как не надо хвалить ребенка» | Сентябрь-ноябрь | Методическая литература | Выпуск памяток и рекомендаций |
9 | Составлени е характеристики на учащегося | Сентябрь-октябрь | Канцтовары | Дать подробную характеристику обучающегося, необходимую для работы над проектом |
10 | Реализация проекта | Ноябрь - май | | Помочь ребенку с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками |
11 | Развитие мелкой моторики 1. Упражнения с различным дидактическим материалом. 2.Пальчиковые игры. 3.Ручной труд. | В течение срока реализации проекта | Канцтовары, методическая литература | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Стимулирование и активирование мышечного тонуса |
12 | Развитие мимики 1.Массаж лица. 2.Гимнастика мимических мышц. 3.Выразительное чтение стихов и прозы. | В течение срока реализации проекта | Журнал «Здоровье детей», методическая литература | Выражение эмоциональных состояний через мимику, произвольное формирование определенных мимических поз. Развитие выразительности |
13 | Развитие координации движений 1.Упражнения для мышц ног. 2.Упражнения для плечевых суставов. Выполняется во время физкультминутки на уроках и на переменах. | В течение срока реализации проекта | Методическая литература | Укрепить мышцы ног, плечевых суставов, развивать координацию движений |
14 | Развитие артикуляции 1.Скороговорки. 2.Разучивание и декламация стихотворений. 3.Точечный массаж. | В течение срока реализации проекта | Методическая литература | Формирование контроля за речью (орального и тактильно-вибрационного). Развитие артикуляционного аппароата |
15 | Релаксация 1. «Театр масок». 2.Упражнения для снятия зрительного утомления. 3.Массаж для повышения сопротивляемости организма. 4.Упражнение «Орешек». 5.Упражнение «Мыльные пузыри». | В течение срока реализации проекта | Методическая литература, журнал «Здоровье детей» | Расслабление мышц лица, снятие мышечного напряжения, усталости, повышение сопротивляемости организма |
16 | Создание положительного эмоционального климата 1.Игра «Барометр настроения». 2.Игра «Путанка». 3.Игра «Слушаем тишину». 4.Игра «Походка». 5.Игра «Мои эмоции». 6.Игра «Покажи настроение». 7.Игра-обсуждение «Взаимоотношения». 8.Игра «Настроение». 9.Игра «Продолжи предложение». 10. Игра «Послушай». 11.Использование пантомим. | В течение срока реализации проекта | Канцтовары, методическая литература | Снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. Успокоить ребенка, настроить на рабочий лад. Развитие сотрудничества и взаимопонимания |
17 | Управление свом телом Упражнение «Театр зверей». | В течение срока реализации проекта | Методическая литература | Умение управлять своим телом |
18 | Развитие коммуникативных навыков 1.Экскурсия в библиотеку. 2.Экскурсия в продуктовый магазин». 3.Экскурсия в магазин промышленных товаров. 4.Экскурсия на пилораму. 5.Экскурсия на ферму. | В течение срока реализации проекта | | Умение общаться. Умение выслушать другого. Терпимость к мнению других. Адекватные способы реагирования на стрессовые ситуации |
19 | Встречи и беседы со специалистами Центра 1.Консультация психолога. 2.Консультация медицинского работника. | | В течение срока реализации проекта | Осуществить комплексную поддержку ребенка |
20 | Социальная адаптация 1.Оформление альбома «О Малой Родине». 2.Оформление раскладушки «Кем я хочу стать». 3. Оформление раскладушки «Маленький спасатель». | В течение учебного года | Канцтовары | Патриотическое воспитание. Профориентация. Умение применять в жизни знания по безопасности жизнедеятельности |
21 | Оформление папки творческих работ учащегося | В течение каждого уч. года | Канцтовары | Развитие способностей, творческого мышления |
22 | Предварительные итоги работы над проектом 1.Обмен опытом всех участников проекта (поговорить о том, как идет работа по проекту). 2.Интервью с родителями о ходе реализации проекта независимым экспертом. | Апрель-март, | Канцтовары | Подведение предварительных итогов реализации проекта |
23 | Выступление на педсовете по теме проекта и его реализации | Май | Канцтовары | Ознакомление всего педколлектива Центра с содержанием и предварительными итогами реализации проекта |
24 | Заключительный период Выводы. Подведение итогов. | Май | Канцтовары | Сделать выводы о результатах реализации проекта, вынести необходимые рекомендации. |
25 | Сообщение в СМИ завершении работы над проектом и его итогах | Апрель-май | Канцтовары | Информирование общественности о проектах Центра. |
Выводы и результаты по реализации проекта «Тропинка к себе».
1.Учащиеся успешно прошли итоговую аттестацию по окончании 9 класса, оценка по результатам собеседования по предмету «Трудовое обучение» у обоих мальчиков - «5». Экзаменационная комиссия отметила собранность, высокий уровень подготовки, способность учащихся уверенно держаться и вести себя согласно обстановке.
2.Снизился уровень тревожности, дети стали более коммуникабельными, появилась уверенность в себе.
3.Повысился интерес к учебе.
4.Укрепилась внутренняя мотивация учащихся к здоровому образу жизни.
5.После окончания обучения оба ученика нашли рабочие места на ферме в своем населенном пункте.