СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации  проекта "Тропинка к себе"  рассказывается, как с помощью здоровьесберегающих технологий педагог может добиться успешного освоения образовательной программы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии и обучающимися индивидуально на дому.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»















Проект

«ТРОПИНКА К СЕБЕ»

(создание комплексной системы защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения)




Автор-составитель: Миронова Т.В.










Актуальность модели


Опираясь на научные исследования и собственные наблюдения, можно проследить четкую зависимость интеллектуального развития ребенка, его мышления, внимания, памяти, усидчивости от его физического и психического развития, состояния здоровья.

Укрепление здоровья детей, повышение защитных сил детского организма и интереса школьников к собственному здоровью являются наиболее актуальными задачами.

Эффективное решение этих задач возможно, благодаря разработке и реализации совместной программы действий по укреплению здоровья детей, координация деятельности медицинских и образовательных учреждений, участие родителей в этом вопросе, а также разработка модели укрепления физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения.


Цель исследования


2 основных направления работы

1.Образовательно-оздоровительное

Цель: создать комплексную систему защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения.

2.Опытно-экспериментальное

Разработка и реализация на практике модели защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения.


Суть проекта


Поиск наиболее результативных методов работы по защите здоровья детей в условиях индивидуального обучения.


Объект исследования


Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.


Предмет исследования


Система комплексной защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения.



Этапы реализации проекта


1.Информационный


2.Подготовительный


3.Технологический


4.Апробационный


5.Аналитический


Сроки реализации проекта


По срокам реализации проект долгосрочный.


Масштабы проекта


По масштабам — малый проект.


Ожидаемые результаты проекта на уровне личности


1.Снижение уровня тревожности.


2.Внутренняя мотивация к здоровому образу жизни.


3.Адекватная (неконфликтная) самооценка.


4.Коммуникабельность (преодоление трудностей в общении).


5.Проявление инициативы.


6.Повышение интереса к учебе.


7.Уверенность.


8.Приобщение личности к общечеловеческим ценностям.

9.Успешная самореализация.


Ожидаемые результаты проекта на уровне ОУ


1.Разработан проект «Тропинка к себе».

2.Разработана новая, более совершенная форма индивидуального обучения.


Ожидаемые результаты проекта на уровне ученика


1.Положительная динамика изменений в уровне развития базовых компетентностей.

2.Адаптация и социализация в обществе.

3.Раннее профессиональное самоопределение.


Ожидаемые результаты проекта на уровне родителей


1.Удовлетворение уровнем получаемых образовательных услуг детьми.

2.Включенность в жизнь ОУ.

3.Участие в проектах, реализуемых ОУ.

4.Рост знаний о воспитании и социальной адаптации детей.


Гипотеза

Я предполагаю, что в результате работы над проектом будет наблюдаться снижение тревожности у учащихся, положительная динамика в развитии, вырастет социальная активность.


Перспективный план работы с родителями


п/п

Мероприятия

Сроки

Конечный планируемый результат

1

Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы с детьми.

Сентябрь

Объединение усилий педагога и родителей для создания комплексной системы защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения, создание атмосферы общности интересов в процессе организации работы с детьми; активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Ознакомление родителей с инновационной , экспериментальной

деятельностью.

2

Составление памяток для родителей в целях сохранения и поддержания здоровья детей.

В течение года

3

Изучение семей по типу, образовательному и социальному уровню, определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.

Октябрь

4

Проведение бесед и консультаций с родителями по социальной адаптации детей.

В течение года

5

Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Май

6

Коллективная творческая деятельность «Построение развивающей среды в семье».

В течение года


Диагностика уровня эмоционально-личностного развития


Для исследования были применены ряд методик.

1.Тест тревожности. Автор методики: Р.Тэммэл, М.Дорки, В.Амен. Метод: тестирование, беседа.

2.Методика «Показатель социальности». Автор методики: В.Г.Щур.

3.Диагностика внутрисемейных отношений.


Основные методы диагностики — наблюдение, описательный метод. Диагностика проводилась по согласованию со школьным психологом.


Анализ признаков тревожности у учащихся


1 Первый ученик имеет повышенный уровень тревожности, ярко выраженные признаки агрессии, слабо проявляющиеся коммуникативные навыки, в обществе отличается социально-опасным поведением. Не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-то, во время выполнения заданий очень напряжен, скован, часто говорит о напряженных ситуациях, обычно беспокоен, легко расстраивается, плохо переносит ожидание, не любит браться за новое дело, не уверен в себе, в своих силах, боится сталкиваться с трудностями.

2.Второй ученик во время занятий эмоционально устойчив, доброжелателен, радуется приходу учителя. Чувство тревоги у него вызывает все новое, незнакомое. Любое задание вызывает излишнее беспокойство, как правило, краснеет в незнакомой обстановке, сильно потеет, когда волнуется, не имеет хорошего аппетита, пуглив, многое вызывает у него страх, часто не может сдержать слезы, плохо переносит ожидание, не уверен в себе, в своих силах. Большое значение для мальчика имеет хороший контакт и взаимоотношения с учителем и окружающими людьми.



1учащийся

Методы работы


Основная задача


Коррекция агрессивного поведения учащегося и социальная адаптация.


Работа с родителями


1.Анкетирование.

2.Индивидуальное консультирование.

3.Вопросы для совместного обсуждения с родителями и выявления причины агрессивного поведения ребенка.

4.Беседа: «Особенности педагогического воздействия на агрессивного ребенка».

5.Рекомендации родителям: «У каких специалистов можно получить консультацию».


Работа с учащимися


1.Подбор и реализация методик обучения для развития уверенности в своих силах, направленных на создание положительного эмоционального фона.

2.Подбор и реализация методик обучения, направленных на снятие напряжения и тревожности.

3.Развитие способностей распознавать эмоции и умение выражать свои.

4.Развитие коммуникативных навыков.


Работа со специалистами


1.Консультация психолога.

2.Консультация психиатра.





Перспективный план работы по проекту

1 учащийся

№п/п

Мероприятия (что сделать)

Сроки проведения

Ресурсы

Планируемый результат

1

Организационный период

Определение основной задачи и методов работы с учащимся и его родителями по проекту

Сентябрь


Канцтовары

Ознакомление с темой проекта, его целью, задачами и планом работы по проекту.

2

Диагностика уровня эмоционально-личностного развития

1.Диагностика «Показатель социальности» (В.Г.Щур).

2.Диагностика «Тест тревожности» (Р. Тэммэл, В.Дорки, В. Амен).

3.Методика выявления детских страхов (А.И.Захаров, М.Панфилова).

Октябрь-Январь


Канцтовары

Изучение индивидуальных личностных качеств объекта исследования.

Постановка единой задачи для работы с данным учеником.

3

Диагностика внутрисемейных отношений

1.Тест «Что я думаю о своих родителях».

2. Тест «Рисунок семьи».

Январь


Канцтовары

Изучение внутрисемейных отношений исследуемого.

4

Обработка результатов диагностики личности и внутрисемейных отношений

Январь-Февраль


Канцтовары

Вычисления и анализ по результатам дигностики.

5

Выводы по результатам диагностики

Февраль


Канцтовары

Сделать выводы об уровне тревожности, социальной активности личности.

6

Анкетирование родителей

1.Анкета для родителей о воспитании детей.

2.Анкета для отцов «Я и мой ребенок».

Февраль


Канцтовары

Подключить родителей к активному участию в проекте.

7

Поиск эффективных методов работы для коррекции агрессивного поведения учащегося и его социальной адаптации

Февраль


Методическая литература, ресурсы интернет

Определение ресурсов, способных помочь в реализации проекта. Налаживание деловых связей.

8

Подготовительная работа

Сбор информации по данной проблеме

Сентябрь-Ноябрь


Канцтовары, ресурсы интернет, методические пособия, школьная библиотека

Накопление информации для реализации проекта.

9

Создание рекомендаций, памяток

а)Для родителей.

1. как вести себя, если возникла конфликтная ситуация и вас приглашают в школу.

2.Как избежать конфликтов со школой.

3.Профилактика тревожности.

4.Как правильно вести себя с агрессивным ребенком.

5.Шпаргалка для взрослых или Правила работы с агрессивными детьми.

6.Карманные деньги: 10 правил для родителей.

б) Для ребенка.

Памятки

Сентябрь-Ноябрь


Методическая литература

Выпуск памяток и рекомендаций

10

Составление характеристики на учащегося

Сентябрь-Октябрь


Канцтовары

Дать подробную характеристику обучающегося, необходимую для работы над проектом.

11

Реализация проекта

Ноябрь


Май



Реализация методик обучения для развития уверенности в своих силах, направленных на создание положительного эмоционального фона, на снятие напряжения и тревожности, на развитие коммуникативных навыков.

12

Снижение тревожности и напряжения

1.Беседа: «Будь смелым»

2.Рисование любимого героя.

3.Игра «Чувства».

4.Игра «Фотоальбом».

5.Упражнение «Переключение внимания».

6.Упражнение «Автоматические движения».

7.Рефлексия «Рецепты счастья».

8.Релаксация.

9.Упражнение «Любопытная Варвара»

10.Точечный массаж.

11.Правильное дыхание.


В течение учебного года

Канцтовары

Выяснить чувства учащегося по поводу определенных событий и значимых для него людей, помочь выразить свои чувства, обучить соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями, воспитывать смелость.

13

Снижение ревожности и напряжения, развитие воображения

1.Приветствие «Я дарю тебе».

2.Беседа: «Поверь в свои силы».

3.Упражнение «Продолжи предложения».

4.Упражнение «Сосулька».

5.Ритуал прощания: «Подари улыбку соседу».

6.Релаксация: «Воздушный шарик».

7.Игра «Лодка».

8.Игра «Корабль и ветер».


в течение всего срока реализации проекта

Журнал «Здоровье детей»

Успокоить ребенка, настроить на рабочий лад, учить делать людям приятное и получать от этого удовольствие. Помочь учащемуся поверить в себя.

14

Снижение агрессивности

1. Упражнение «Пылесос».

2.Игра «Наши эмоции».

в течение учебного года.

Методическая литература

Стараться вовремя снижать уровень агрессивности ребенка, привлечь родителей к пониманию данной проблемы.

15

Снижение уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации

1.Приветствие «Комплимент».

2.Беседа «Верь в себя».

3.Упражнение «Стройка».

4.Упражнение «Закончи сказку».

5.Упражнение «Представь, что ты это можешь».

6.Упражнение «Разрывание бумаги».

7.Беседа : «Как любить своих близких».

8.Игра «Волшебный сон».

9.Беседа: «Как ты справляешься с трудностями».

10.Упражнение «Направленная визуализация».

11. Игра «Спрятанные проблемы».

12. Релаксация. Игра «Драка».

В течение срока реализации проекта

Методическая литература

Научить ребенка вербально и невербально выражать свои эмоции, снижать уровень тревожности, вырабатывать уверенность в своих силах, учить расслабляться, когда это необходимо.

16

Снижение уровня тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения

1.Приветствие «Подари подарок»

2.Упражнение «Ищем клад».

3.Закончи сказку «Прими решение».

4.Упражнение «Звериные чувства».

5.Игра «Смелые ребята».

6.Релаксация. Игра «Дудочка».

В течение срока реализации проекта

Методическая литература, канцтовары.

Снятие напряжения, скованности, снижение уровня тревожности, учить самостоятельно принимать решения.

17

Снятие уровня тревожности, формирование внутренней позиции

1.Игра с секундомером.

2.Игра «Мир чувств».

3.Игра «Сочинение историй с помощью предметов».

4.Игра «Комиссионный магазин».

5.Игра «Свет мой зеркальце, скажи».

6.Игра «Светофор».

7.Релаксация.

Игра «Штанга».

Игра «Сосулька».

Игра «Винт».

Игра «Шалтай — Болтай».

Игра «Насос и мяч».

Игра «Водопад».

В течение срока реализации проекта

Канцтовары

Помочь учащемуся овладеть навыками самоконтроля, снятию психологических защит.

18

Встречи и беседы с узкими специалистами

1.Консультация психолога.

2.Консультация медицинского работника.

В течение срока реализации проекта

Узкие специалисты.

Участник проекта.

Осуществить комплексную поддержку ребенка.

19

Социальная адаптация

1.Оформление альбома о Малой Родине.

2.Оформление раскладушки «Кем я хочу стать».

В течение срока реализации проекта

Канцтовары

Патриотическое воспитание.

Профориентация.

20

Развитие коммуникативных навыков

1.Экскурсия в библиотеку.

2.Экскурсия в продуктовый магазин.

3.Экскурсия в магазин промышленных товаров.

4.Экскурсия на пилораму.

5.Экскурсия на ферму.

В течение срока реализации проекта


Умение общаться, умение выслушать другого, терпимость к мнению других людей, адекватные способы реагирования на стрессовые ситуации.

21

Защита физического здоровья ребенка

1.Точечный массаж.

2.Профилактика вирусных заболеваний и ОРЗ.

3.Физкультминутки.

4.Управление своим телом («Театр зверей»).

В течение срока реализации проекта

Методическая литература

Умение заботиться о своем здоровье и управлять своим телом.

22

Оформление папки творческих работ учащегося

В течение каждого учебного года

Канцтовары

Развитие способностей творческого мышления.

23

Предварительные итоги работы над проектом

1.Обмен опытом всех участников проекта (беседа о том, как идет работа по проекту).

2.Интнрвьюс родителями о ходе реализации проекта независимым экспертом.

Апрель-Март


Канцтовары

Подведение предварительных итогов по реализации проекта.

24

Выступление на педагогическом совете по теме проекта и его реализации

Май



Ознакомление педагогического коллектива с содержанием проекта и началом его реализации.

25

Заключительный период

Выводы, подведение итогов.

Май


Канцтовары

Сделать выводы о результатах реализации проекта, вынести необходимые рекомендации.


2 учащийся

Методы работы


Основная задача


Помочь ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.


Работа с родителями

1.Анкетирование.

2.Индивидуальное консультирование.

3.Вопросы для совместного обсуждения с родителями о социальной адаптации ребенка.

4.Беседа: «Особенности психологической коррекции детей с нарушениями ОДА при ДЦП».

5.Рекомендации ролителям: «У каких специалистов Центра можно получить консультацию».


Работа с учащимися


Подобрать и реализовать комплекс методик для психокоррекции ребенка, которые будут предусматривать:

1.стимулирование и активирование мышечного тонуса;

2.снятие эмоционального напряжения;

3.помощь в преодолении негативных переживаний;

4.создание позитивного настроя;

5.воспитание уверенности в себе;

6.развитие коммуникативных навыков;

7.развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам.


Перспективный план работы по проекту

2 учащийся

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ресурсы

Планируемый результат

1

Организационный период

Определение основной задачи и методов работы с учащимся и его родителями по проекту.

Сентябрь


Канцтовары

Ознакомление с темой проекта, его целью, задачами и планом работы по проекту.

2

Диагностика уровня эмоционально-личностного развития

1.Диагностика «Показатель социальности» (В.Г.Щур)

2.Диагностика «Тест тревожности» (Р;Тэммэл»,В.Дорки, В.Амен)

3.Методика выявления детских страхов (А.И. Захаров, М.Панфилова)

Октябрь-январь


Канцтовары

Изучение индивидуальных личностных качеств объекта исследования.

Постановка единой задачи для работы с данным учеником.

3

Диагностика внутрисемейных отношений

1.Тест «Что я думаю о своих родителях»

2.Тест «Рисунок семьи»

Январь


Канцтовары

Изучение внутрисемейных отношений исследуемых

4

Обработка результатов дигностики личности и внутрисемейных отношений

Январь-февраль


Канцтовары

Вычисления и анализ по результатам диагностики

5

Выводы по результатам диагностики

Февраль


Канцтовары

Сделать выводы об уровне тревожности, социальной активности личности

6

Поиск эффективных методов работы для коррекции агрессивного поведения учащегося и его социальной адаптации

Февраль


Методическая литература,

интернет

Определение ресурсов, способных помочь в реализации проекта. Налаживание деловых связей

7

Подготовительная работа

Сбор информации по данной проблеме

Сентябрь-ноябрь


Канцтовары,интернет, методические пособия (школьная библиотека)

Накопление информации для реализации проекта

8

Создание рекомендаций, памяток

1.Памятка для родителей.

2.Три памятки для родителей всех возрастов.

3.Рекомендация: «О соблюдении закона неприкосновенности личности».

4.Рекомендация: «Похвали главные «не».

5.Памятка: «Как не надо хвалить ребенка»

Сентябрь-ноябрь


Методическая литература

Выпуск памяток и рекомендаций

9

Составлени е характеристики на учащегося

Сентябрь-октябрь


Канцтовары

Дать подробную характеристику обучающегося, необходимую для работы над проектом

10

Реализация проекта

Ноябрь


-

май



Помочь ребенку с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками

11

Развитие мелкой моторики

1. Упражнения с различным дидактическим материалом.

2.Пальчиковые игры.

3.Ручной труд.

В течение срока реализации проекта

Канцтовары, методическая литература

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Стимулирование и активирование мышечного тонуса

12

Развитие мимики

1.Массаж лица.

2.Гимнастика мимических мышц.

3.Выразительное чтение стихов и прозы.

В течение срока реализации проекта

Журнал «Здоровье детей», методическая литература

Выражение эмоциональных состояний через мимику, произвольное формирование определенных мимических поз. Развитие выразительности

13

Развитие координации движений

1.Упражнения для мышц ног.

2.Упражнения для плечевых суставов.

Выполняется во время физкультминутки на уроках и на переменах.

В течение срока реализации проекта

Методическая литература

Укрепить мышцы ног, плечевых суставов, развивать координацию движений

14

Развитие артикуляции

1.Скороговорки.

2.Разучивание и декламация стихотворений.

3.Точечный массаж.


В течение срока реализации проекта

Методическая литература

Формирование контроля за речью (орального и тактильно-вибрационного). Развитие артикуляционного аппароата

15

Релаксация

1. «Театр масок».

2.Упражнения для снятия зрительного утомления.

3.Массаж для повышения сопротивляемости организма.

4.Упражнение «Орешек».

5.Упражнение «Мыльные пузыри».

В течение срока реализации проекта

Методическая литература,

журнал «Здоровье детей»

Расслабление мышц лица, снятие мышечного напряжения, усталости, повышение сопротивляемости организма

16

Создание положительного эмоционального климата

1.Игра «Барометр настроения».

2.Игра «Путанка».

3.Игра «Слушаем тишину».

4.Игра «Походка».

5.Игра «Мои эмоции».

6.Игра «Покажи настроение».

7.Игра-обсуждение «Взаимоотношения».

8.Игра «Настроение».

9.Игра «Продолжи предложение».

10. Игра «Послушай».

11.Использование пантомим.

В течение срока реализации проекта

Канцтовары, методическая литература

Снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. Успокоить ребенка, настроить на рабочий лад.

Развитие сотрудничества и взаимопонимания

17

Управление свом телом

Упражнение «Театр зверей».

В течение срока реализации проекта

Методическая литература

Умение управлять своим телом

18

Развитие коммуникативных навыков

1.Экскурсия в библиотеку.

2.Экскурсия в продуктовый магазин».

3.Экскурсия в магазин промышленных товаров.

4.Экскурсия на пилораму.

5.Экскурсия на ферму.

В течение срока реализации проекта


Умение общаться. Умение выслушать другого. Терпимость к мнению других. Адекватные способы реагирования на стрессовые ситуации

19

Встречи и беседы со специалистами Центра

1.Консультация психолога.

2.Консультация медицинского работника.


В течение срока реализации проекта

Осуществить комплексную поддержку ребенка

20

Социальная адаптация

1.Оформление альбома «О Малой Родине».

2.Оформление раскладушки «Кем я хочу стать».

3. Оформление раскладушки «Маленький спасатель».

В течение учебного года

Канцтовары

Патриотическое воспитание.

Профориентация.

Умение применять в жизни знания по безопасности жизнедеятельности

21

Оформление папки творческих работ учащегося


В течение каждого уч. года

Канцтовары

Развитие способностей, творческого мышления

22

Предварительные итоги работы над проектом

1.Обмен опытом всех участников проекта (поговорить о том, как идет работа по проекту).

2.Интервью с родителями о ходе реализации проекта независимым экспертом.

Апрель-март,


Канцтовары

Подведение предварительных итогов реализации проекта

23

Выступление на педсовете по теме проекта и его реализации

Май


Канцтовары

Ознакомление всего педколлектива Центра с содержанием и предварительными итогами реализации проекта

24

Заключительный период

Выводы. Подведение итогов.

Май

Канцтовары

Сделать выводы о результатах реализации проекта, вынести необходимые рекомендации.

25

Сообщение в СМИ завершении работы над проектом и его итогах

Апрель-май


Канцтовары

Информирование общественности о проектах Центра.



Выводы и результаты по реализации проекта «Тропинка к себе».

1.Учащиеся успешно прошли итоговую аттестацию по окончании 9 класса, оценка по результатам собеседования по предмету «Трудовое обучение» у обоих мальчиков - «5». Экзаменационная комиссия отметила собранность, высокий уровень подготовки, способность учащихся уверенно держаться и вести себя согласно обстановке.

2.Снизился уровень тревожности, дети стали более коммуникабельными, появилась уверенность в себе.

3.Повысился интерес к учебе.

4.Укрепилась внутренняя мотивация учащихся к здоровому образу жизни.

5.После окончания обучения оба ученика нашли рабочие места на ферме в своем населенном пункте.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!