СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровый образ жизни и его составляющие»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Здоровый образ жизни и его составляющие»»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя школа №3”

муниципального образования город “Десногорск” Смоленской области.






Индивидуальный итоговый проект

Обучающейся 9 «А» класс

На тему: «Здоровый образ жизни и его составляющие»






Руководитель: Криштопик Алсу Габдуловна,

учитель физической культуры

Выполнила: Селивёрстова Ульяна











г.Десногорск

2022 г.



Оглавление

Введение 3

Глава I. Здоровый образ жизни 4

1.1 Здоровый образ жизни 4

1.2 Режим дня 5

1.3 Питание 6

1.4 Личная гигиена 7

1.5 Закаливание 9

1.6 Вредные привычки 10

1.7 Физическая культура и спорт 13

Глава II. Практическая часть 14

Заключение 25

Список источников и литературы 26











Введение

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.  Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Поэтому актуальность проблемы соблюдения здорового образа жизни учащихся становится острой и необходимой.

Цель: повышение мотивации учащихся, направленной на укрепление собственного здоровья.

Задачи:

  1. пропагандировать здоровый образ жизни;

  2. формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

  3. провести анкетирование среди учащихся средних классов;

Объект исследования: образ жизни школьников 9а класса.

Предмет исследования: факторы, влияющие на ЗОЖ.

Гипотеза: учитывая актуальность данной проблемы, мной было выдвинуто предположение, что если средние школьники будут придерживаться здорового образа жизни и полюбят спорт, то это положительно отразится на их здоровье.

Методы исследования:

  1. теоретические методы –анализ научной литературы;

  2. социологическое исследование – опрос детей;

  3. обобщение полученной информации.





Глава I. Здоровый образ жизни
    1. Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это образ жизни, направленный на профилактику заболеваний и укрепления организма человека с помощью простых составляющих — правильного питания, занятия спортом, отказа от вредных привычек и спокойной, не вызывающей нервных потрясений жизни.

Мы рассмотрим, каким образом каждый элемент здорового образа жизни влияет на человека и что необходимо делать для этого.

Чтобы больше понять, зачем вести здоровый образ жизни, стоит понимать, как выглядит человек, который этого не делает.

Человек, который ведет здоровый образ жизни, выделяется в толпе. Но почему каждый человек не может постоянно заниматься улучшением своего самочувствия? Все связано с людьми, которые окружают человека. Например, если в семье не любят заниматься спортом, то ребенок будет отказываться от бега или занятия зарядкой по утрам. Если вся нация любит питаться в кафе быстрого питания, которые расположены на каждом углу, то и один человек не будет противостоять этому. Такая ситуация складывается в Америке, когда людей проживающих в стране стали называть «нацией фастфудов». А что будет, если беременные женщины перестанут следить за своим здоровьем? Такая ситуация может привести к рождению целого поколения не здоровых малышей. Кроме того, стоит помнить о генетической наследственности. Ученые Маастрихтского университета доказали, что вредные привычки по отцовской линии передаются не только детям, но и внукам и правнукам. Это означает, что в семье будет расти поколение людей с вредными привычками плохим состоянием здоровья. Ко всему этому добавляется работа в офисе, которая малоподвижная, а к определенному возрасту дает о себе знать в виде ожирения, нарушения опорно-двигательного аппарата и других болезней. Стрессы, которыми сопровождается рабочий день, приводят к нарушению работы нервной и сердечно-сосудистой системы.

С этими факторами человек может бороться самостоятельно, если в своей жизни найдёт место для ведения здорового образа жизни. Но есть моменты, на которые человек не может влиять, они оказывают негативное воздействие на организм человека. К таким моментам можно отнести экологическое состояние окружающей среды. Загрязненные водоемы, выхлопные газы, повышенный радиационный фон и многое другое уменьшает жизнь человека на десятки лет. С каждым годом возрастает количество людей, которые заболевают раком. Частые головные боли, которые появляются у людей, живущих в мегаполисе связанные с высоким уровнем шума. А сколько людей, причем молодых, страдает от изменений погодных условий? Сколько молодых людей умирает от болезней, которые раньше поражали только людей преклонного возраста? Можно сказать, что много....

Только человек способен изменить или хотя бы снизить воздействия негативных факторов окружающей среды на свой организм. Для этого достаточно вести здоровый образ жизни.

    1. Режим дня

Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.

Правильное планирование дня — основное требование современного мира. Чтобы все успевать, не переутомляться, сохранить психическое и физическое здоровье, необходимо научиться строить рабочий график, или распорядок дня. Формировать такую привычку психологи и педагоги рекомендуют с раннего возраста — с начала учебной деятельности.

    1. Питание

«Ты есть то, что ты ешь» — о смысле этой крылатой фразы Гиппократа, как и о прямом влиянии качества питания на здоровье не задумывался разве что совсем равнодушный к своему образу жизни человек. Даже яростные поклонники фастфудов в глубине души осознают, что рацион неплохо бы поменять…

Человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. Состав продуктов питания и их свойства непосредственно влияют на здоровье, физическое развитие, трудоспособность, эмоциональное состояние и в целом на качество и продолжительность жизни. Трудно найти другой фактор, который бы оказывал такое серьезное воздействие на организм человека.

С питанием связаны все жизненно важные функции организма. Оно — источник развития тканей и клеток, их постоянного обновления, насыщения человека энергией. Неправильное питание ― как избыточное, так и недостаточное ― способно нанести существенный вред здоровью человека в любом возрасте. Это выражается в снижении уровня физического и умственного развития, быстрой утомляемости, неспособности оказывать сопротивление воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, снижении работоспособности и даже преждевременном старении и сокращении продолжительности жизни. Кстати, каждой женщине, которая следит за собой, известно, что состояние кожи напрямую зависит от состояния пищеварительной системы, в частности кишечника, а значит, и от здорового питания.

Принципы здорового питания должен знать каждый! Для этого стоит соблюдать правила рациона питания, режим дня.





1.4 Личная гигиена

Гигиена – весьма обширное понятие, которое включает в себя почти все аспекты человеческой жизни. Эта наука направлена на сохранение и улучшение здоровья и жизни. Гигиена включает в себя ряд правил, которым должен следовать человек дома, на работе, в общественных местах.

Гигиена тела

Кожный покров выполняет защитную функцию для организма

Каждый день умываться под теплой водой. Температура воды – 36-37 градусов. За 7 дней кожа человека выделяет 6 л пота и 250 г сала. Чтобы функции кожи не были нарушены, такие выделения нужно ежедневно смывать. Кожный покров – идеальная среда для размножения болезнетворных бактерий, грибков и прочей инфекции. 

Хотя бы раз в неделю мыться с мочалкой;

Поддерживать руки и ногти в чистом виде. Человек руками берет еду, вместе с которой в организм могут попадать вредные микроорганизмы. После туалета, улицы и контакта с животными нужно обязательно мыть руки. Находясь на улице можно протирать руки влажными салфетками, которые устраняют некоторую часть бактерий;

Ноги ежедневно мыть под теплой водой с мылом;

Гигиена волос

  • мыть волосы по мере их загрязнения. Определить точное количество процедур нельзя. Это зависит от типа волос, их длины и структуры. Также может влиять сезонность. Как правило, зимой волосы пачкаются быстрее из-за головного убора, который не пропускает воздух, следовательно, моют их чаще;

  • расчесывать волосы нужно только своей расческой.

Гигиена ротовой полости

  • чистить зубы 2 раза в день – утром и перед сном. Это нужно делать не менее 3х минут. Не забывать очищать язык и внутренние стороны щек. На протяжении дня можно пользоваться зубной нитью, которая устраняет застрявшие между зубами остатки пищи;

  • нельзя чистить зубы чужой щеткой;

  • после приема пищи нужно прополоскать ротовую полость;

  • в целях профилактики посещать стоматолога дважды в год.

Гигиена одежды

  • нижнее бельё, носки нужно менять каждый день;

  • лучше всего покупать вещи из натуральных материалов. Искусственные материалы не позволяют коже дышать и могут вызывать аллергические реакции;

  • при выборе одежды и обуви учитывать особенности анатомии человека и размер.

    1. Закаливание

По сути, закаливание — это умение грамотно использовать защитные механизмы организма, созданные тысячелетней эволюцией. Наши предки были хорошо осведомлены об этом — во многих культурах древних народов его использовали как верное профилактическое средство, позволяющее укрепить дух и тело человека. Закаливающие процедуры, как необходимый элемент физического воспитания, помогают усилить сопротивляемость различным заболеваниям, увеличить работоспособность, улучшить общее самочувствие.

Кроме того, все виды закаливающих процедур:

  • приводят в норму работу периферической и центральной нервной системы;

  • повышают иммунитет;

  • усиливают устойчивость к инфекциям;

  • нормализуют кровообращение и артериальное давление;

  • способствуют повышению скорости метаболизма;

  • увеличивают работоспособность.


Основные принципы закаливания

Соблюдайте регулярность. Проводить закаливающие мероприятия нужно постоянно, а не раз в месяц. Ни плохое настроение, ни погодные условия не должны стать для вас препятствием. Продолжительные перерывы между процедурами сводят на нет все усилия.

Увеличивайте интенсивность постепенно. Нельзя подвергать организм экстремальным нагрузкам без предварительной подготовки. Продолжительность закаливающих мероприятий и их интенсивность должны увеличиваться постепенно.

Придерживайтесь комплексного подхода. Результат будет лучше, если одновременно заниматься спортом и правильно питаться. Немалое значение также имеет грамотно составленный распорядок дня. Режим — важнейшая составляющая, без которой не удастся достичь желаемых результатов

Рассчитывайте собственные силы. Не проводите закаливающие мероприятия при плохом самочувствии. Закаляться нужно только будучи полностью здоровым.

Не забывайте про индивидуальные особенности организма. Проконсультируйтесь предварительно с врачом. Далеко не все разновидности процедур являются универсальными. Некоторым людям по состоянию здоровья могут не подойти те или иные средства закаливания.

    1. Вредные привычки

Вре́дные привы́чки - привычки,  оцениваемые  негативно  с точки зрения  социальных норм поведения или в отношении к процессу формирования личности. Привычка - сложившийся  способ  поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть  человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. 

Но существуют  вредные  привычки, вызванные иными причинами,  например, привычка не выполнять  обещанное - вызвана неумением отказывать в невыполнимой  просьбе,  привычка  опаздывать - отсутствием некоторых полезных  привычек. Некоторые вредные привычки сохраняются, потому  что человек  не  подозревает о своей привычке, либо не считает её вредной.

Куре́ние - вид  бытовой  наркомании,  заключающийся  во  вдыхании дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке  вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них  активными веществами.

Алкоголи́зм -наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненными пристрастием к употреблению алкогольных напитков и алкогольным  поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности. Употребление алкоголя вызывает алкоголизм,  но это  не означает, что любое использование алкоголя ведёт к  алкоголизму.  Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты  употребления алкоголя,  а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые  люди  подвержены большему риску развития алкоголизмаввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной  или психической  предрасположенности, а также наследственных причин.

Наркома́ния — хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей  структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов. В быту и в  юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое  употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих  зависимости.

Игровые зависимости

Лудомания — патологическая склонность к азартным играм.  Игровая зависимость - склонность к компьютерным играм.



1.6 Физическая культура и спорт

Польза от занятий физической культурой и спортом.

Занятия физической культурой и спортом во всех возрастах повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения доказывают, что те, кто систематически занимаются физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, обладают высокой работоспособностью, ведут активный образ жизни до глубокой старости.

Ходьба

Эффективным средством укрепления здоровья является ходьба. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце. Во время ходьбы не следует сутулиться, надо ходить прямо, без качаний. Стопа ставится на землю с пятки, и делается перекат на носок. При этом происходят свободные движения в суставах нижних конечностей.

Бег

Бег оказался эффективным средством в борьбе с различными болезнями, в первую очередь с сердечно- сосудистыми. Бегать лучше в парке, сквере, лесу, минуя жесткие покрытия так как это приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Бег вызывает в организме значительные изменения (увеличивается частота сердечных сокращений, дыхания, повышается обмен веществ и т.д.). Наблюдения показывают, что систематические занятия бегом замедляют процессы старения.


Глава II. Практическая часть

Чтобы понять, ведут ли ученики 9-го класса МБОУ СШ № 3 здоровый образ жизни, им была предложена анкета. (Приложение 2) Результаты анкетирования были проанализированы и предоставлены в диаграммах.

Диаграммы


Было опрошено 16 учеников: 7 девочек, 9 мальчика



Состояние своего здоровья большая часть учеников оценивают как хорошее.



Также большинство считает, что ведут здоровый образ жизни.


Режим дня соблюдают всего 7 человек из опрошенных










Более половины не соблюдают режим сна, ложатся спать после 11 часов ночи, а 7 человек имеют плохой сон.



Не все соблюдают режим питания . При этом некоторых не устраивает их вес . И трое детей сидели на диетах.













7 человек регулярно делают зарядку, остальные – периодически.



Уроки физкультуры в школе нравятся всем и все посещают их с удовольствием.











Большинство детей любит в свободное от учёбы время гулять, читать книги, смотреть телевизор, играть в компьютер. Причём, мальчики уделяют компьютеру больше времени, чем девочки, они больше времени уделяют прогулкам на свежем воздухе.

Из тем о здоровом образе жизни большинство интересует тема физической культуры и спорта, некоторых тема правильного питания, а 4 человек – ничего.





Большинство ребят считают, что вред здоровью наносят: нарушение питания, вредные привычки, малоподвижный образ жизни. Несколько человек отметили: курение, алкоголь, диеты и компьютерные игры.


Исходя из проделанной работы, можно сделать несколько выводов:

И хотя большинство учащихся ответили, что они ведут здоровый образ жизни, на самом деле было выявлено, что режим дня ими не соблюдается. Больше половины ложатся спать после 11 ночи и имеют плохой сон. Почти половина детей не соблюдает режим питания. Также можно отметить, что многие ребята посвящают время компьютеру, меньше книгам, что не способствует отдыху. Но хорошо, что многие просто гуляют. Если бы в семье родители больше времени уделяли активному отдыху вместе с детьми, то это имело бы положительный эффект. И хотя большинство ребят понимают, что они сами отвечают за соблюдение здорового образа жизни, девятиклассникам не хватает знаний. Им необходимо разъяснить важность соблюдения личной гигиены, режима дня, режима питания, пагубность воздействие вредных привычек, в том числе негативное воздействие компьютерных игр на организм










Заключение

Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Во время выполнения исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что соблюдение здорового образа жизни положительно влияет на организм человека.

Я достигла цели своей исследовательской работы и научилась соблюдать здоровый образ жизни.

Я поняла, что мне и моим одноклассникам необходимо приобретать знания о здоровом образе жизни и развивать свои физические возможности, самосовершенствоваться.

Необходимо планировать свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустой потери времени», а чтобы режим был спланирован с пользой – для духовного, умственного и физического развития. Для этого нужно ставить перед собой цели и добиваться их, работая над собой каждый день.



Список источников и литературы
  1. Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. -232 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Гурьев С.В. Физическая культура: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 144 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

  3. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2014 -40 с., ил. – (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).

  4. Здоровый я – здоровая страны/сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. – Минск: Красико - Принт, 2015. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2014.

  6. Метод определения лишнего веса. Формула Брока. http://diet-clinica.ru/articles/art_02/

  7. Синягина Н.Ю, Кузнецова И.В. «Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения» - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2013 -145с.

  8. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 239 с.

  9. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений//. – М.: Просвещение, 2014 – 159 с.


Анкета


Уважаемый участник!

Просим Вас ответить на поставленные вопросы.

Вам необходимо выбрать ответы, которые наиболее полно отражают ваш образ жизни.

Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Обведите нужный ответ, либо подчеркните.

1. Ваш пол:

а) мужской                                                                                    

б) женский              

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее                                                                                    

б) удовлетворительное                                                               

в) плохое                                                                                      

г) затрудняюсь ответить          

3. Как Вы считаете, Вы ведёте здоровый образ жизни?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4. Соблюдаете ли вы правильный режим дня? 

a) да, стараюсь всегда его соблюдать

б) пытаюсь придерживаться, но не всегда получается

в) нет, я никогда не соблюдаю режим дня

5. Хорошо ли вы спите? Вовремя ложитесь спать?

a) да, я ложусь спать вовремя и почти никогда не просыпаюсь ночью

б) не всегда, бывает, что я ложусь спать после 11 ночи

в) плохо засыпаю

6. Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

a) именно такой, и вы едите много фруктов и овощей

б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда

в) вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима питания

7. Вас устраивает ваш вес?

а) да

б) нет

8. Сидели Вы когда-нибудь на диете? Если «да», укажите, на какой

а) да, __________________________________________________

б) нет

9. Регулярно ли вы делаете зарядку?

a) да, это для меня необходимость

б) иногда делаю

в) нет, не делаю вовсе

10. Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?

a) да, вы всегда ходите на него с удовольствием

б) он вас, в общем-то, устраивает

в) вы ходите на него без особой охоты

11. Ваше любимое занятие в свободное время (отметить не более 3-х ответов)

а) занимаюсь спортом                                                                 

б) читаю книги, газеты, журналы                                               

в) смотрю телевизор, видео                                                      

г) играю в компьютерные игры                                                

д) гуляю по улицам с друзьями                                                 

е) занимаюсь домашними делами                                                         

ж)другое ____________________________________________________


12. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересуют?

а) физическая культура и спорт                                                

б) рациональное питание                                                            

в) о вредных привычках                                   

г) никакие                                                                          

13. Как Вы считаете, что больше вредит здоровью? (отметить не более 3-х ответов)

а) нарушение режима

б) нарушение питания (переедание, недоедание, нерегулярность приема пищи, питание всухомятку)                                     

в) вредные привычки

г) малоподвижный образ жизни                                               

д) несоблюдение личной гигиены                                            

е)другое ___________________________________________________________________                                     

Анонимность анкетирования гарантирована.

Благодарим Вас за участие!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!