Тема | Земля и космос |
Цель | Сформировать представления о Вселенной |
Задачи | образовательные: познакомить с Галактиками, определить место планеты Земля во Вселенной; развивающие: развивать навыки ориентироваться по звездам, продолжить формировать умение работать с учебником, анализировать, делать выводы, учить применять приобретенные навыки на практике. воспитательные: воспитывать культуру общения в парах, толерантность. |
УУД | Личностные УУД: осознать необходимость знаний о Вселенной. Регулятивные УУД: понимать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать научные факты о Вселенной; формирование умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации . Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя, обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: определение « Вселенная», « Галактика», «навигационные звезды», «световой год», названия галактик: Млечный Путь, Магеллановы Облака, туманность Андромеды, внешний вид нашей Галактики, об измерениях гигантских расстояний между звездами в световых годах. Уметь: ориентироваться по навигационным звездам, использовать знания приемов ориентирования в нестандартных условиях. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Воспитание уважительного отношения к иному мнению; развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение высказывать суждения; умение работать с текстом, схемами, рисунками и использовать различные способы поиска, обработки информации. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки. Межпредметные связи: Экология: Изменение качества окружающей среды. Астрономия: Галактика, созвездия, планеты. |
Основные понятия | Вселенная, галактика, Млечный Путь, навигационные звезды, световой год. |
Ресурсы: основные, дополнительные | Учебник, атласы, карта звёздного неба , карточки с заданиями, стихами, текстами о космосе |
Методы и формы обучения | Беседа, частично-поисковый метод; фронтальная и индивидуальная работа и в парах |
Технология | Развивающее обучение |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Этап 1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие. Подготовка рабочего места. | Что вам необходимо иметь на парте, чтобы лучше понять и запомнить новую информацию. | | Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; Подготовка рабочего места. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Этап 2. Актуализация опорных знаний по теме: «Накопление знаний о Земле» | Давайте отправимся в путешествие «По морям по волнам » Повторение основных этапов географических открытий и исследований | Индивидуальные ответы на вопросы Работа в парах , взаимопроверка | Называют фамилии путешественников, географические объекты и находят их на карте Работа в тетрадях | | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание |
Формулирование темы урока, постановка цели урока. Этап 3 . Создание проблемной ситуации Этап 4. Целеполагание | Побуждение уч-ся на создание проблемной ситуации ( зачитывает стихотворение и загадку о космосе, планете Земля) | Вступают в диалог Объясняют и записывают тему урока в тетрадь. Формулируют вопросы, на которые найти нужно ответ в рубрике «Вы узнаете» | Изучают информацию выделяют новые понятия и ставят задачи | |
Тема урока | ЗЕМЛЯ И КОСМОС |
Изучение нового материала Этапы 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Создается проблемно-диалоговый вопрос: Какое звездное небо? Побуждает уч-ся к обмену ощущениями о Вселенной Предлагает отправиться в путешествие по Млечному Пути командой Проблемно- диалоговый вопрос: Как измеряется расстояние между галактиками? Проблемно- диалоговый вопрос: Как использует человек знания о звездах? | Придумывают название командам, Работают в группах с учебником и узнают информацию Изучают информацию Изучают информацию | Высказывают свое мнение, ассоциации: -о звездном небе, -о Вселенной Составляют доклад Фронтальная беседа Фронтальная беседа | В рабочих тетрадях В рабочих тетрадях выполняют задание В рабочих тетрадях выполняют задание | Коммуникативные: работают в парах, составляют вопросы, взаимно проверяют, Познавательные: строят логическую цепь рассуждений, делают выводы Регулятивные: объясняют, анализируют, формулируют Коммуникативные: работают в группах Познавательные: составляют доклад Регулятивные: презентация доклада |
Этап 6 Закрепление 6.1 | « Проверь себя» | Индивидуальные ответы | | Знать основные понятия и уметь их объяснять Знать основные понятия | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: оформлять свою мысль устной форме Регулятивные: учиться отличать верный ответ от неверного, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; . |
Рефлексия ( итог урока) Этап 7. | Формулирует выводы, что узнали нового | Выражают свое мнение о изученном материале | | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность |
Самооценка | Оцените свои новые знания. Всё запомнили на уроке? Как работали? | Показывают оценку, которую поставили себе за урок. | У вас остались вопросы о космосе? Мы найдем ответ на них на следующем уроке. | | Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Домашнее задание Этап 9. | Комментирование д/з: §6 . Творческие задания: 1.Что такое астронавигация? 2.Чему равен световой год? | Записывают задания | | | |
3.Расстояния между звездами измеряются в..
Более точно, это расстояние, которое проходит фотон в вакууме за 1 год (365,24220 дня =31 556 925,9747 секунды).
Если учесть что скорость света в вакууме равна 299 792 458 м/с, можно посчитать, что
1 световой год = 9,5 триллионов километров (точно 9 460 528 177 426,82 км)
Существуют также другие определения светового года, основывающиеся на другой продолжительности года (поскольку различных, слегка отличающихся друг от друга определений года существует несколько).
Световую минуту и световую секунду иногда используют для измерения внутри планетных систем.
Хотя самолеты и морские суда оборудованы новейшей радионавигационной и радиолокационной техникой, бывают ситуации, когда приборами воспользоваться невозможно: например, они вышли из строя или в магнитном поле Земли разыгралась буря. В таких случаях штурман самолета или корабля должен уметь определять его положение и направление движения по Луне, звёздам или Солнцу. И космонавту не обойтись без астронавигации. Иногда ем необходимо развернуть станцию определенным образом: например, так, чтобы телескоп смотрел на исследуемый объект, или для состыковки с прибывшим транспортным кораблем.