22.11.13
Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»
Тема: Живая и неживая природа
Цели: создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы;
развивать мыслительные процессы;
воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Формируемые УУД
Личностные:
1) проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
2)выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Регулятивные:
1)целеполагание;
2) планирование;
3) контроль;
4) оценка;
5) саморегуляция.
Коммуникативные:
1) Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка и обсуждение вопросов
3)умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
1) общеучебные универсальные действия ( поиск и анализ необходимой информации; использование знаково-символических средств);
2)логические (анализ, синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);
3)использование адекватных способов решения проблем.
Оборудование: презентация, камень, доска, молоток, учебник, лесенка для оценки, плакаты: живая природа, неживая природа, изделие, картинки живой , неживой природы, изделий, клей, для резерва карточки.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие по окружающему миру.
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Кто из вас желает научиться открывать новые знания?
Тогда давайте отправимся в путь.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Первое , что мы сделаем, посмотрим в окно. Слайд
- Что вы видите за окном?
- В какую одну большую группу можно объединить объекты, которые вы назвали? ( окружающий мир)
Начало кластера : Окружающий мир
- Перед вами объекты окружающего мира. На какие две группы можно их разделить ? ( природа и изделия)
- По какому признаку?
Начало кластера : Окружающий мир
природа изделия
- Предлагаю поиграть. Какое задание можно предложить в этой игре?
( разделить на природу и изделие) И.С. (животные, растения, человек, грибы, солнце воздух, вода, камни, изделия ) ( после игры)
- Сегодня наше внимание будет направлено на первую группу объектов окружающего мира – природа.
- Что мы отнесли к природе? (животные, растения, человек, солнце воздух, вода, камни)
- На какие две группы можно разделить объекты природы? ( живая и неживая природа)
Кластер : Окружающий мир
природа изделия
живая неживая
3. Постановка учебной задачи
- По каким признакам мы будем определять это объект живой или неживой природы?
- Почему возникло затруднение?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Признаки живой и неживой природы)
- Зачем нам это нужно знать? (Больше узнать об окружающим нас мире, расширить наш кругозор.)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1. Живая и неживая природа
- Предлагаю подумать, чем живые существа отличаются от неживых. Сравним , например, живое существо белку и неживое камень .
(По ходу рассуждений на доске появляются опорные слова для кластера)
1. Размножение
- Посмотрите у белки детёныши, что это значит? ( живые существа могут размножаться.)
- Принесет ли камень потомство?
- А если я разломаю кусочек мела, он ведь тоже «размножится» на множество мелких кусочков, это значит, что «родились» новые мелки?
(Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры.)
- А как размножаются растения? Откройте учебники по закладочке, найдите стр. 71. Рассмотрите фотографии. Какие растения вы видите?
- На что вы обратили внимание?
- На первом рисунке бутон, затем бутон раскрылся и появился цветок. Цветок превратился в плод – коробочку с семенами.
- Опишите, что происходило с одуванчиком?
- Подумайте, для чего растениям семена?
- Что этим наблюдением мы доказали? ( что растения тоже размножаются)
2. Умирают
- А что будет, если белку кто- то ранит или она серьёзно заболеет или станет старая?
- Значит, живое может погибнуть, умереть? А камень может погибнуть?
3. Питаются
- Нужна ли белке пища? А камню?
- Как питаются растения?
-Значит живые существа питаются.
4. Растут
- Посмотрите, что сталось с детёнышами белки? ( они выросли)
- Что это значит? (живые существа растут)
- А вырастет камень?
5. Дышат
- Нужен ли белке воздух ?
- Значит живые существа дышат. Дышит ли камень?
- А как дышат растения?
- Дыхание растений можно хорошо увидеть под водой. При дыхании образуются пузырьки.
6. Двигаются
- Может белка двигаться? А камень?
-Животные, люди перемещаются в пространстве. Животные бегают, прыгают, летают, плавают. Их движение не вызывает сомнение.
- А как двигаются растения?
Опыт.
- В понедельник мы поставили на подоконник растение. Куда были направлены его листочки? ( в сторону класса.)
- Что произошло с растением за эти 4 дня, куда теперь направлены листочки растения?
- Что это доказывает? ( растения двигаются)
- Как вы еще можете доказать, что растения двигаются? - В нашем классе есть растение, которое называется маранта. Листья этого растения обладают необычной способностью к движению. Если света достаточно, то листья располагаются горизонтально, если света недостаточно – поднимаются вверх.
7. Стареют
- Что будет с белкой через много- много лет? ( состарится) – Камень, река , облако может состариться? – Какой вывод мы можем сделать из нашего наблюдения, что мы узнали об объектах живой природы? ( питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут, стареют, погибают) – Проверим наши ответы прочитав вывод в учебнике в рамочке с. 71.
Физминутка ( Мальчик)
5. Первичное закрепление
Игра «Живое- неживое»
- А теперь вернемся к нашему заданию и разделим объекты природы на две группы: живая и неживая природа. ИС
Вывод: Какие объекты природы мы отнесли к живой природе? Обоснуйте свой ответ
- Какие объекты природы мы отнесли к живой природе? Обоснуйте свой ответ
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – работа в парах ( резерв)
- Разделите объекты природы на две группы обозначая кружочком и треугольником
Проверка: - На какие две группы вы разделили объекты?
- Что вы отнесли к живой природе? Обоснуйте свой ответ.
- Что вы отнесли к неживой природе? Обоснуйте свой ответ.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение – работа в группах
- Делимся на три группы по рядам .
- Для дружной работы необходимо вспомнить правила работы в группах. (Вспоминают дети)
Работать тихо, не шуметь.
Не говорить всем сразу.
Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.
Старший группы распределяет обязанности так, чтобы каждый участвовал и помогал, чтобы группа уложилась с ответом в назначенное время.
Задание: 1 гр. – из предложенных картинок выбрать то, что относится к живой природе.
2 гр. – к неживой природе
3 гр. – изделия человека
Физминутка
Проверка ( вывешивают на доске и защищают)
- Какое у вас было задание?
- Какие объекты вы отнесли к живой природе? Обоснуйте свой выбор.
После выступления групп
-Компьютер считает быстрее человека, телевизор говорит, самолет летает. Можно ли считать их живыми? Почему?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую задачу мы ставили в начале урока? ( узнать признаки живой и неживой природы)
- Решили мы задачу?
- Чему научились? (Отличать признаки живой и неживой природы)
- Чтобы вы хотели узнать?( как связаны между собой живая и неживая природа)
- Оцените свою работу на уроке поставив себя на ту ступеньку, которая соответствует уровню ваших знаний.
- Кто находится на самой верхней ступеньке?
3ступ. Мне всё понятно. У меня всё получалось
2 ступ. Некоторые задания вызвали затруднение
1 ступ. Многое непонятно, предстоит поработать.
6