СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизнь прекрасна"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидальных проявлений. Работа с подростками

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь прекрасна"»

Дата: 08.02.2018

Аудитория: подростки

Форма проведения: развивающее занятие с элементами тренинга по профилактике суицидального поведения подростков

Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.

Тема: «Жизнь прекрасна!»

Оборудование: ватман, фломастеры, карточки с изображением лестницы.

Продолжительность: 30 минут.

Методы и приемы: словесные (рассказ, объяснение, игра), работа в группе.

Цели:

- создание благоприятных условий для работы группы

- снятия напряжения, раскрепощения и создание высокого эмоционального подъема.

- возможность усвоить, что проблемы, равно как и благоприятные обстоятельства нередко создаем себе сами.

Задачи:

- улучшение эмоционального состояния участников занятия

- повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации

- воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно, бережного отношения к жизни.

Ожидаемые результаты:

Осознание жизни как главной ценности.


Ход занятия

I. Организация деятельности учащихся.

Приветствие.

Психологический настрой, мотивация.

«Здравствуйте, дорогие участники! Я рада Вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня мы с вами будем говорить о такой серьезной теме, как переживание жизненных трудностей. Они встречаются в жизни каждого из нас, и, конечно, нет на свете людей, которые не переживали бы временных неудач. Наше занятие я решила назвать «Жизнь прекрасна!».


Для начала нам нужно познакомиться. Для этого мы напишем наши имена на карточках.

Упражнение №1 «Представь себя» (5 минут)

Цель: настрой на плодотворную, командную работу, поиск личностных ресурсов, повышение концентрации внимания.

Инструкция: Представьтесь друг другу. Необходимо не только назвать свое имя, но и продолжить фразу: «Люди ценят меня за то, что я ….». Следующий участник также называет свое имя, продолжает фразу и озвучивает за что люди ценят его соседа, который только что представился. И так по кругу.

Обсуждение задания.

Итак, молодцы. А теперь расскажите было ли Вам трудно назвать то, за что Вас ценят люди? А было ли сложно запомнить за что ценят Вашего соседа?

Хорошо ребята, все поняли, что мы все разные и ценят нас люди за разные вещи. Но что же нас объединяет? (Каждый человек представляет собой какую-то ценность для окружающих).


II. Актуализация знаний учащихся.

Упражнение №2 «Я справляюсь с трудностями» (5 минут)

Цель: формирование личностных ресурсов личности.

Инструкция: Каждый из нас в течение жизни сталкивается с различными сложностями и не простыми жизненными ситуациями. Сейчас нам нужно ответить на вопрос, что помогает пережить эти сложные моменты, как справляемся с трудностями. Каждый участник сообщает, кто или что спасает от жизненных передряг, фиксируют ответы на листе.

Обсуждение: После того, как ответы закончились, каждый относится к определенной сфере: семья, друзья, досуг, учеба (работа, творчество), любовь. Выясняется какая сфера слаба, какая не работает, не задействована в решении проблемных ситуаций, до учащихся доносится информация, о том, что все сферы в жизни должны быть полноценны, тогда проблемы и трудности

переживаются проще.


Данное упражнение не только позволяет участникам тренинга

задуматься о своих резервах, но и познакомится с резервами окружающих и

использовать их, решая свои трудности.


III. Основная часть

Упражнение №3 «Паутина проблем». (5 минут)

- На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с проблемами, нерешаемых проблем нет, и в этом нам поможет убедиться упражнение «Паутина проблем».

Вам нужно разделить на две команды, каждая команда получает ватман и фломастеры. I команде достаётся проблема «Невыученный урок», а II команде – «Остаться на второй год обучения»

Каждая команда пишет свою проблему в центре листа ватмана. Затем ведущий спрашивает, почему данная проблема существует. Команды отвечают по очереди, исходя из сути своей проблемы. Все найденные причины записываются на ватмане вокруг проблемы и соединяются стрелочками. В отношении каждой записанной на листе причины ребят следует спросить, почему эта причина возникла. Продолжать построение цепочки причин следует до тех пор, пока не будут сформулированы такие из них, которые зависят от самих учащихся и с которыми ребята могут справиться сами.

Задание выполняется в течение 5–7 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою «паутину» проблемы, показывая, что следует предпринять человеку, чтобы избежать неприятностей.

Мы с вами можем сделать вывод, что возникновение многих наших проблем зависит от нас самих. Изначально следует не допускать тех самых причин, о которых мы с вами говорили, чтобы из этих причин не выросла большая проблема.

IV. Закрепление

Упражнение №4 «Банка». (5 минут)

- А сейчас я хотела бы предложить вам другое упражнение, называется оно «Банка».

- Вам нужно, не подписывая свой листок, записать на нём свои «трудности» и сдать листочки мне, я положу их в банку. Далее, вынимать по одной записке из банки, мы обсудим эти ситуации. После того, как я достану из «банки» одну из ситуаций, вам нужно будет назвать как можно больше выходов из данной трудной ситуации. Победит тот, кто предложит больше вариантов. Например: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с родителями, ссоры с учителями, позор, «разборки», одиночество и др.

- При обсуждении ключевой должна быть мысль о том, что жизнь — это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.

Упражнение №5 «Полет к звезде». (5 минут)

Релаксационное упражнение «Полёт к звезде»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; снятие мышечных зажимов; отработка навыка рефлексии.

Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.



И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.



Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…



Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.



А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?



Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…



А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…



А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…



Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.



Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…



Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня… И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…



Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…

V. Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Что особенно запомнилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

VI. Рефлексия.

Упражнение №6 «Лестница». (5 минут)

- Ребята каждый из вас о чём–нибудь мечтает. Давайте выстроим лестницу мечты? Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель. На каждую ступеньку вам необходимо назвать своё желание или мечту. На обдумывание отводится 2 минуты.



- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.



Я надеюсь, что наше занятие принесло вам только пользу. Верьте в себя, в свои силы и у вас все получится.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!