СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение баянного творчества в воспитании детей и современной жизни российского общества.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение баянного творчества в воспитании детей и современной жизни российского общества.

Баян – музыкальный инструмент с более чем вековой историей.  Наряду  с такими инструментами, как балалайка, домра, гармонь, гусли, жалейка, трещотки, ложки и др. – принадлежит к числу русских народных инструментов, получивших в нашей стране широкое распространение и пользующихся любовью среди любителей музыки. 

Просмотр содержимого документа
«Значение баянного творчества в воспитании детей и современной жизни российского общества.»

Значение баянного творчества в воспитании детей

и современной жизни российского общества.


Баян – музыкальный инструмент с более чем вековой историей.

Наряду  с такими инструментами, как балалайка, домра, гармонь, гусли, жалейка, трещотки, ложки и др. – принадлежит к числу русских народных инструментов, получивших в нашей стране широкое распространение и пользующихся любовью среди любителей музыки. 

Баян может использоваться как солирующий инструмент, а также входить в состав ансамбля или оркестра.

По способу звукоизвлечения и конструкции – это клавишно-духовой пневматический инструмент, по художественным возможностям – значительно усовершенствованная разновидность гармони.

Название «баян» происходит от древнерусского глагола «баять», то есть -  говорить, сказывать. Баянами в древней Руси называли бродячих певцов-сказителей, так же однокоренные слова: убаюкивать, краснобай, сказочный кот - баюн и т.д.

Принципиальное отличие баяна от русской диатонической гармони в том, что он обладает хроматическим звукорядом правой клавиатуры и полным набором басо - аккордового аккомпанемента левой, что позволяет исполнять музыку в любой тональности, кроме того, наличие выборной системы на многих моделях даёт возможность баянистам играть не только обработки народных песен и плясок, но и переложения высокохудожественных шедевров музыкальной классики.

Если гармонь была известна еще с середины 19 – го века во многих европейских странах, в том числе и в России с ее региональными разновидностями: «вятская», «тульская», «ливенка», то день рождения баяна можно отнести к 1897 году, когда итальянский мастер Паоло Сопрани получил патент на изготовление инструмента, по своим характеристикам очень напоминавшего современный баян. Появившись в Италии, поразив музыкантов своим лирическим, красивым звучанием, он быстро распространился в Европе. Первым российским изготовителем баянов  стал тульский изготовитель музыкальных инструментов Н. Орланский – Титаренко. Следует отметить, что наибольшую популярность новый инструмент приобрел именно в нашей стране – в деревнях, сёлах, городах. Родоначальники баянного исполнительства стали с энтузиазмом разучивать обработки русских песен, танцев. Интерес к баяну стал настолько высок, что вскоре он стал более любимым инструментом в народе, чем исконно русские домра, гусли.

Всем знакома известная фраза: «какая песня без баяна?». Появлялись первые баянные ансамбли; одним из самых известных был оркестр хроматических гармоник, созданный Н.И.Белобородовым. В дальнейшем, наряду с баянистами – любителями рождается целая плеяда профессиональных композиторов, пишущих музыку специально для баяна (Н.Рубцов, Н.Чайкин, Ю.Шишаков, В.Подгорный, позже -  В.Золотарёв, Ю.Кусяков, В.Семёнов, Е.Дербенко и др.),  а также исполнителей – виртуозов (В.Галкин, Ф.Липс, Ю.Вострелов, А.Скляров, Ю.Сидоров, Ю.Шишкин и др.). Эти музыканты, а в настоящее время и ряд более молодых - С.Войтенко, А.Севостьян, М.Бурлаков и многие другие показывают высокое исполнительское мастерство , радуя своим творчеством любителей музыки выступлениями на ведущих концертных площадках как в России, так и за её пределами. Несмотря на то, что высококлассные баянисты есть и других странах (Югославия, Германия, Италия, Франция, Китай, Финляндия), а многие из них получают профессиональное  образование в наших музыкальных ВУЗах (баян за рубежом называют «кнопочным аккордеоном» ), советская, а теперь российская баянная школа по сей день остаётся сильнейшей во всём мире. Именно россияне завоёвывают большую часть призовых мест в самых престижных международных конкурсах исполнителей на баяне и аккордеоне, проводимых в Москве, в Клингентале, в Кастель – Фидардо и в других городах мира.

Говоря о значении баянного творчества в развитии, воспитании российских детей и молодёжи, в первую очередь хочется сравнить её воспитательной функцией искусства вообще. Ведь  в равной степени и художественная литература, и музыкальное, и изобразительное искусство, театр в конечном счёте играют одну и ту же роль при помощи своих, по-своему уникальных выразительных средств. Эта роль – приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного, возвышенного, расширение кругозора и развитие эстетического вкуса у тех, от кого впоследствии будет зависеть будущее страны.

Можно долго рассуждать о влиянии музыки на детей, и его трудно переоценить, но нужны ли здесь слова? Музыка имеет свой язык, и слова часто бессмысленны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невозможно выразить словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Музыка может встревожить, успокоить, заставить радоваться или горевать, умиротворённо созерцать, вызывая самые разные эмоции, она никогда не оставит  равнодушным, и всегда побуждает переживать и думать. Бесспорно, хоть в какой-то мере соприкоснувшись с этим источником красоты и мудрости, человек становится духовно богаче. Таким образом, музыка во многом способствует полноценному, гармоничному развитию личности ребенка, учит чувствовать, сострадать, помогает стать немного добрее, человечнее, достойнее. 

Всё сказанное выше об искусстве, о музыке в целом, в полной мере относится и к баянному творчеству, на котором хочется заострить внимание. Принадлежа к числу русских народных инструментов, баян, наряду с другими видами народного творчества, предоставляет возможность обратиться к нашим национальным истокам, а иметь представление о фольклорных традициях, о художественном творчестве наших предков так же необходимо, как знать историю родной страны. Русский фольклор необычайно самобытен и вызывает большой интерес по сей день. Неслучайно, многие великие композиторы-классики, такие как М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский и многие другие отмечали, что их музыка рождалась из народных песен. Русские песни, обладая несравненной красотой, колоритом актуальны как в подлинном, аутентичном виде, так и в виде обработок, сделанных композиторами для того же баяна или для других инструментов. Уникальное звучание баяна с невероятной точностью передает тот самый песенно- танцевальный национальный колорит, присущий только русской музыке.

В конце прошлого – начале нынешнего века стал наблюдаться некоторый спад интереса к баянному творчеству. Баян практически исчез с телеэкранов, перестал звучать в радиопередачах, стало меньше концертов мастеров баянного искусства, синтезатор и караоке вытеснили баян и русскую песню даже со свадебных и других торжественных застолий. Значительно меньшее количество детей стало приходить в музыкальные школы обучаться игре на баяне, отдавая предпочтение другим инструментам. Причин такого спада несколько. Во-первых – это общая нестабильность ситуации в стране, когда нахлынувшая в результате предоставленной свободы новая для нас западная эстетика стала сметать все на своем пути в разных сферах жизни, не обойдя стороной и искусство. Ринувшись к этому новому, люди стали забывать о своём, родном. Во-вторых – сами тенденции развития баянного искусства отдаляют его от простого народа. Это связано с постепенным переходом баяна из фольклорной среды в академическую. Художественные возможности инструмента в результате его постоянного усовершенствования, в результате роста мастерства исполнителей выросли настолько, что баянисты перестали ограничивать себя исполнением только русских песен. На современных многотембровых баянах,  обладающих богатым тембровым колоритом, стало возможным значительно расширить круг образов, заметно разнообразить репертуар, включая в концертные программы выдающиеся произведения музыкальной классики, как русской(Чайковский, Бородин, Мусоргский, Рахманинов) , так и зарубежной(Бах, Гайдн, Скарлатти, Моцарт), а так же переложения современной музыки и оригинальные сочинения для баяна.Такие достижения сами по себе безусловно продуктивны и позитивны, они означают творческий рост, движение вперёд, однако современная музыка, наполненная сложными философскими образами, написанная необычным, непривычным для восприятия языком, оказалась недоступной пониманию неискушенного слушателя. В результате, проводимые концерты, конкурсы, фестивали собирают в зале РАМ им. Гнесиных узкий круг профессионалов, а простые люди предпочитают ограничиться просмотром субботней программы «Играй, гармонь любимая». 

Выход из сложившейся ситуации видится в необходимости найти компромисс между музыкантами и слушателями. Слушатели должны расширять свой музыкальный кругозор, учиться понимать разную музыку, в том числе и серьёзную, а композиторы, музыканты в свою очередь – стараться общаться с публикой на более доступном языке, не забывая включать в репертуар народные произведения.

Если такой компромисс будет найден, баян перестанет быть элитарным инструментом, отвечающим вкусам небольшой группы эстетов, и вернёт к себе былую любовь простых людей.

      Особое внимание композиторы, пишущие для баяна, должны уделять детскому репертуару, так как современной яркой, образной детской баянной музыки явно не хватает. Баянистам хорошо известны «Детские альбомы» известных мастеров прошлого века – А.Л. Репникова и Н.И. Чайкина, большой популярностью пользуются циклы «Детских сюит» для баяна В.Золотарева и В.Семёнова. Однако, все эти произведения были написаны достаточно давно, тогда как в наше время композиторы не слишком балуют юных баянистов своим вниманием. Если на свет будет появляться много новых, интересных детских пьес для баяна, это так же заметно усилит интерес к инструменту, дети захотят учиться играть на нём и будут заниматься с большим желанием.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!