Значение игры в жизни ребенка
Подготовила:
практический психолог 1 категории
ГДОУ ЛНР «Лутугинский ясли-сад «Ласточка»
Сулима В.Н.
Уже давно ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – это пора, когда ребенок особенно отзывчив и восприимчив к творческой, игровой, познавательной деятельности. Детям очень нравится играть и придумывать различные истории, они как – будто живут в придуманном, понятном только им мире. И поэтому взрослым можно сделать вывод, что путь к сердцу ребенка можно найти с помощью игры, фантазии и воображения.
Очень часто бывает так, что родители, для того чтобы ребенок им не мешал заниматься какими – либо домашними делами, усаживают его за телевизор или за компьютер, а в дальнейшем стараясь его привлечь к домашней работе, или к занятиям слышат в ответ: «не хочу», «не буду», «лучше я посмотрю телевизор или поиграю в компьютер».
Для того чтобы такого не происходило, уважаемые родители старайтесь с самого начала не отталкивать малыша от себя. Если ребенок хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему, как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во-первых, все-таки похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, во-вторых, указывая ему на его ошибку, покажите еще раз, как следует делать правильно. И пускай у вас уйдет на уборку или приготовление обеда больше времени, но зато малыш будет привыкать действовать с вами совместно, и у него не выработается потребность постоянного времяпровождения перед телевизором или компьютером.
Помните, что в дошкольном возрасте привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью является игра. Поэтому, если взрослые хотят занять ребёнка, помочь ему в его развитии, сохранить его психическое здоровье, то они должны любую деятельность с ребёнком превращать в игру.
Дома родители могут организовать для своих детей и их друзей веселые шоу, развлекательные и игровые программы, театрализованные представления, сказки – игры, танцевальные и песенные конкурсы, игры – путешествия.
Разыгрывайте с детьми ваши семейные праздники, события и придуманные истории. Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать мысли, а наоборот, эмоционально сближайтесь с ним. Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре и не соскальзывайте с нее на свою реальную позицию взрослого. Если ребенок просит многократно повторять какой-либо сюжет, то не отказывайте ему в этом - повторяйте столько сколько нужно.
Играйте вместе с детьми – это оздоравливает взаимоотношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе с родителями, дети убеждаются в том, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искренне желание сотрудничать со взрослыми и рождается вера в то, что в этом мире существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра научит вас:
Говорить с ребенком на его языке;
Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию;
Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
Открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
Любить детей такими, какими они есть.
Играя, мы можем научить детей:
Смотреть на себя со стороны глазами других людей;
Предвидеть стратегию ролевого поведения;
Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться игре;
Доверять друг другу.
Как занять ребенка дома
Предлагаемый ниже список домашних развлечений может стать альтернативой просмотра телевизора и компьютера.
Устройте лепку из соленого теста. Такое тесто готовится очень просто. Смешайте равные части соли, муки и воды в миске и размешайте пока консистенция не станет пастообразной. При желании можно добавить пищевые красители. И начинайте лепить все, что угодно. В дальнейшем «произведения искусства» подсушивают при комнатной температуре либо в духовке, после чего раскрашивают гуашевыми красками.
Еще малыши очень любят разглядывать разные комиксы. Почему бы, например, не придумать для них историю в картинках? Возьмите пачку старых глянцевых журналов и вырежьте из них яркие картинки: людей, животных и растений. Потом придумайте вместе с детьми сюжет сказки и наклейте картинки на большой лист ватмана. Если каких-то персонажей не хватило, можно их дорисовать. В общем, фантазируйте!
Покажите ребенку кукольный спектакль или предложите ему показать спектакль вам, а лучше устроить совместное представление для других членов семьи.
Устройте необычное рисование пальчиками. Чтобы краска после занятия легче отмывалась от рук, смешайте гуашевые краски с зубной пастой.
Рекомендации по совместной игровой деятельности родителей с детьми
от 3 до 6 лет:
- спойте вместе детскую песенку или поодиночке, используя караоке;
- послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;
- сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии;
- имитируйте вместе танцы животных (кенгуру, лягушки и других);
- порисуйте;
- почитайте вместе книжки;
- пересказывайте;
- придумывайте новые сказки, или измените конец обычной сказки, или поменяйте сюжет,
- дайте возможность ребёнку проявить себя как поэт, пусть он сочиняет стишки, хоть невпопад, но все же, проявляет себя;
- просто поиграйте в подвижную игру.
При проведении игр с детьми родителям следует помнить:
Играя с ребенком, подбирайте игры, подходящие его возрасту.
Если игра слишком сложная, упростите ее правила.
Усложняйте правила постепенно, чтобы у ребенка был стимул стремиться к чему-то большему.
Ребенок в игре не должен все время выигрывать, пусть научится спокойно относиться к поражению в кругу близких людей.
Нагрузка в активных играх должна дозироваться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном зыке. Учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать, а он в свою очередь начинает лучше понимать вас.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 240 с.
2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб. : «Речь», 2001. – 160 с.
3. Павлова Н.Г. 300 + 1 игра для детей. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 320 с.
4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. – сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград: «Учитель», 2010. – 123 с.
5. Пинкеев И. А. Русские народные игры. – М.: «Яуза», 2008. – 240 с.