СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека.»

Предмет, класс Биология, 7класс

Тема урока Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Тип урока Изучение нового и закрепление изученного материала


Ресурсы: компьютер, проектор, презентация, карточки-задания.

Основные понятия: Тип Споровики. Паразиты. Малярийный плазмодий. Дизентерийная амеба

Цель: Формирование представлений о положительном и отрицательном значении одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


Описывать особенности строения и жизнедеятельности представителей типа. Споровики. 

Приводить доказательства положительной и отрицательной роли простейших в природе и жизни человека

Получат возможность

научиться

Использовать на практике приемы рациональной организации труда и отдыха.

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию .



Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения

Познавательный интерес к изучению биологии. Понимание важности знаний о простейших животных, способных вызывать различные заболевания, для сохранения здоровья


Организационная структура урока

(Изучение нового и закрепление изученного материала)

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Примечания

Организационный момент


Мотивация

  1. – Доброе утро!

  2. Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
    Доброе утро солнцу и птицам!
    Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро говорим и мы друг другу. И начнем наш урок.



Учащиеся говорят Доброе утро, готовятся к уроку.




У вас на столах есть рабочий лист . В нем вы будете выполнять задания и оценивать свою работу. В конце , после проверки, получите итоговую оценку


Актуализация

-Какой раздел животных мы с вами изучаем?



1. Какие особенности характерны для представителей подцарства Одноклеточные? 

2. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов


3. Каковы способы питания одноклеточных? 

4. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания


5. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. 





6. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов? 





7. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму? 

- Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.


- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


- Скажите, можно ли разрешить их спор?

- Как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?

- И так, записываем тему урока

Значение простейших в природе и жизни человека.

-Подцарство одноклеточные животные, или простейшие.



-(Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.)


(Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.)

-(Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.)


(Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.)

-(Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.)


-(Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей. У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.)
-(Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.)





































































- О простейших, которые живут в других организмах и о том , пользу или вред они там приносят.

- Нет, так как каждый приспособлен к определенным условия обитания.

- Значение простейших в природе и жизни человека.































































































Слайд1





Планирование

- Какова цель нашего урока?

Ответить на вопросы:

Какое значение имеют простейшие?

Пользу или вред приносят?

Какую пользу?

Какой вред и как обезопасить себя?


Составление плана.

Ответить на вопросы:

Какое значение имеют простейшие?

Пользу или вред приносят?

Какую пользу?

Какой вред?



Реализация плана

- Чтобы ответить на вопрос , выполним задание.

Работа по учебнику стр. 37 . Заполнение схемы.


-Какой сделаем вывод?

-Как вы думаете , приносят ли простейшие вред?


Индивидуальное задание работа с дополнительным материалом.

Работа по плану

План

1. Простейшее паразит.

2.Особенности жизнедеятельности.

3.Заболевание , которое вызывает это простейшее.

4.Пути заражения.

5.Меры профилактики.




Работают все

(проверка)


-Простейшие приносят пользу.

- Простейшие приносят вред. Среди них есть паразиты.



1.Дизентерийная амеба


- Соблюдать гигиенические правила ( мыть руки перед едой, не пить сырую воду).

- Бороться с мухами.


2. Малярийный плазмодий.


-Лечение больных.

- Осушение болот

- Заселение водоемов гамбузией – рыбкой, поедающей личинок и куколок этого камара.






ОЦЕНКА





Слайд












ОЦЕНКА


Первичное закрепление





Физ.мин

Беседа по плану.

План

1. Простейшее паразит.

2.Особенности жизнедеятельности.

3.Заболевание , которое вызывает это простейшее.

4.Пути заражения.

5.Меры профилактики.










ОЦЕНКА

Слайд

Включение в систему знаний и повторение

-Кроме этих паразитирующих простейших , есть другие.


Вопросы

1. Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?




2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?



3. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?




4. Дизентерия, малярия. Что общего между всеми этими заболеваниями?




5. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, – питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?

Викторина «Самый умный»




-( амеба или погибнет или образует цисту , т.к. кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается)



-( Простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления, т.к. сократительная вакуоль удаляет избыток воды).



-(Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворенные питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела.)


(Все эти заболевания вызываются паразитическими простейшими.)



(Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, но помогают расщеплять трудно перевариваемую клетчатку.






Слайд







Слайд






Слайд









Слайд





Слайд







ОЦЕНКА


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест



проверка





Слайд


ОЦЕНКА

Рефлексия

Подведение итогов

Оценивание

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Кукую цель мы ставили?

- Достигли ли мы цели?

-Какие новые знания вы получили на уроке?


Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?


У вас на столах есть «солнышки» . Дорисуйте свое настроение. Если оно сохранилось у вас до конца урока и вы довольны своей работой, то солнышко улыбается. Если нет , то дорисуйте грустное.

Подведение итогов и предварительное оценивание работы на уроке.



Выставление итоговой оценки

Домашнее

задание

§10 Составить памятку по профилактике заболеваний, вызываемых простейшими – паразитами.

  • Найти материал о других простейших – паразитах

  • Составить кроссворд по теме «Простейшие»

  • Изготовить макет любого простейшего.



Слайд






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!