СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение периодического закона Д.И.Менделеева

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии посвященное к 150 летию открытия Периодического закона Д.И.Менделеева 

Просмотр содержимого документа
«Значение периодического закона Д.И.Менделеева»

Тема урока: ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА И ПЕРИОДИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Эпиграф к уроку:

« Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются»

Д.И.Менделеев

Цель: 

● Углубить и расширить знания школьников о жизни и научной деятельности

Д.И. Менделеева, дать учащимся представление о значении этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом.

●Совершенствовать и углублять знания учащихся о строении и содержании периодической системы Д.И.Менделеева.

●Развивать творческие и исследовательские способности учащихся с помощью внеклассной работы.


Задачи:

Образовательные:

•сформировать знания о значении периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева;

• познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Д.И. Менделеева, подчеркнуть значение работ учёного в становлении и развитии химии;

•научить учащихся работать с периодической системой;

Развивающие: 

•развивать наблюдательность, память; научить учащихся обобщать и делать выводы;

•развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT.

Воспитательные: 

•продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И. Менделеева.

•воспитывать чувство патриотизма и гордости у обучающихся за достижения и вклад российских учёных в Мировую науку.


Оборудование и вспомогательные материалы:

  • портрет  Д.И. Менделеева;

  • компьютер и мультимедийное оборудование  для презентации.







Учитель Удивительная страна - химия! Каких только  диковинок в ней нет! Воздух в ней  превращают в удобрения. Глину  перерабатывают в фарфор и фаянс. Из  древесных опилок получают спирты, а из газа и нефти - красивые ткани, меха, кожу. И в этой стране есть город, основанный 1 марта 1869 года, с названием « Периодическая система» СЛАЙД 2

Оон провозгласила 2019 год Международным годом Периодической Таблицы химических элементов. Инициатива предложена в честь 150 -летия со дня ее создания российским ученым Д.И.Менделеевым. СЛАЙД 3

Мы тоже, ребята, не останемся с вами в стороне от этого большого,  важного события и сегодня вы станете участниками внеклассного мероприятия, в честь этого знаменательного события.

Тема урока СЛАЙД 4,5

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там,

в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.

Степан Щипачев «Читая Менделеева»

Эпиграфом к своему уроку я взяла слова Д.И.Менделеева

« Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» СЛАЙД 6

II. Театрализованные представления

«История про таблицу  Менделеева и  про то, как  непросто утверждаются великие  открытия»

Ведущий 1

Мир сложен
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом
Находит порядок…

Менделеев

Весь мир большой;
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Всё то,
Что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?

Ведущий 2

Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.

Санкт-Петербург,1868-1869гг.

Случилось в Петербурге это.
Профессор  университета
Писал учебник для студентов.
Задумался невольно он:

Менделеев

«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»

Ведущий 1

Искали многие решенья, 
Но, проходя  лишь  полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из Элементов.
(В то время знали 60).

Менделеев

А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.

Ведущий 1

Но не гадал, а верил он:

Менделеев

«Тут должен, должен быть закон!»

Ведущий 1

Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений.

Был Труд, Надежда и Терпенье,
и Вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.

Ведущий 2

Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869 года.

Но вот дела отложены,
расчёты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Учёный собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
а барин всё копается!»
А барин одевается.
Он к двери на-прав-ля-ет-ся…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу
И строчить карандашом.
Наконец-то! Он нашёл!
Он на чём попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
в чём разгадка, в чём закон! СЛАЙД 7

Ведущий 1

В любом труде, в любом творенье
необходимо вдохновенье.
И озарения момент
порой – важнейшей Элемент!
Из кабинета не выходит:

Менделеев

«Не упустить бы мысли той!»

Ведущий 1

Он элементы ставит в строй,
но всё ж Таблица не выходит…
Тогда усталостью сражён,
лег на диван и видит сон…


Ведущий 2

То кружились, 
то мелькали,
то водили хоровод,
то взрывались, 
то пылали,
то шипели,
то сверкали,
то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий, 
Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства,
недалёко до беды.
Вдруг команда:

Кислород

– Стройся войско!

Ведущий 2

Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
все боятся окисленья.

Литий
– Поглядите! –
злится Литий. –
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд.
Пусть другие здесь горят! –

Ведущий 2

И бериллий мрачно мыслит:

Бериллий

– Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор:
как не сносен этот Фтор! –

Ведущий 2

Бор
кивает головой,
но не рвётся сразу в бой!
И Азот
не лезет в спор.
Но зато взорвался Фтор.



Фтор

– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород!
Поддай им жару!
Окисляй! 
За мной!
Вперёд!

Углерод

– Стойте – крикнул Углерод –
Я и уголь,
И алмаз.
И за них я и за вас!
Я сражаться
не горю,
я вас лучше помирю!
Встану я посередине!

Кислород

Третий ряд! Трубите сбор!

Ведущий 2

Натрий,
Магний,
Алюминий,
Кремний,
Фосфор,
Сера,
Хлор!
По порядку, 
по закону
элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонку
все похожие стоят!

Углерод

Кремний встал под Углеродом.

Кислород

Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор –
замечательный подбор!

Ведущий 1

Ряд пристраивается к ряду.
А рядов – то 10 кряду.
Металлы под металлами,
Едкие
под едкими,
ковкие 
под ковкими
идут своими клетками.
По порядку всё стоит –
Вот Природы Алфавит!

Ведущий 2

Менделеева бросило в жар.

Менделеев

Получилось, получилось!

Ведущий 2

Руки Менделеева дрожали от волнения, он возбуждённо зашагал по кабинету.

Менделеев (подходит к таблице).

Был четвёртый ряд нарушен
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство:
Существует где – то он!
Я найду сначала свойства, и поможет мне закон! СЛАЙД 8

Ведущий 1

Кому-то сон весёлый снится,
кому – то страшный снится сон.
А Менделееву – Таблица
приснилась. Он открыл закон, 
а также правило простое:
«Учёный должен отдыхать,
но и во сне не знать покоя,
тогда открытие любое
вовек не сможет он проспать»



Учитель. Д.И. Менделеев как настоящий ученый понимал, что закон только тогда закон, когда он может предсказывать еще неизвестные факты и явления. И он смело на основании открытого им закона предсказывает существование неизвестных еще химических элементов.


Ведущий 1

Триумфом Периодического закона и Периодической системы явилось 
открытие трёх  предсказанных Д.И.Менделеевым элементов – галлия, скандия и германия.  Химический элемент – галлий был открыт французом де 
Буабодраном.  Д.И. Менделеев, владевший  французским языком,  прочитал 
статью об открытии галлия, а затем написал письмо, которое адресовал первооткрывателю этого элемента,  и указал не только ошибку Буабодрана
(тот определил неверно плотность галлия), но и назвал причину этой ошибки
(образец галлия был недостаточно очищен). СЛАЙД 9
Ведущий 2

Видный философ  Б.М.Кедров писал: «Можно представить первоначальное изумление, а возможно, даже негодование любого строгого химика – аналитика, если бы он получил подобный совет. Как?! Он в Париже держит в руках новое, открытое им вещество, никому дотоле неизвестное, видит и осязает его, измеряет и определяет его свойства на аналитических весах, словом, является единственным в мире  исследователем, имеющим дело с  этим  веществом как с реальным телом. И вдруг кто-то, находящийся  в России, на расстоянии тысячи километров от его лаборатории, не видевший в глаза ни крупинки нового вещества, сомневается в том. Хорошо ли оно очищено, и, не смущаясь,  высказывает  свои советы, как это сделать».
Д.И.Менделеев оказался прав. Буабодран  внял его совету и сообщил об этом научному миру.
Шведский ученый  Ф.Нильсон, открывший  скандий, предсказанный  Менделеевым, прислал ему в подарок немного этого металла.

Учитель. Гений Д.И. Менделеева проявился в том, что он поставил и успешно решил задачу нахождения закономерностей в изменении свойств элементов. В основу своих исследований он положил атомную массу и валентность – количественно измеряемые свойства химических элементов. Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания атомных масс с учетом валентности элементов, а также свойств, ими образованных.

В 1869 году 17 февраля (по новому стилю 1 марта) Менделеев сформулировал закон. Открытие периодического закона – это научный подвиг, который совершил молодой ученый, профессор Петербургского университета. СЛАЙД 10

Свойства простых тел, а также формы и свойства простых и сложных соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.

Учитель. Какова структура периодической системы? СЛАЙД 11

Учитель. Что означает порядковый номер химического элемента?

Учитель. Дайте полную характеристику химического элемента №15 СЛАЙД 12

Учитель. Какие закономерности наблюдаются в периодах? Почему?

Учитель. Какие закономерности наблюдаются в группах главных подгруппах? Почему?



Учитель. Какие закономерности наблюдаются в периодах? Почему?

- в периодах с увеличением заряда ядра восстановительные свойства ослабевают, а окислительные свойства усиливаются, так как уменьшается атомный радиус, растет число внешних электронов.

Учитель. Какие закономерности наблюдаются в группах главных подгруппах? Почему?

- в группах главных подгруппах с увеличением заряда ядра восстановительные свойства усиливаются, так как растет атомный радиус, число внешних электронов неизменно.



Учитель. На какие две группы можно условно разделить периодическую таблицу?

- на металлы и неметаллы. СЛАЙД 14



Учитель. Какие классы неорганических веществ вы знаете?

-оксиды, основания, кислоты, соли



Учитель. Как изменяются свойства оксидов в периодах? СЛАЙД 15

Na2O → MgO →A2O3 →SiO2 →P2O5 →SO3 Cl2O7

Основные оксиды амфотерный кислотные оксиды



Учитель. Как изменяются свойства гидроксидов в периодах? СЛАЙД 16

NaOH → Mg(OH)2 →Al(OH)3 →H2SiO3 →H3PO4 →H2SO4 → HClO4

Щелочь основание амфотерный слабая кислота сильная кислота очень

Гидроксид кислота средней силы сильная

кислота

Учитель. Как изменяются свойства гидроксидов образованных элементами II А группы? СЛАЙД 17

Be(OH)2 → Mg(OH)2 → Ca(OH)2 → Sr(OH)2 → Ba(OH)2

Нерастворимые основания малорастворимые основания щелочь



Учитель. Какие водородные соединения образуют элементы VII A группы?

-HF, HCl -галогеноводородные кислоты

Учитель. Как изменяются кислотные свойства от HI к HF?

-Кислотные свойства от HI к HF ослабевают.

Почему?

-так как радиус атомов уменьшается от иода к фтору, диссоциация этих кислот уменьшается.

Задание: СЛАЙД18

Физический смысл периодического закона. СЛАЙД 20

В ряду от лития до фтора наблюдается постоянное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств.

С возрастанием относительной атомной массы от лития до углерода валентность увеличивается от одного до четырех.

Начиная с натрия, наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда.


Учитель: Ребята, помогите перейти ручей СЛАЙД 21

  1. Какой в эмали элемент

Спасает паста «Блендамед»?

Так наши зубы защитит,

Что стук по ним не повредит? (кальций Ca)

  1. Чтоб появиться он сумел

Прокаливают белый мел… (оксид кальция CaО)

  1. Молоко не скисло,

на стене повисло… (гидроксид кальция Ca(ОН)2 )

  1. Природной соли маленький кусок

Отвечать урок помог… (мел CaCO3)

  1. Кислота тепла боится,

Быстро в воду превратится … (угольная кислота Н2СО3)

  1. На суку сидит сова

Выдыхает … (CO2)

  1. Удивит готов он нас-

Он и уголь и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он графит.

Грамотный народ поймет

То, что это… (углерод С)

МОЛОДЦЫ!

Учитель. Ребята, а что вы можете сообщить про эти вещества?

Что у них общего?

Учитель. Как называются такие ряды?

-генетические ряды

Составьте генетический ряд металлов? СЛАЙД 22

Составьте генетический ряд неметаллов? СЛАЙД 23

РАЗМИНКА СЛАЙД 24

Можно ли из вещества одного класса получить вещество другого класса? СЛАЙД 25

Существует ли какая либо закономерность в их взаимных превращениях?

ВЫВОД ПО СХЕМЕ (законы биологии, химии, физики)

Задание: СЛАЙД 26

СЛАЙД 27,28

Учитель. Что можно сказать об элементе под порядковым номером №34?

Какие с.о. он может проявлять? Какие соединения он может образовать, каковы их свойства? СЛАЙД 29,30

Зажигаем ли мы спичку, горят ли в небе причудливые фейерверки – все это ОВР. Они играют большую роль в биохимических процессах, они сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности.

Как же периодическая система химических элементов может нам помочь в осуществлении ОВР. СЛАЙД 31,32,33,34

  • H2SO4 + H2S → S+ SO2+2H2O

  • 3S+ 6KOH → K2SO3 +2K2S +3H2O

  • N2О3 → NO2 + NO

  • Cl2+ H2O→ HCl + HClO

СЛАЙД 35,36

СЛАЙД 37

« Тут все мое богатство… Эти «Основы химии» - любимое мое дитя. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли. Тут много самостоятельного в мелочах, а главное – периодичность элементов, найденная именно при обработке «Основ химии».

СЛАЙД 38 ЗАВЕТ ДЕТЯМ «Главный секрет вот какой: один человек – нуль, вместе – только люди. Поэтому, живите для других, начиная с мамы, друг с друга, брата или сестры, затем для всех других… Сами трудитесь, трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужным другим. Иного завета, лучшего дать не могу. С ними живите. С ним завещайте».

Д.И.Менделеев

СЛАЙД 39,40,41





Литература.

  1. Книга для чтения по неорганической химии. Сост. В.А.Крицман. М.: Просвещение, 1984

2. Агафошин Н.П. Периодический закон и периодическая система элементов

Д.И.Менделеева.М.: Просвещение, 1982.

3. С.А. Балезин., С.Д. БесковВыдающиеся русские ученые – химики. Пособие для

учителей. Изд.2-е, перераб. М., Просвещение,  1972.

4. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы:

Пособие для учащихся – М., Просвещение, 1980.

5. Материал в ресурсах ИНТЕРНЕТ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!