СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение сенсорных систем

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение сенсорных систем»

ТЕМА УРОКА: Значение сенсорных систем в жизни человека



Подготовила учитель биологии МБОУ г. Горловки «Школа № 48» Белодед Л.П.



ЦЕЛЬ: а) обучающая - показать единство сенсорных систем и их роль в жизни человека и в формировании его социальности;

б) развивающая - совершенствовать умение активно работать на уроке;

в) воспитательная - воспитывать бережное отношение к своим органам чувств, собственному здоровью.



Оборудование: таблицы «Зрительная сенсорная система», «Слуховая сенсорная система», «Расположение нервных центров анализаторов в коре больших полушарий мозга человека», «Взаимодействие чувств».

На доске записаны: эпиграф урока, тема урока, цель урока, план-характеристика сенсорной системы: 1) значение; 2) гигиена; 3) болезни.



Тип урока: комбинированный



Компетентности, формируемые на уроке: социальная, коммуникативная, поликультурная.



«Радость видеть и понимать —

лучший дар природы».

А. Эйнштейн

« Какое совершенное произведение — человек!»

В. Шекспир



ХОД УРОКА.

I. Мотивация учебной деятельности ( просмотр видеоролика о значении органов чувств-2 мин.)

II. Актуализация изученного материала:

Что такое сенсорная система?

1. Работа у доски

1) Начертить схему анализатора.

2)Какие анализаторы вам известны? (начертить схему - классификацию ).

2. Фронтальная беседа

1) Какие существуют сенсорные системы?

2) Что такое адаптация сенсорной системы?

3) Что такое адекватный и неадекватный раздражитель?

3. Опрос с помощью сигнальных карточек:

1) Рецептор — специальное чувствительное образование, которое превращает разнообразные виды энергии в нервный импульс.

2) Сетчатка состоит из фоторецепторов: колбочек и палочек.

3) Хрусталик преломляет лучи света больше, чем роговица.

4) Важнейшие сенсорные системы человека — зрительная и равновесия.

5) Внутреннее ухо соединено с носоглоткой слуховой трубой.

6) Обонятельная и вкусовая сенсорные системы воспринимают механические раздражители.

7) Барабанная перепонка воспринимает звуковые колебания и передает их на слуховые косточки.

8) Рецепторы вестибулярного аппарата сигнализируют об изменениях по-положения тела и об ускорении движения в вертикальном направлении.

9) Морская болезнь возникает в случае заболевания двигательной сенсорной системы.

10) Посредством двигательного анализатора человек даже при отсутствии зрения может выполнить сложные высококоординированные движения.

11) Рецепторы прикосновения реагируют на различные типы химических раздражителей.

12) Боль - это важный сигнал тревоги для организма.



Правильные ответы : (самопроверка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да





III. Повторение изученного материала

1. Беседа ( по таблицам):

а) Строение глаза.

б) Строение органа слуха.

2. «Микрофон»

Строение сенсорных систем;

а) обонятельные;

б) вкусовой;

в) равновесия;

г) двигательной;

д) осязания;

е) температурного чувств;

ж) боли;

IV. Мотивация учебной деятельности

Беседа:

Какие вы знаете пословицы и поговорки об органах чувств?

1) Как «на» — то слышит, как «дай» — то глухой.

2) Молчу, глуха — меньше греха.

3) В одно ухо влезет, а в другое вылезет.

4) Горько съесть и жалко бросить.

7) Чует кот в кувшине молоко сладкое, и морда короткая.

8) На дурачка и уксус сладкий.

V. Изучение нового материала

1. «Мозговая атака»:

Пользуясь текстом учебника составьте схему значения анализаторов.

2. Групповая форма работы:

Каждая группа делает сообщение о значении сенсорной системы по плану :

1) значение; 2) гигиена; 3) болезни.

1) Зрительная.

2) Слуховая,

3) Обонятельная,

4) Вкусовая.

5) Равновесия,

6) Двигательная.

7) Прикосновения.

8) Ощущение боли.

9) Ощущение температуры.



3. Работа в парах

Ученики приводят примеры взаимодействия ощущений.

1) Влияние обоняния на работу голосового аппарата. (Запахи цветов ухудшают работу голосовых связок)

2) Воздействие вкуса на зрение, (Кисло-сладкая пища усиливает сумеречное зрение)

3) Влияние температуры на зрение. (После утренних водных процедур улучшается зрение зрение)

4) Влияние двигательной системы на зрение. (После напряженной работы, связанной с органом зрения, рекомендуется делать физические упражнения)

5) Влияние обоняния на зрение. (Применяют запах бергамотного масла)

6) Влияние зрения на ощущение температуры. (При температуре 15 °С в желтой комнате чувствуем себя хорошо, а в синей чувствуем холод)

7) Влияние зрения на вкус. (Желтые томаты кажутся невкусными в отличие от красных)

8) Влияние слуха на двигательную систему. (Под музыку легче выполнять тяжелые физические упражнения)

9) Влияние слуха на вкус (Есть люди, для которых определенные звуки имеют определенный вкус)

10) Влияние прикосновения на слух. (Если действовать на рецепторы кожи слабым электрическим током, то человек начинает лучше слышать)



4. Работа в группах



Каждая группа дает соседней задачи.

1) С какой сенсорной системой взаимодействует температурная чувствительность? (Если горячее — ощущение боли, если холодное — с двигательной системой (дрожь, «гусиная кожа»)

2) С какой сенсорной системой взаимодействует слуховая, если потерянно зрение? (Если утрачено зрение, слуховая сенсорная система взаимодействует с сенсорной системой равновесия)

3) С какой сенсорной системой взаимодействует двигательная во время осуществления быстрого бега, прыжков в длину, высоту? (С сенсорной системой равновесия)

4) С какой сенсорной системой взаимодействует обонятельная, если надышаться дыма? (Ухудшается зрение, вкус)

5) Какой борщ вкуснее: холодный или чуть горячий? Почему? (Немного горячий: терморецепторы влияют на работу вкусовых рецепторов.

VI. Подведение итогов о взаимодействии чувств

1. Работа по таблице

Что можно сказать о работе сенсорных систем?

2. Беседа

Какое значение имели сенсорные системы в эволюции человека?

VII. Закрепление изученного материала

Людям каких профессий необходимо иметь очень чувствительные сенсорные системы (анализаторы)? Приведите примеры.

VIII. Рефлексия. 1. Что нового вы услышали на уроке?

2. На какие вопросы вы не получили ответы?

IX. Домашнее задание. Повторить § 5-8. Подготовить шпаргалку

по вопросу « Значение органов чувств в жизни человека».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!