СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков анализа однородных членов предложения; умение расставлять знаки препинания.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.»



УТВЕРЖДАЮ

руководитель

отдельной дисциплины

(русский язык и литература)

_________

6» ноября 2018 года


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 52


Дата проведения: 7 ноября 2018 г.

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: формирование навыков анализа однородных членов предложения (составление схем, конструирование предложений), умения ставить запятую между однородными членами предложения при бессоюзной связи и противительных союзах, не ставить запятую при одиночном союзе и.

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока): Здоровьесбережения (физкультминутка), «РКМЧП»

Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор


Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Нахимовец научится:

применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Нахимовец получит возможность научиться:

обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования,

контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с однородными

членами.

Формирование устойчивой

мотивации к изучению и закреплению изученного.

Военная составляющая: стиль и форма обращения к воспитаннику, высокая требовательность к дисциплинированности воспитанника.


Ход урока

п/п

Этапы урока

Время (мин.)

Форма работы обучающихся

УУД

Организационный этап

  • Проверка наличие и внешнего вида обучающихся.

  • Доклад дежурного по классу.


1



2

Основной этап

1. Мотивация учебной деятельности.

Записать дату, классная работа, оставить место для темы.

Прочитать предложение на слайде. Объяснить знаки препинания.


Назовите признаки однородных членов предложения.

Что нам еще необходимо знать для того, чтобы грамотно оформлять на письме предложения с однородными членами?

Формулирование темы урока. Запись темы урока.

Цель учебной деятельности.


2. Актуализация знаний.

1. Орфографическая разминка. Запись под диктовку по цепочке, объяснить орфограммы

Участвовать в соревновании, в серьезной брошюре, птицы лепечут, раздаваться в тишине, перед фотоаппаратом.

  1. В данных сочетаниях указать глагольные сл/соч; именные. Какие сочетания остались? Почему?

  2. Какие еще сочетания на являются словосочетанием? (однородные члены).

  3. Какие члены предложения называются однородными?

  4. Составьте с первым словосочетанием предложение с однородными членами.


3. Изучение темы урока.

1. Анализ материала для наблюдения (с. 94). Самостоятельная работа.

Сделайте выводы о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

2.. Анализ схем, используемых для пунктуационного правила (ПП) № 2 (на заднем форзаце учебника).

При составлении схем союз заключать в кружок не надо.


3. Упр. 203: чтение предложений, наблюдение за интонацией, объяснение знаков препинания.


4. Упр. 204: выразительное чтение пословиц, составление

схем, отражающих постановку знаков препинания. Задание по учебнику. Комментирование с основой на ПП № 2.

Запись по рядам. 1.4; 2.3; 5.6. Составить схемы. Объяснить орфограммы.


Физминутка.


4. Закрепление темы и контроль за её усвоением.

1. Запись предложения. Синтаксический разбор, объяснение постановки знаков препинания. Схема однородных членов предложения.

"Полная уверенность в своих действиях, хладнокровие и ясность мысли - качества необходимые для моряка." (Адмирал С.О.Макаров)


2. Графический диктант.

Составить схемы предложений с однородными членами.

графического диктанта:

1. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)

2. . Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

3. Зазнайство не возвышает, а унижает.

Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.

4. Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.

3. Упр. 205.

(карточки)

Резерв: Упр. 206. (1-5).

40





Читают предложение, объясняют знаки препинания



Формулируют тему, цель



Выполняют задание














Наблюдают, анализируют, делают вывод






Выполняют задание












Выполняют задания





П, Пр, Р, К






П, Пр, Р, К, Л



П, Пр, Р, К














П, Пр, Р, К







П, Пр, Р, К












П, Пр, Р, К


3. Заключительный этап урока

Подведение итогов урока.

Какова функция запятой между однородными членами?

(разделяет однородные члены)

Каковы условия постановки запятой при бессоюзии? при союзной связи? (перечислительная интонация, союз)

При каких союзах ставится запятая при однородных членах?

Когда не ставится запятая между однородными членами?

Оценки.

Рефлексия.

Задание на самоподготовку.

§41, с.94-правило. Дифференцированно: на "5" — упр. 208 (1—4); на "4" — упр. 207.

4












Записывают задание.


К, Пр, Р



















Ход урока

Я все понял, легко выполняю задания по

схеме, поэтому готов оказать помощь

товарищам .

Я понял, но мне необходимо еще поработать

по данной теме, готов принять помощь.

Я не понял тему, мне необходимо больше

времени для изучения данной темы.


Физминутка. Есть запятая при однородных членах - встаем, нет - садимся.

Домашнее задание.

  1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

  2. Дробится и плещет волна.

  3. Любая канавка и кустик нам были знакомы на пути.

  4. Сейчас подводная лодка стоит в гавани, отдыхает.

  5. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину.

  6. Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело.

  7. Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю.

  8. В городе мутно от чада и пыли.

  9. А здесь светло и радостно.

  10. Я улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю.

  11. У ног воркуют волны.
































Задание 1. Проиллюстрируйте каждое правило своими примерами .

  1. Если союз и соединяет однородные члены предложений и повторяется один раз, то запятая перед ним не ставится.

  2. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая внутри пар не ставится, а ставится только между парными группами.

  3. Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяющийся (и…, и…, и…), то запятая ставится перед вторым союзом и далее.

  4. Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми.

  

Задание 2. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов. Используйте подходящие по смыслу союзы.

  1. Пошел снег. Снег засыпал лесные дорожки и тропинки.

  2. Ветер тянул с севера. Ветер был мягким и даже ласковым.

  3. Взошло над лесом веселое зимнее солнышко. Солнышко зажгло янтарным светом снега.

  4. Урожай бывает не от росы. Урожай бывает от пота.

  5. Тучи низко ползли над землею. Тучи наполовину окутывали горы.



Задание 3. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложений.

Страшный цветок.

Л..тал комарик в лесу над б..лотом и зах..тел пить. Увидал комарик цв..ток с капельками росы на л..сточках. Сел он на л..сточек опустил нос в капельку. А капелька липкая клейкая. Влип комариный нос.

Вдруг на л..сточке словно зашевелились щупальца схв..тили комарика. Закрылся круглый л..сточек. И нет комарика. Это страшный цв..ток. Хищный цв..ток – росянка.

(По В. Бианки)



Задание 4. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. В поле было холодно туманно и ветрено.

  2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.

  3. Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей.

  4. В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие.

Задание 5. Раскройте скобки и закончите предложение, вставляя нужный по смыслу союз и расставляя запятые.

  1. Не спеши языком (торопись делом).

  2. Лучше скажи мало (хорошо).

  3. Я люблю весну, солнце (зеленую траву, голубое небо).

  4. Белка песенки поет (орешки все грызет).

Ключ к заданию 2.

  1. Дробится, и плещет, и брызжет волна. (О, и О, и О.)

  2. Любая канавка, и кустик, и камень нам были знакомы на пути. (О, и О, и О.)

  3. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (О, О, О, и О, и О, и О.)

  4. Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю. (и О, и О, и О.)

Ключ к заданию 3.

  1. Пошел снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.

  2. Ветер тянул с севера, но был мягким и даже ласковым.

  3. Взошло над лесом веселое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега.

  4. Урожай бывает не от росы, а от пота.

  5. Тучи низко ползли над землею и наполовину окутывали горы.

Ключ к заданию 4.

Страшный цветок.

Летал комарик в лесу над болотом и захотел пить. Увидал комарик цветок с капельками росы на листочках. Сел он на листочек, опустил нос в капельку. А капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос.

Вдруг на листочке словно зашевелились щупальца, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. И нет комарика. Это страшный цветок. Хищный цветок – росянка.

(По В. Бианки)

4. Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия.

Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают предложение: На арене цирка звери прыгали, бегали, пели, танцевали.

Задания:

  1. Прочитайте предложение, соблюдая интонацию перечисления.

  2. Какой из записанных ранее схем соответствует данное предложение?

  3. Перестройте предложение так, чтобы оно соответствовало схемам:

А) О, О, О и О. Б) О и О, О и О. В) О, и О, и О, и О. Г) и О, и О, и О, и О.

(В каждом случае учитель, работая со схемами, еще раз объясняет постановку знаков препинания в перестроенных детьми предложениях.)

  • Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий.

Задание 3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.

Растения луга.

В долинах рек л..жат заливные луга. Там растут ценные к..рмовые травы. Это клевер лисохвост мышиный г..рошек. Они дают сено и удобряют землю.

На х..лмах и на склонах р..чных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик конский щавель ромашка колокольчики. Это луговые цв..ты. Они не годятся для сена но радуют глаз.

Ключ к заданию 1.

  1. В поле было холоднотуманно и ветрено.

2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.

  1. Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей.

  2. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.

Ключ к заданию 2.

  1. Не спеши языком, а торопись делом.

  2. Лучше скажи мало, но хорошо.

  3. Я люблю весну, солнце, зеленую траву, голубое небо.

  4. Белка песенки поет и орешки все грызет.

Ключ к заданию 3.

Растения луга.

В долинах рек лежат заливные луга. Там растут ценные кормовые травы. Это клеверлисохвостмышиный горошек. Они дают сено и удобряют землю.

На холмах и на склонах речных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчикконский щавельромашка, колокольчики. Это луговые цветы. Они не годятся для сена, но радуют глаз.

  1. Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода.

  2. Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!