СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство с романтизмом на уроках специального фортепиано в средних классах ДМШ и ДШИ на примере пьес Р. Шумана из цикла «Листки из альбома» op.124

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе разбирается несколько пьес из сборника Р. Шумана "Листки из альбома" ор. 124

Просмотр содержимого документа
««Знакомство с романтизмом на уроках специального фортепиано в средних классах ДМШ и ДШИ на примере пьес Р. Шумана из цикла «Листки из альбома» op.124»

Открытый урок «Знакомство с романтизмом на уроках специального фортепиано в средних классах ДМШ и ДШИ на примере пьес Р. Шумана из цикла «Листки из альбома» op.124

Знакомство обучающихся детских музыкальных школ и школ искусств с произведениями немецкого романтика Роберта Шумана (1810-1856) начинается с первых лет обучения игре на фортепиано. Произведения из знаменитого «Альбома для юношества» прочно входят в репертуар юных музыкантов. В средних классах обучающимся предлагается знакомство с более сложными, технически виртуозными пьесами с многослойной фактурой, яркой эмоциональной образностью, тонкими слуховыми градациями. Все это мы находим в «Листках из альбома» соч. 124.

Рассмотрим основные черты стиля композитора. Источником творческого вдохновения для Роберта Шумана была современная и античная литература, поэзия. Он обращался к национальному прошлому своей страны, ее легендам, преданиям. Все это отражалось в его произведениях. Так, произведения «Бабочки», «Крейслериана», появившиеся в 30-е годы были навеяны литературным творчеством писателей-романтиков Жаном Полем и Эрнстом Теодором Гофманом.

Основной ценностью Шумана композитора являлся мир человеческой души, неповторимость каждой отдельной личности, разнообразие и тонкость оттенков чувств человека. «Разум ошибается, чувство - никогда», - эти слова Р. Шумана могли бы стать девизом всех художников-романтиков, свято веривших в то, что самое драгоценное в человеке — это его способность чувствовать красоту природы и искусства и сочувствовать другим людям.

Одной из важнейших особенностей стиля композитора является умение подчеркнуть жанровую природу мелодии, ее образность, поэтому все компоненты средств музыкальной выразительности направлены на это. По мысли Шумана, мелодия не должна быть такой, чтобы каждый ее шаг можно было заранее предугадать - она должна быть «вольной, непокорной», независимой по отношению к общепринятым мелодическим формулам. Достигается это путем постоянного нарушения инерции мелодического движения: маскировки регулярных ритмических акцентов, варьирования интонаций, свободного развития мелодии.

Гармония Р. Шумана - сопоставление тональностей, «игра» тональных красок, как средство наилучшей подачи разнохарактерного материала.

Ритм в произведениях Р. Шумана повинуется малейшему движению причудливых образов, изменчивости настроений, он становится необычно гибким и эластичным, недаром в одном из афоризмов давидсбюндлеров (Воины, которых придумал Шуман для борьбы с невежеством в искусстве) говорится: «В музыке как в шахматах, королева (мелодия) имеет наибольшее значение, но решает дело король (ритм)».

Годы создания цикла «Листков из альбома» затрагивают большой период жизни композитора - с 1832 по 1845 годы. В это время Шуман занимается преимущественно симфоническим жанром, камерным ансамблем, то есть фортепианная музыка теряет для него былое универсальное значение, но остается более всего музыкой «для души», «для дома».

Цикл состоит из 20 пьес. Посвящен он жене дюссельдорфского скрипача и первого бюргера госпоже Альме фон Василевской. Из истории создания известен факт, что при окончательном оформлении цикла «Карнавал» (1835 г.) композитор исключил несколько вариаций на основную тему, а затем обнародовал их в виде отдельных пьес, которые и вошли в альбом ор. 124: «Вальс» - N4, «Романс» - N11, «Эльфы» - N17.























№1 Экспромт.

Открывает цикл «Листков из альбома» пьеса «Экспромт». Прозвучит в исполнении Саликовой Полины.

«Экспромт» - небольшая пьеса, написанная в характере импровизации. Это родная стихия Шумана, он много импровизировал, рояль был проводником его чувств и мыслей.

Экспромт – яркая, техничная, порывистая пьеса. Первая часть возбужденного характера, напоминает стремительный бег. Строится на одном мотиве, (играет) мы назвали его «Бантик», который не должен быть плоским и угловатым, но выпуклым и закругленнм. Трижды повторяется эта реплика, затем по нисходящей секвенции переходит в тональность соль м, (играет) и следом та же мелодия повторяется октавой ниже. Мелодия спускается в нижний регистр, становится тише и растворяется.

Послушаем партию левой руки. (играет) Нельзя сказать, что это аккомпанемент. Это полноценный голос, произнесенный «в тени» правой руки. Сложность его заключается в исполнении двойными нотами. В качестве упражнения на двойные ноты мы взяли этюд К. Черни ред. Гермера №8. 1ч.

Также в партии левой руки присутствует пунктирный ритм, который выявил проблему выстреливания шестнадцатых на слабую долю. Мы играли левую руку с остановкой на слабой доле и тщательным вслушиванием в нее.

Вторая часть показывает яркий, напористый образ. (играет) И вновь мы слышим излюбленное Шуманом тяготение к самостоятельности голосов, их индивидуальной выразительности. Оно проявляется в различной тембральной окраске, особенностях ритма, штриха.

Мы постоянно ведем работу по голосам, с точным соблюдением фразировки, выразительным интонированием.





Пьеса под №4 «Вальс» прозвучит в исполнении Алешиной Светланы.

Вальс является ярким примером лирической стороны творчества Шумана. Утонченная мелодия рисует очень личную сферу чувств и переживаний. Мелодия состоит из коротких, речитативных построений. Наша задача - приблизить ее к разговорной речи, сделать гибкой во времени. В этом помогает анализ интонационного языка мелодии, и нюансов гармонического языка.

Например, начинается 1 раздел с вопроса-восклицания на септаккорде 6 ступени с самой высокой ноты мелодии, что придает музыке драматизм и напряженность. (Играет)

Нельзя не отметить ученику и появление Си бемоль мажора во втором предложении, который придает музыке некоторую суровость, (Играет) и прерванный кадансовый оборот в конце 1 части.

При разборе и изучении вальсовой фактуры учащиеся сталкиваются с трудностями в исполнении аккомпанемента. Лидирующая роль баса и пристраивание к нему аккомпанирующих аккордов требуют цепкого кончика пальцев, выстроенности аккордов, хорошего слухового контроля. (Играет)

Чтобы усилить генеральную линию баса стоит разложить аккомпанемент на две руки. (Играет)

Со сменой тональности во второй части (Фа мажор) ненадолго приходит состояние успокоения. (Играет) Нисходящий секвенционный ход синкоп в мелодии, изложенный в октаву, передает интонацию вздоха.

Реприза – повторение 1 части.









№5 «Фантастический танец» прозвучит в исполнении Нащекиной Виктории.

К теме фантастических образов Шуман обращался неоднократно. (Цикл фантастические пьесы). Характер пьесы возбужденный, мятежный, темп быстрый.

Начинается танец стремительным потоком триолей, переходящих из одной руки в другую и поднимающихся вверх. Быстрое переключение с одной руки на другую достигается постепенно, нужно почувствовать свободные руки, осваивая ритм сначала на крышке рояля, (Играет) затем подключив пальцы с одновременным проговариванием 16х. (Левая правая). Необходимо постоянно следить за гибкостью и подвижностью кисти. Педаль брать на первую долевую ноту.

Второй раздел – очень выразительная виолончельная мелодия в левой руке, которая должна дышать, петь. Сложность ее исполнения заключается в двухголосном изложении. Мы проучивали отдельно верхний голос мелодии.

Вика показывает.

Затем делили партию левой руки между двумя руками.

Вика показывает.

Учимся играть на одном дыхании, «в длину». (Играет)

Работая над партией правой руки, необходимо обратить внимание ученика на дублирование основной мелодии, как отблеск партии левой руки. Как вариант, можно поиграть мелодию в расширенном диапазоне (через октаву), сохраняя оригинальный ритмический вариант. (Играет)

Также мы разучивали правую руку, собирая триоли в аккорды.

(Играет)







№6 Колыбельная песенка. Исполнит Лямина Вера.

Полным контрастом к предыдущей пьесе представляется светлая и ласковая Колыбельная песенка. Ясное, стройное построение мелодии прозрачная фактура, несложный гармонический язык делают пьесу понятной юному музыканту.

Спокойное течение четвертных нот 1 раздела создает картину умиротворения, но заполнение мелодии легкой, воздушной триольной начинкой создает определенную трудность.

Мы работали над мелодией следующим образом.

  1. Услышать и научиться красиво исполнять мелодию правой руки. Показывает

  2. Прослушать, пропеть партию левой руки. Показывает.

  3. Следующий этап - научиться выразительно исполнять двухголосие. Показывает.

  4. Параллельно следует заниматься специфической шумановской фактурой в правой руке. Одновременное звучание мелодии и сопровождения в одной реке сложно для ученика, Также трудность заключается в том, что мелодическая линия приходится на слабые 4-5 пальцы, а аккомпанемент на 1 и 2. Мы учим с помощью погружения кисти вниз на каждую четверть, одновременно облегчая триоли. Показывает.

На завершающем этапе следует уделить внимание длине мелодической линии, фразировке.

Вторая часть схожа по мелодической структуре с первой частью, но эмоционально более насыщена. Во второй части приходит кульминация. Реприза дублирует 1 часть.













№11 Романс.

В высшей степени своеобразна мелодика Шумана. Скрытые полифонические и гармонические голоса обволакивают основную мелодию, гармонический и мелодические планы сближаются и переплетаются. Свобода мелодического рисунка, отсутствие застывших формул, сообщают музыке эмоциональную непосредственность и откровенность.

В исполнении Шульга Анастасии прозвучит «Романс».



 «Листки из альбома» ор. 124 являются образцом романтических зарисовок, и в рамках изучения хрестоматийного репертуара в детской музыкальной школе не стоит проходить мимо столь ценного с любой точки зрения материала. Познакомившись даже с некоторыми из них, ребенок сможет получить представление о композиторе, его стилистических особенностях. Не сомневаюсь, что соприкосновение с творчеством Р. Шумана принесет огромную пользу и удовольствие как детям, так и преподавателям, в процессе обучения погружаясь в мир прекрасного.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!