СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Золотое правило этики"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по ОРК "Золотое правило этики"

Просмотр содержимого документа
«"Золотое правило этики"»

 

                          План – конспект урока по теме:

                                     «Золотое правило этики».

Цель урока  –  формирование у школьников мотива к нравственному    поступанию,  к осознанному выбору жить по совести, понимания  саму жизнь как бесценный дар через знакомство с золотым правилом  этики.

Задачи урока:    

      1) развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и  верность, уважительное  и заботливое                                                                                           отношение к родителям и близким людям;

             2)  развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить   речевое  высказывание, слушать собеседника, вести диалог;

              3) познакомить с нормами религиозной морали православных    людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор:

  • диск по курсу ОРКСЭ (ОПК)

  • раздаточный материал

  • учебник по ОПК

  • тексты с рассказами, сказками, стихами

  • тест

  • смайлики  

 

                                                                Ход урока.

1. Актуализация и мотивация. Настрой на урок. Выявление восприятия.         

Грустное настроение

Задумчивое настроение

Радостное позитивное настроение   

- Ребята, начиная наш урок, хотелось бы узнать о вашем настроении. (Дети показывают смайлики). Чтобы поднять всем настроение, давайте улыбнёмся соседу по парте и всем! От улыбки стало всем светлей, а я желаю, чтобы урок прошёл для вас интересно. 

2. Повторение, обобщение полученных ранее знаний.  

- Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

- А какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)

- Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?

- А сегодня мы попробуем объединить все эти заповеди в одно правило.

    Постановка проблемы, темы урока.

       - Ребята, послушайте басню.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

 Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

(  * В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

   * Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро   вернётся   к тебе через поступки и слова людей.

    * И зло обернётся к тебе тоже.

 * Мне мама  говорила, что людей обижать нельзя. Ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились)

 Очень хорошая мысль.

   

3. Изучение и объяснение нового материала.

-   Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?  (Объясняется значение каждого словосочетания)

  • Золотые руки  (  руки, которые умеют всё  делать)

  • золотое сердце  (доброе сердце)  

  • золотое кольцо  (изготовлено из золота)                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  • золотое правило (главное, самое важное)

       ( * Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении,  остальные  - в  переносном) .

     Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

           ( * Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).

     - Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

     Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики». 

      Работа с учебником,  стр. 46   

    Откройте учебник, прочитаем правило. (Чтение по учебнику правила).

    А зачем Христос дал нам такое правило?

      ( * Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было   войн на земле)

- Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.

- В другом виде оно может звучать так: « Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

     Осмысление  

         Приём «Инсерт»

Сейчас вы получите тексты.  По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометки:

  • + «знаю»

  • V «совершенно новая информация»

  • ? «не понял»

  • = «знал, но забыл»

  • Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометки.

  • Обсуждаем.

       Проверка понимания и первичное закрепление.

     - Что было для вас знакомым из прочитанного?

     - Что нового вы узнали для себя из этого текста?

     - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Работа с толковым словарём.

- Вам встретились незнакомые слова и выражения, давайте поработаем со словарём.

Осуждение –   это неодобрительное мнение, порицание.   

Неосуждение – это  проявление милосердия к человеку

Сплетня – это слух о ком-нибудь или чём-нибудь, основанный на неточных, заведомо    

                  неверных или нарочито измышленных данных

Заочно сплетничать – заниматься сплетнями за глаза,  в отсутствие человека.

(Запишите слова и значения себе в тетрадь)

( Во время обсуждения :

сплетни – чтение  учителем текста из учебника (про сплетни)

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

 осуждение -  работа  по картине В.Поленова «Христос и грешница»  

            Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. 

 -Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

          В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.                                                                                                                           --- Не суди, да не судим будешь.                                                                                                                                                                        

        неосуждение – пример из учебника про мальчика Сашу

                    Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.  

    Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

- Послушайте слова из Евангелия, и ответьте, правильные ли мы выводы сегодня делали:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

4. Физ.минутка.

5. Закрепление изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним особенности сказок, принципы построения.   (Жили-были, в некотором царстве, число 3, добро побеждает зло, зло всегда наказывается, сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, в сказках есть зачин, основная часть,  концовка)

-что добрые герои получают,  а что злые?

- как они живут, как поступают, то и получают ( Например, Кай, Шапокляк, Ленивица)

Работа в группах.

Даны названия произведений  (при необходимости тексты)

Задание : полистайте, вспомните саму сказку или басню, назовите автора, расскажите, приведите примеры поведения героев, которые доказывают правоту правила: что как герои поступают, так и получают, так к ним и относятся.

1группа  Сказка.   В. Одоевский «Мороз Иванович»

2группа   Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

3группа   Басня. Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек»

4 группа   Татарская сказка. «Три дочери»

5 группа   Басня. Л.Н. Толстой. «Муравей и голубка»

6 группа   Русская народная сказка «Лиса и журавль»

       Работа в парах.

Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Как аукнется,                                            так и откликнется.

Что посеешь,                                             то и пожнёшь.

Не рой другому яму,                                  сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец,                                   ещё  придётся  воды напиться.

Кто добро творит,                                      того Бог благословит.

Кто сирых питает,                                      того Бог не забывает.

На добрый привет -                                    добрый ответ.

      Игра « Разведчики»

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.

Выбираем двух разведчиков. У ребят на партах лежат карточки с хорошими и плохими качествами человека. Задание: 1 – ый разведчик набирает себе ребят с такими карточками, которые соответствуют вопросу: Человека с какими качествами ты взял бы с собой в разведку,     2 – ой разведчик набирает противоположные качества.

Проверка. Карточки помещаются на доску: с одной стороны доски – хорошие качества, с другой стороны – плохие качества. Вывод. 

-Какого друга ты хотел бы иметь, а какого не хотел бы?   (Дети отвечают)

        6.  Рефлексия.

                                                  «Какой Я?»    

      В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно      назвать хорошими, другие – плохими. Плохие и хорошие черты характера иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты. Заполни таблицу. Можно пользоваться словами     ( с доски )

           Твоё мнение

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________

  2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

 

 

        Проверка . Запись на доске и в тетради.

  

       

         Составление кластера.

        Давайте  с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий   золотое правило этики.    И  каким должен быть настоящий друг?  

               Прочитайте высказывание:       

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

                   Посеешь привычку – пожнёшь характер.

                                                 Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

- Как  вы понимаете эти слова?

Подводя итоги , ответим на вопросы:

- Назовите золотое правило этики

 -  Чему учит золотое  правило этики?

      (-  *  Быть добрым.

         * Творить добро в жизни.

         * Учит правильно жить)  

       - Как уберечься от осуждения других людей?

       - Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

       - Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились другие?

Учитель: - Думай  о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло?

Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

     Вывод:             Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений :

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

                             ИЛИ

                                         Я

                         

        ВСПОМНИЛ                     УЗНАЛ                   НАУЧИЛСЯ 

7. Домашнее задание:

1 уровень.   Вспомните пословицы, подходящие по смыслу к золотому правилу этики.

2 уровень.   Прочитайте басни Л. Н. Толстого и И. А. Крылова, найдите среди них те, которые раскрывают смысл золотого правила этики. Запишите названия в тетрадь.

3 уровень.  Придумайте и записать правила дружбы, на основе золотого правила.

Покажите смайлики Вашего настроения.

Спасибо всем за урок!

       




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!