1 Урок
Тема: Зоология – наука о животных
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у обучающихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее развития; познакомить с разделами зоологии; раскрыть роль животных в природе и жизни человека.
Ход урока
1. Организационный этап.
А) требования к уроку
Б) знакомство с учебником
2. Актуализация знаний.
Игра «Крокодил» (объяснить написанное на карточке слово при помощи мимики и жестов)
Пояснение: на листочках пишем слова, связанные с темой урока. Зовем желающего, показываем один листочек с словом. Задача ученика объяснить/показать классу, что это за слово без слов. После того, как все слова разгаданы, спросите, что объединяет эти слова. Так вы выйдете на тему урока.
Правила: объяснить написанное на карточке слово при помощи мимики и жестов. Объясняющему не разрешается говорить, показывать ртом слово, указывать на предметы окружения, показывать отдельные буквы или части слова.
Слова: обезьяна, змея, пингвин, ленивец, муха, осел, кенгуру
?. Что объединяет все эти слова?
О. Это все животные
?. Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто-то уже знает?
О. зоология
Тема урока… слайд 1
?! Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?
Предположения учащихся
Зоология – это древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук, которые входят в большую биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и как происходило ее историческое развитие.
3. Изучение нового материала
1) история изучения животных
?. Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром? (ответы учащихся)
Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами: знали повадки зверей и птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться мертвым, чтобы подманить добычу.
?. С какой целью люди охотились на животных?
О. источник еды, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие
?. Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?
О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах слайд 2
Зоология – это важнейшая биологическая наука. Но как же изучали животных?
Первый этап развития зоологии – донаучный, или описательный.
Легко ли описать животное? Попробуем это сделать. Слайд 3
Работа по рядам. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком виде идет речь. Изображения всех 3 видов без названий проецируются на экране.
Задание 1. По предложенной картинке опишите животное.
1. Возьмите мобильный телефон с камерой
2. Запустите программу для сканирования кода
3. Наведите объектив камеры на код
4. Выполните задание
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Ответ:
1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки. Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.
2) Стрекоза Дозорщик-император. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых крыла. Крылья прозрачные. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.
3) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело светло-коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.
Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель, А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы.
Например, Аристотель в своем труде «История животных» описал более 450 видов животных, впервые попытался представить систему животного мира. Поэтому Аристотеля считают основателем науки о животных - зоологии. Слайд 4
2) разделы зоологии
Как комплексная наука зоология сформировалась одной из первых в биологии наряду с ботаникой, физиологией, анатомией. Слайд 5
?. Как вы думаете, сколько видов животных известно в настоящее время?
О. В настоящее время известно около 2 млн видов животных. Предполагается, что число видов, населяющих нашу планету значительно больше, и составляет по разным представлениям от 4 до 10 млн. слайд 6
Зоология распадается на ряд дисциплин:
А) по объектам исследования (изучение отдельных крупных объектов, относящихся к различным систематическим группам) слайд 7
Б) по задачам исследования слайд 8
В середине 20в в зоологию начали проникать методы и идеи других естественных наук. На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления.
Например, биохимия животных изучает процессы, протекающие в животном организме. Слайд 9
3) значение животных в природе и человека слайд 10-11
Польза
1. Животные в природе являются обязательным компонентом всех без исключения экосистем, в которых они выполняют роль консументов или редуцентов. Таким образом, основная роль животных заключается в том, что они вместе с растениями, грибами и бактериями обеспечивают круговорот веществ в природе.
2. Некоторые животные принимают участие в почвообразовании, например дождевые черви.
3. Огромные и разнообразные значения имеют животные и в жизни человека. Люди использовали животных в своих целях с древнейших времен. Охота и рыболовство – самые древние занятия людей. Позднее человек начал одомашнивать диких животных и разводить их. Возникла новая отрасль хозяйства – животноводство. Среди домашних животных есть виды, которых выращивают для получения продуктов питания шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.
4. Беспозвоночных одомашненных животных не много – это медоносная пчела и тутовый шелкопряд
5. Некоторые виды перепончатокрылых – наездники используются человеком для борьбы с насекомыми - вредителями
Вред
1. Однако есть животные, которые приносят людям ощутимый вред – многие грызуны наносят существенный урон с.х, уничтожают запасы зерна, корнеплодов, овощей.
2. Среди животных есть виды, являющиеся носителями и распространителями опасных заболеваний – энцефалита, чумы, малярии, лейшманиозов и многих других.
3. Среди беспозвоночных животных встречаются много паразитических форм. Простейшие – малярийный плазмодий, лямблии, лейшмании, трипаносомы. Плоские черви – бычий и свиной цепни, печеночный сосальщик. Круглые черви – аскариды, острицы. Кровососущие членистоногие – наружные паразиты, переносчики возбудителей болезней – блохи, комары, клещи и другие.
4. Опасность для жизни человека могут представлять ядовитые животные – змеи, пауки, скорпионы и другие.
3) Зоология и техника
Задание 2. Задание на ФГ
С читается, что первый прототип «молнии» разработал американский инженер-изобретатель Уиткомб Лео Джадсон, запатентовав его 7 ноября 1891 года за номером 504038 как «застёжку для обуви». Публике это изобретение было представлено в 1893 году, однако оно оказалось сложным в изготовлении и ненадёжным. В нашей жизни застёжка «молния» закрепилась прочно и каждый из нас имеет одежду с такой застежкой.
Ответьте на вопросы:
1. Что стало прототипом данного изобретения?
2. Как называется наука, которая использует знания о живой природе для создания механизмов, инструментов и техники?
Ответ:
1. Такое изобретение XX века, как застежка «молния», было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.
2. Бионика
Действительно, многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике.
Прикладная наука, занимающаяся применением в технике принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, в том числе и животных, называется бионика. Слайд 12
4. Закрепление материала.
5. Рефлексия
«Мишень»
Форма проведения: обучающимся предстоит оценить свою работу на уроке по 4 позициям:
1. АКТИВНО УЧАСТВОВАЛ
2. БЫЛО ИНТЕРЕСНО
3. БЫЛО ПОНЯТНО
4. УЗНАЛ НОВОЕ
6. Домашнее задание - файл
Список использованных источников
1. Видеоуроки и конспекты по биологии 7 класс (videouroki.net)
2. Урок (lesson.edu.ru)
3. https://learningapps.org