СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зоология - наука о животных.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект первого урока биологии в 8 классе "Зоология - наука о животных". Урок составлен в соответствии с УМК  В.В Пасечник,С. В. Суматохин, З. Г. Гапонюк "Животные".

Просмотр содержимого документа
«Зоология - наука о животных.»

1 Урок

Тема: Зоология – наука о животных

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у обучающихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее развития; познакомить с разделами зоологии; раскрыть роль животных в природе и жизни человека.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) требования к уроку

Б) знакомство с учебником

2. Актуализация знаний.

Игра «Крокодил» (объяснить написанное на карточке слово при помощи мимики и жестов)

Пояснение: на листочках пишем слова, связанные с темой урока. Зовем желающего, показываем один листочек с словом. Задача ученика объяснить/показать классу, что это за слово без слов. После того, как все слова разгаданы, спросите, что объединяет эти слова. Так вы выйдете на тему урока.

Правила: объяснить написанное на карточке слово при помощи мимики и жестов. Объясняющему не разрешается говорить, показывать ртом слово, указывать на предметы окружения, показывать отдельные буквы или части слова.

Слова: обезьяна, змея, пингвин, ленивец, муха, осел, кенгуру

?. Что объединяет все эти слова?

О. Это все животные

?. Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто-то уже знает?

О. зоология

Тема урока… слайд 1

?! Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

Предположения учащихся

Зоология – это древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук, которые входят в большую биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и как происходило ее историческое развитие.

3. Изучение нового материала


1) история изучения животных

?. Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром? (ответы учащихся)

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами: знали повадки зверей и птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться мертвым, чтобы подманить добычу.

?. С какой целью люди охотились на животных?

О. источник еды, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

?. Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах слайд 2

Зоология – это важнейшая биологическая наука. Но как же изучали животных?

Первый этап развития зоологии – донаучный, или описательный.

Легко ли описать животное? Попробуем это сделать. Слайд 3

Работа по рядам. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком виде идет речь. Изображения всех 3 видов без названий проецируются на экране.

Задание 1. По предложенной картинке опишите животное.

1. Возьмите мобильный телефон с камерой

2. Запустите программу для сканирования кода

3. Наведите объектив камеры на код

4. Выполните задание



1 ряд 2 ряд 3 ряд



















Ответ:

1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки. Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

2) Стрекоза Дозорщик-император. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых крыла. Крылья прозрачные. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

3) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело светло-коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель, А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы.

Например, Аристотель в своем труде «История животных» описал более 450 видов животных, впервые попытался представить систему животного мира. Поэтому Аристотеля считают основателем науки о животных - зоологии. Слайд 4

2) разделы зоологии

Как комплексная наука зоология сформировалась одной из первых в биологии наряду с ботаникой, физиологией, анатомией. Слайд 5

?. Как вы думаете, сколько видов животных известно в настоящее время?

О. В настоящее время известно около 2 млн видов животных. Предполагается, что число видов, населяющих нашу планету значительно больше, и составляет по разным представлениям от 4 до 10 млн. слайд 6

Зоология распадается на ряд дисциплин:

А) по объектам исследования (изучение отдельных крупных объектов, относящихся к различным систематическим группам) слайд 7

Б) по задачам исследования слайд 8

В середине 20в в зоологию начали проникать методы и идеи других естественных наук. На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления.

Например, биохимия животных изучает процессы, протекающие в животном организме. Слайд 9

3) значение животных в природе и человека слайд 10-11

Польза

1. Животные в природе являются обязательным компонентом всех без исключения экосистем, в которых они выполняют роль консументов или редуцентов. Таким образом, основная роль животных заключается в том, что они вместе с растениями, грибами и бактериями обеспечивают круговорот веществ в природе.

2. Некоторые животные принимают участие в почвообразовании, например дождевые черви.

3. Огромные и разнообразные значения имеют животные и в жизни человека. Люди использовали животных в своих целях с древнейших времен. Охота и рыболовство – самые древние занятия людей. Позднее человек начал одомашнивать диких животных и разводить их. Возникла новая отрасль хозяйства – животноводство. Среди домашних животных есть виды, которых выращивают для получения продуктов питания шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.

4. Беспозвоночных одомашненных животных не много – это медоносная пчела и тутовый шелкопряд

5. Некоторые виды перепончатокрылых – наездники используются человеком для борьбы с насекомыми - вредителями

Вред

1. Однако есть животные, которые приносят людям ощутимый вред – многие грызуны наносят существенный урон с.х, уничтожают запасы зерна, корнеплодов, овощей.

2. Среди животных есть виды, являющиеся носителями и распространителями опасных заболеваний – энцефалита, чумы, малярии, лейшманиозов и многих других.

3. Среди беспозвоночных животных встречаются много паразитических форм. Простейшие – малярийный плазмодий, лямблии, лейшмании, трипаносомы. Плоские черви – бычий и свиной цепни, печеночный сосальщик. Круглые черви – аскариды, острицы. Кровососущие членистоногие – наружные паразиты, переносчики возбудителей болезней – блохи, комары, клещи и другие.

4. Опасность для жизни человека могут представлять ядовитые животные – змеи, пауки, скорпионы и другие.

3) Зоология и техника

Задание 2. Задание на ФГ

С читается, что первый прототип «молнии» разработал американский инженер-изобретатель Уиткомб Лео Джадсон, запатентовав его 7 ноября 1891 года за номером 504038 как «застёжку для обуви». Публике это изобретение было представлено в 1893 году, однако оно оказалось сложным в изготовлении и ненадёжным. В нашей жизни застёжка «молния» закрепилась прочно и каждый из нас имеет одежду с такой застежкой.

Ответьте на вопросы:

1. Что стало прототипом данного изобретения?

2. Как называется наука, которая использует знания о живой природе для создания механизмов, инструментов и техники?



Ответ:

1. Такое изобретение XX века, как застежка «молния», было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.

2. Бионика

Действительно, многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике.

Прикладная наука, занимающаяся применением в технике принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, в том числе и животных, называется бионика. Слайд 12

4. Закрепление материала.

5. Рефлексия

«Мишень»

Форма проведения: обучающимся предстоит оценить свою работу на уроке по 4 позициям:

1. АКТИВНО УЧАСТВОВАЛ

2. БЫЛО ИНТЕРЕСНО

3. БЫЛО ПОНЯТНО

4. УЗНАЛ НОВОЕ

6. Домашнее задание - файл



























Список использованных источников

1. Видеоуроки и конспекты по биологии 7 класс (videouroki.net)

2. Урок (lesson.edu.ru)

3. https://learningapps.org






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!