СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зрительный анализатор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет познавательна и интересна при изучении темы "Зрительный анализатор". Она содержит слайды, которые можно использовать при закреплении ранее изученного материала. В презентации предусмотрены упражнения для глаз при проведении физкультминутки, есть видеофрагменты об иллюзиях зрения у человека, даны сравнения о восприятии спектра света у человека и животных.

Просмотр содержимого документа
«Зрительный анализатор»

 Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир.   Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью.   Моделью этого органа является фотокамера.
  • Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью. Моделью этого органа является фотокамера.

Тема урока  Зрительный анализатор  С помощью глаза, а не глазом, Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк

Тема урока

Зрительный анализатор

С помощью глаза, а не глазом,

Смотреть на мир умеет разум.

Уильям Блейк

Как видят животные

Как видят животные

Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение

Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?  Задание №1  Составьте схему анализатора. Из каких частей он должен состоять?  

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?

Задание №1

  • Составьте схему анализатора. Из каких частей он должен состоять?

 

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?   Задание №1  Составьте схему анализатора. Из каких частей он должен состоять?      Периферический отдел (рецепторы) Проводниковый отдел (нервные пути) Центральный отдел ( доли, зоны КБП)

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?

Задание №1

  • Составьте схему анализатора. Из каких частей он должен состоять?

 

 

Периферический отдел

(рецепторы)

Проводниковый отдел

(нервные пути)

Центральный отдел

( доли, зоны КБП)

Глаза расположены в глазницах черепа и хорошо защищены костями черепа от ударов и ушибов. 8.30

Глаза расположены в глазницах черепа и хорошо защищены костями черепа от ударов и ушибов.

8.30

Положение и строение глаза Зрительный нерв Глазное яблоко Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко

Положение и строение глаза

Зрительный нерв

Глазное яблоко

Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко

Вспомогательная система глаза Бровь Верхнее веко Ресницы Нижнее веко

Вспомогательная система глаза

Бровь

Верхнее веко

Ресницы

Нижнее веко

Вспомогательный аппарат Слезная железа Протоки слезной железы Отверстие слезного канальца Состав слезной жидкости: 97,8% - вода 1,4% - органические вещества 0,8% - минеральные соли Слезной каналец

Вспомогательный аппарат

Слезная железа

Протоки слезной железы

Отверстие слезного канальца

Состав слезной жидкости:

97,8% - вода

1,4% - органические вещества

0,8% - минеральные соли

Слезной каналец

Оболочки глаза 8

Оболочки глаза

8

 Радужная оболочка (радужка)-тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, перед хрусталиком. Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска — «цвет глаз».  Зрачок- круглое отверстие, через которое лучи света проникают внутрь и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется [в зависимости от интенсивности светового потока: при ярком свете он у́же, при слабом и в темноте — шире].  Иридодиагностика

Радужная оболочка

(радужка)-тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, перед хрусталиком. Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска — «цвет глаз».

Зрачок- круглое отверстие, через которое лучи света проникают внутрь и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется [в зависимости от интенсивности светового потока: при ярком свете он у́же, при слабом и в темноте — шире].

Иридодиагностика

Сетчатка Рецепторы  Палочки Колбочки 7 миллионов 125 миллионов пигмент родопсин пигмент йодопсин Желтое пятно Слепое пятно

Сетчатка

Рецепторы

Палочки

Колбочки

7 миллионов

125 миллионов

пигмент родопсин

пигмент йодопсин

Желтое пятно

Слепое пятно

     Задание № 4     Изобрази схему « Ход лучей света через глаз » Сетчатка Роговица о

Задание № 4

Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »

Сетчатка

Роговица

о

     Задание № 4     Изобрази схему « Ход лучей света через глаз » Сетчатка Стекловидное тело хрусталик зрачок Роговица о

Задание № 4

Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »

Сетчатка

Стекловидное тело

хрусталик

зрачок

Роговица

о

Задание №5   Зрительный анализатор Рецепторы сетчатки Зрительная зоны затылочной доли КБП Зрительный нерв

Задание №5 Зрительный анализатор

Рецепторы сетчатки

Зрительная зоны затылочной доли КБП

Зрительный нерв

 Задание № 2 Создание мини- проекта Группа «Функции оболочек глаза» Группа «Оптическая система глаза и ее работа» Группа «Сохрани хорошее зрение»

Задание № 2

Создание мини- проекта

  • Группа «Функции оболочек глаза»
  • Группа «Оптическая система глаза и ее работа»
  • Группа «Сохрани хорошее зрение»
Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение – это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве.   Опыт с рыбкой и человеком На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.

Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение –

это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве.

Опыт с рыбкой и человеком

На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.

Иллюзии «Видимое не всегда соответствует действительному». Н. Коперник (1473–1543 гг.)

Иллюзии

«Видимое не всегда соответствует действительному».

Н. Коперник

(1473–1543 гг.)

Иллюзии — это искажённое, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.

Иллюзии — это искажённое, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.

Иллюзия Мюллера-Лайера

Иллюзия Мюллера-Лайера

Причины возникновения оптических иллюзий: — иллюзия являются результатом специфической работы глаза; — ошибочное преобразование сигнала мозгом.

Причины возникновения оптических иллюзий:

— иллюзия являются результатом специфической работы глаза;

— ошибочное преобразование сигнала мозгом.

На изображениях динамических иллюзий ничего не движется. Fibonacci Динамическая иллюзия

На изображениях динамических иллюзий ничего не движется.

Fibonacci

Динамическая иллюзия

Геометрическая  иллюзия Геометрические иллюзии создают богатые возможности для художников, фотографов, модельеров.

Геометрическая иллюзия

Геометрические иллюзии создают богатые возможности для художников, фотографов, модельеров.

Домашнее задание

Выполните домашнее задание 3 и 4 или 5, если ты получил отметку «5»

Выполните домашнее задание 3 и 4, если ты получил за урок отметку «4»

Выполните домашнее задание 1, 2, если ты получил за урок отметку «3»

 

  • 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно. 2. Выполните лабораторную работу стр. 310 устно. 3. Составьте кроссенс по теме урока. 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика». 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?
  • 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно.
  • 2. Выполните лабораторную работу стр. 310 устно.
  • 3. Составьте кроссенс по теме урока.
  • 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика».
  • 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?

 

Ответь устно на вопросы:   1 . Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы?   2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка?   3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение?   4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?  

Ответь устно на вопросы:

  • 1 . Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы?
  • 2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка?
  • 3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение?
  • 4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?

 

Итоговый контроль. 1. Роговица  а) снабжает глаз кровью  б) пропускает световые лучи  в) преломляет световые лучи  г) воспринимает свет 2. Соотнесите оболочки глаза и их характеристики. А) белочная 1) выполняет защитную  роль  Б) сосудистая 2) её передняя часть –  роговица  В) сетчатка 3) питает глаза  4) содержит колбочки и  палочки  5) содержит капилляры  6) преобразует свет в  нервный импульс. 3. Выберите три характеристики для хрусталика.  А) воспринимает свет  Б) преломляет световые лучи  В) относится к оптической системе глаза  Г) относится к вспомогательной системе глаза  Д) его кривизна всегда постоянна  Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета.  Ж находится перед стекловидным телом  З) находится перед зрачком.   1С. Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».  

Итоговый контроль.

  • 1. Роговица
  • а) снабжает глаз кровью
  • б) пропускает световые лучи
  • в) преломляет световые лучи
  • г) воспринимает свет
  • 2. Соотнесите оболочки глаза и их характеристики.
  • А) белочная 1) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2) её передняя часть – роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс.
  • 3. Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Ж находится перед стекловидным телом З) находится перед зрачком.
  •  
  • 1С. Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».
  •  
Строение зрительного анализатора  зрительная  зона КБП- анализирующая часть Сетчатка- воспринимающая часть сетчатка зрительные пути- проводниковая часть

Строение зрительного анализатора

зрительная зона КБП- анализирующая часть

Сетчатка- воспринимающая часть

сетчатка

зрительные пути- проводниковая часть

2 С. Подпиши части глаза.   2 роговица склера 1 радужная оболочка 4 3 сосудистая оболочка зрачок 5 зрительный нерв 9 8 сетчатка хрусталик 6 стекловидное тело 7

2 С. Подпиши части глаза.

2

роговица

склера

1

радужная оболочка

4

3

сосудистая

оболочка

зрачок

5

зрительный нерв

9

8

сетчатка

хрусталик

6

стекловидное

тело

7

Ответы 1) В 1 балл 2) А - 1,2. 3 балла  Б – 3,5.  В – 4,6. 3) Б. В. Е. Ж 3 балла 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок  2- роговица 6- хрусталик  3- сосудистая 7- стекловидное тело  4- радужка 8- сетчатка  9- зрительный нерв 9 баллов

Ответы

  • 1) В 1 балл
  • 2) А - 1,2. 3 балла Б – 3,5. В – 4,6.
  • 3) Б. В. Е. Ж 3 балла
  • 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла
  • 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок
  • 2- роговица 6- хрусталик
  • 3- сосудистая 7- стекловидное тело
  • 4- радужка 8- сетчатка
  • 9- зрительный нерв 9 баллов
Критерии оценок 17-19 баллов – «5» 12-16 баллов – «4» 9-11 баллов - «3» Менее 9 баллов – «2» Заполните оценочный лист.

Критерии оценок

  • 17-19 баллов – «5»
  • 12-16 баллов – «4»
  • 9-11 баллов - «3»
  • Менее 9 баллов – «2»
  • Заполните оценочный лист.
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .

Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .

Оцени свою работу на уроке: !!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял. ! -- я старался, но в знаниях остались пробелы. ??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.

Оцени свою работу на уроке:

!!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял.

! -- я старался, но в знаниях остались пробелы.

??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!