- Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью. Моделью этого органа является фотокамера.
Тема урока
Зрительный анализатор
С помощью глаза, а не глазом,
Смотреть на мир умеет разум.
Уильям Блейк
Как видят животные
Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение
Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?
Задание №1
- Составьте схему анализатора. Из каких частей он должен состоять?
Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?
Задание №1
- Составьте схему анализатора. Из каких частей он должен состоять?
Периферический отдел
(рецепторы)
Проводниковый отдел
(нервные пути)
Центральный отдел
( доли, зоны КБП)
Глаза расположены в глазницах черепа и хорошо защищены костями черепа от ударов и ушибов.
8.30
Положение и строение глаза
Зрительный нерв
Глазное яблоко
Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко
Вспомогательная система глаза
Бровь
Верхнее веко
Ресницы
Нижнее веко
Вспомогательный аппарат
Слезная железа
Протоки слезной железы
Отверстие слезного канальца
Состав слезной жидкости:
97,8% - вода
1,4% - органические вещества
0,8% - минеральные соли
Слезной каналец
Оболочки глаза
8
Радужная оболочка
(радужка)-тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, перед хрусталиком. Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска — «цвет глаз».
Зрачок- круглое отверстие, через которое лучи света проникают внутрь и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется [в зависимости от интенсивности светового потока: при ярком свете он у́же, при слабом и в темноте — шире].
Иридодиагностика
Сетчатка
Рецепторы
Палочки
Колбочки
7 миллионов
125 миллионов
пигмент родопсин
пигмент йодопсин
Желтое пятно
Слепое пятно
Задание № 4
Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »
Сетчатка
Роговица
о
Задание № 4
Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »
Сетчатка
Стекловидное тело
хрусталик
зрачок
Роговица
о
Задание №5 Зрительный анализатор
Рецепторы сетчатки
Зрительная зоны затылочной доли КБП
Зрительный нерв
Задание № 2
Создание мини- проекта
- Группа «Функции оболочек глаза»
- Группа «Оптическая система глаза и ее работа»
- Группа «Сохрани хорошее зрение»
Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение –
это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве.
Опыт с рыбкой и человеком
На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.
Иллюзии
«Видимое не всегда соответствует действительному».
Н. Коперник
(1473–1543 гг.)
Иллюзии — это искажённое, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.
Иллюзия Мюллера-Лайера
Причины возникновения оптических иллюзий:
— иллюзия являются результатом специфической работы глаза;
— ошибочное преобразование сигнала мозгом.
На изображениях динамических иллюзий ничего не движется.
Fibonacci
Динамическая иллюзия
Геометрическая иллюзия
Геометрические иллюзии создают богатые возможности для художников, фотографов, модельеров.
Домашнее задание
Выполните домашнее задание 3 и 4 или 5, если ты получил отметку «5»
Выполните домашнее задание 3 и 4, если ты получил за урок отметку «4»
Выполните домашнее задание 1, 2, если ты получил за урок отметку «3»
- 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно. 2. Выполните лабораторную работу стр. 310 устно. 3. Составьте кроссенс по теме урока. 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика». 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?
- 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно.
- 2. Выполните лабораторную работу стр. 310 устно.
- 3. Составьте кроссенс по теме урока.
- 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика».
- 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?
Ответь устно на вопросы:
- 1 . Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы?
- 2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка?
- 3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение?
- 4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?
Итоговый контроль.
- 1. Роговица
- а) снабжает глаз кровью
- б) пропускает световые лучи
- в) преломляет световые лучи
- г) воспринимает свет
- 2. Соотнесите оболочки глаза и их характеристики.
- А) белочная 1) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2) её передняя часть – роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс.
- 3. Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Ж находится перед стекловидным телом З) находится перед зрачком.
-
- 1С. Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».
Строение зрительного анализатора
зрительная зона КБП- анализирующая часть
Сетчатка- воспринимающая часть
сетчатка
зрительные пути- проводниковая часть
2 С. Подпиши части глаза.
2
роговица
склера
1
радужная оболочка
4
3
сосудистая
оболочка
зрачок
5
зрительный нерв
9
8
сетчатка
хрусталик
6
стекловидное
тело
7
Ответы
- 1) В 1 балл
- 2) А - 1,2. 3 балла Б – 3,5. В – 4,6.
- 3) Б. В. Е. Ж 3 балла
- 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла
- 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок
- 2- роговица 6- хрусталик
- 3- сосудистая 7- стекловидное тело
- 4- радужка 8- сетчатка
- 9- зрительный нерв 9 баллов
Критерии оценок
- 17-19 баллов – «5»
- 12-16 баллов – «4»
- 9-11 баллов - «3»
- Менее 9 баллов – «2»
- Заполните оценочный лист.
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .
Оцени свою работу на уроке:
!!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял.
! -- я старался, но в знаниях остались пробелы.
??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.