Ю.В. Ильина, МАОУ «СОШ №12»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности. | - Здравствуйте! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. ЛичностныеУУД: самоопределение. |
3.Актуализация знаний. | Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме занятия. Создать проблемную ситуацию. -О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Давайте посмотрим на слайд и определим тему нашего занятия. Конечно в общении. Человек живет в мире звуков, мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации. Раздел физики, изучающий звуки, называется Акустикой | Разгадывают ребус, в котором закодирована тема занятия «Звук» Отвечают на поставленные вопросы. Разгадывают ребус, в котором закодировано название раздела «Акустика» | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. |
4.Постановка учебной задачи. | – Сегодня мы снова представим себя в роли исследователей. –Какой вопрос интересовал бы нас больше всего? - Что является источником звука? -В результате чего возникает звук? -Как передается звук? -На данные предположения мы сможемответить при помощи опытов. | Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемные вопросы. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению |
5.Решение учебной задачи. | -Мы будем работать в группах. – У каждой группы на столе есть инструктивная карта - Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. -Что является источником звука? – Что привела она в движение? –Как мы услышали этот звук? Сделайте вывод - Проделайте этот жеопытс деревянной линейкой. – Одинаково ли звучат звуки? -Какой вывод можно сделать? – Что происходит? ––Как распространяетсязвук? - Если нить ослабить? – Почему? Снова натянем нить, но прикоснемся к ней пальцами Почему? Какой можно сделать вывод? | Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание. Группа № 1. Колеблющаяся линейка. Воздух. Воздух передал колебания уху. Колеблющиеся тела издают звук Нет. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук. Группа № 2. Собрать спичечный телефон по рисунку Одну коробочку приложить к уху, в другую говорить Мы слышим звук По нити Звук не слышен Нить не колеблется Звук не слышен Колебания передаются пальцам и дальше не распространяются Звук может передаваться не только по воздуху, но и по другим телам | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
6.Обсуждение результатов работы каждой группы | Организует обсуждение полученных выводов -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. | Источником звука являются колеблющиеся тела Звук передается не только в воздухе, но и в других средах, например, в твердой среде. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук. | Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. ЛичностныеУУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. |
7.Постановка проблемы | Все ли колеблющиеся тела издают звук? Помашем рукой Почему летящего комара слышим всегда, а птицу, чаще всего, нет? Было замечено, что звук возникает при колебании тела от 16 до 20000 колебаний в секунду | Нет. Звук возникает не всегда: если колебать очень редко, то звука нет. Птица реже машет крыльями | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. |
8.Источники звука | Существуют естественные и искусственные источники звука Искусственным источником звука является камертон. Камертон изобрели в начале VIII века для настройки музыкальных инструментов. Он состоит из V-образной трубки и резонаторного ящичка. Наш камертон колеблется с частотой 440 колебаний в секунду, в музыке это соответствует ноте “ля”. Если ударить по ветви камертона, то он начнет звучать, но колебаний ветвей камертона мы не замечаем. Поднесем к ветви шарик на нити. Шарик будет отскакивать. Это свидетельствует о том, что ветви камертона колеблются. | Перечисляют естественные источники | |
9.Первичное закрепление. | -У Саши дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо? - В русской народной сказке “Баба-Яга” есть такой эпизод: “....Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает... А девочка бежала-бежала, остановилась, прислушалась – тишина. Приложила ухо к земле и слышит: земля гудит - баба-яга гонится, и уж совсем близко...”. Какой физический факт доказывает сказка? – В результате чего возникает звук? – Как передаются эти колебания? – При помощи чего мы улавливаем эти звуки? | Отвечают на вопросы. Звук в твердых телах распространяется с большей скоростью, чем в газах. | Познавательные УУД:общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. ЛичностныеУУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
10.Рефлексия. | – Как вы думаете, выполнили мы те исследовательские цели, которые поставили в начале занятия -На столах у каждого лежат смайлики. Оцените свое эмоциональное состояние. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению | Оценивание своей учебной деятельности и эмоционального состояния. | Коммуникативные УУД: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. |