СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук. Источники звука

Категория: Физика
Тема: Звук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть полезна при подготовке к уроку физики в 5 классе по теме "Звук"

Просмотр содержимого документа
«Звук. Источники звука»

Ю.В. Ильина, МАОУ «СОШ №12»


Технологическая карта урока «Звук. Источники звука»

5-6 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.


Осуществляют самооценку готовности к уроку.


Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ЛичностныеУУД: самоопределение.

3.Актуализация

знаний.


Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести

детей к теме занятия. Создать проблемную ситуацию.



-О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Давайте посмотрим на слайд и определим тему нашего занятия.

  • В чем важность звука?

Конечно в общении. Человек живет в мире звуков, мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации.

Раздел физики, изучающий звуки, называется Акустикой









Разгадывают ребус, в котором закодирована тема занятия «Звук»

Отвечают на поставленные вопросы.




Разгадывают ребус, в котором закодировано название раздела «Акустика»


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.




4.Постановка учебной

задачи.


– Сегодня мы снова представим себя в роли исследователей.

–Какой вопрос интересовал бы нас больше всего?

- Что является источником звука?

-В результате чего возникает звук?

-Как передается звук?

-На данные предположения мы сможемответить при помощи опытов.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемные вопросы.


Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению


5.Решение учебной задачи.


-Мы будем работать в группах.








– У каждой группы на столе есть инструктивная карта


 

- Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования.

 



 

 





-Что является источником
звука?

– Что привела она в движение?

–Как мы услышали этот звук?



Сделайте вывод







- Проделайте этот жеопытс деревянной линейкой.

– Одинаково ли звучат звуки?



-Какой вывод можно сделать?



 

 

 














– Что происходит?

––Как распространяетсязвук?

- Если нить ослабить?

– Почему?

Снова натянем нить, но прикоснемся к ней пальцами

Почему?



Какой можно сделать вывод?

 

 

 























 

 

 









Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.





Группа № 1.

  • Положили металлическую линейку на край стола.

  • Крепко прижали ее рукой.

  • Слегка ударили по ней.

  • Услышали звук.







Колеблющаяся линейка.



Воздух.

Воздух передал колебания уху.



Колеблющиеся тела издают звук







Нет.



Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.







Группа № 2.

  • Собрать спичечный телефон по рисунку

  • Одну коробочку приложить к уху, в другую говорить



Мы слышим звук

По нити

Звук не слышен


Нить не колеблется


Звук не слышен



Колебания передаются пальцам и дальше не распространяются

Звук может передаваться не только по воздуху, но и по другим телам





Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.



6.Обсуждение результатов работы каждой группы

Организует обсуждение полученных выводов

-Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. 


Источником звука являются колеблющиеся тела

Звук передается не только в воздухе, но и в других средах, например, в твердой среде.

Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.



Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. ЛичностныеУУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.


7.Постановка проблемы

Все ли колеблющиеся тела издают звук? Помашем рукой


Почему летящего комара слышим всегда, а птицу, чаще всего, нет?

Было замечено, что звук возникает при колебании тела от 16 до 20000 колебаний в секунду


Нет. Звук возникает не всегда: если колебать очень редко, то звука нет.

Птица реже машет крыльями

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.


8.Источники звука

Существуют естественные и искусственные источники звука

Искусственным источником звука является камертон.

Камертон изобрели в начале VIII века для настройки музыкальных инструментов. Он состоит из V-образной трубки и резонаторного ящичка. Наш камертон колеблется с частотой 440 колебаний в секунду, в музыке это соответствует ноте “ля”. Если ударить по ветви камертона, то он начнет звучать, но колебаний ветвей камертона мы не замечаем. Поднесем к ветви шарик на нити. Шарик будет отскакивать. Это свидетельствует о том, что ветви камертона колеблются.


Перечисляют естественные источники


9.Первичное закрепление.



-У Саши дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо?

- В русской народной сказке “Баба-Яга” есть такой эпизод: “....Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает... А девочка бежала-бежала, остановилась, прислушалась – тишина. Приложила ухо к земле и слышит: земля гудит - баба-яга гонится, и уж совсем близко...”. Какой физический факт доказывает сказка?



– В результате чего возникает звук?


– Как передаются эти колебания?


– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?



Отвечают на вопросы.



Звук в твердых телах распространяется с большей скоростью, чем в газах.

Познавательные УУД:общеучебные умения:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. ЛичностныеУУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.



10.Рефлексия.


– Как вы думаете, выполнили мы те исследовательские цели, которые поставили в начале занятия

-На столах у каждого лежат смайлики. Оцените свое эмоциональное состояние. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению


Оценивание своей учебной деятельности и эмоционального состояния.



Коммуникативные УУД: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.








1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!