СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук.Источники звука

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Звук. Источники звука

Цель урока: Ввести понятие источника звука и звуковой волны, механизма ее возникновения и распространения в среде.

Задачи урока:

Образовательные:  сформировать понятия: звук, источники звука;

Развивающие: продолжать расширять кругозор учащихся на основе интеграции знаний учащихся; развивать логическое и абстрактное мышление;

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств, пропаганда здорового образа жизни

Тип урока: урок – объяснение нового материала

Форма проведения: урок - исследование.

Оборудование: камертон, домбр, полоска бумаги, стакан, сткан с водой, барабан, дудка, расческа, ОК, текст сказки «Где прячется эхо?»

Эпиграф

 “Нет ничего более практичного, чем хорошая теория”

Л.Больцман

Ход урока

I.Организационный момент

Психологический настрой учащихся

Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Готовы все? Садитесь

С усердием трудитесь

II.Мотивация учащихся (вызов)

 О чем пойдет речь на уроке? Определите из стихотворения Т.Лавровой

 Мы живем в звучащем мире.

 Звуки всюду нам слышны.

Часто слышим мы в эфире

Сотни звуков тишины.

 Вся природа – мир звучащий:

 Шелест листьев на ветру,

 Дятла стук в глубокой чаще,

 Дождь, шумящий поутру.

Учащиеся  самостоятельно определяют тему урока - Звук. Источники звука

 

   Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. С помощью звука люди общаются, обмениваются мыслями, чувствами, информацией. Звуки – наши неизменные спутники. Они по-разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью.

Что вы знаете о звуке?

На основании высказываний учащихся составляется кластер – ключевое слово «звук», при этом возможные уточняющие, проблемные вопросы,  как со стороны  учащихся, так и учителя

III. Стадия осмысления

Цель -  сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому»

1.Источники звука

Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают?

-Работа с  ОК

Назовите источники звука?

- Экспериментальная страничка

Я ударяю! Что слышите? (Звук).

Почему он возник? (Звук несет колеблющийся стержень, т.е. колеблющееся тело)

Можно его усилить? Поставлю на деревянный ящик, он называется резонатором, ударяю. Усилился звук? Стенки ящика начинают колебаться, усиливая звук.

Историческая справка

Камертон изобретен в 1711 г. английским музыкантом Дж. Шором. для настройки музыкальных инструментов.

--Практическая  деятельность учащихся.

Учитель делит класс на 4 группы исследователей и каждой группе предлагает получить звук из набора простых предметов. Делают вывод, что источником звука является колеблющееся тело - это общее свойство источников звука. Отчет групп перед классом.

1 группа: домбра и тонкая полоска бумаги (чтобы показать, если догадаются, что струна домбры  действительно колеблется).

2 группа: барабан, дудка.

3 группа: пустой стакан и стакан с водой.

4 группа: расческа и полоска тонкой бумаги.

- Работа в тетрадях

Источники звука – физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 16-20000ГЦ

Вибрирующее тело может быть:

  • твердым – струна, земная кора;
  • газообразным – струя воздуха в духовых музыкальных  инструментах, или в свистке;
  • жидким – волны на воде.

Источники звука делятся:

  • естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя)
  • искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана

 Мы выяснили, как рождается звук, а как звук доходит до нас? Очевидно, через воздух, который разделяет ухо и источник звука. Как звук воспринимается?

2. Звукоприемник  

 

Что служит приемником звука у человека?

(Орган слуха. Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.)

3.Валелогическая пауза

Игра “мини-баскетбол”. На доске нарисованы две корзины, куда бросают мячи, изготовленные из бумаги. Две команды, участники которых забрасывают мяч в корзину по выбору, какой звук ему приятен, а какой нет.

 

1.Пение птиц

2.Гром во время грозы

3.Шум леса на ветру

4.Звук проезжающего автомобиля

5.Писк комара

6.Журчание ручейка

7.Звук пролетающего самолета

8.Жужжание пчел

9.Шум морской волны

10.Стук в барабан

11.Игра на скрипке

12.Раскат грома

4.Свойства звука

Зависит ли скорость звука от того, в какой среде он распространяется?

Звук распространяется в пространстве только при наличии упругой среды: воздух, вода, твердое вещество, которая необходима для передачи колебаний от источника звука к приемнику, например к уху человека. В вакууме звуковые волны не распространяются.

Звук в различных средах

-Работа с ОК

О скорости звука в воздухе. При нуле едва-едва Ровно 332 (метра в секунду), Но попробуй, подогрей, Вмиг я становлюсь быстрей, 20 градусов, смотри, Буду 343 (метра в секунду)! Тайну выдаю я сразу: Возрастет упругость газов. Я - вода, во мне частицы – Близко сидящие девицы, Коль друг дружку затолкают, Скорость звука возрастает (при 20 градусах Цельсия 1483 метра в секунду) Я – стекло, и вам скажу Скоростью я дорожу: В скорости я будто сталь, Мой рекорд – мой пьедестал (5500 метров в секунду).

Это интересно

 Не случайно в далекие времена воины прикладывали ухо к земле и таким образом обнаруживали конницу противника значительно раньше, чем она появлялась в поле зрения. Т.к. звук в твердом теле - земле - распространяется быстрее, чем в воздухе.

   Именно из-за того, что скорость звука в газах намного меньше скорости света, гром во время грозы сильно запаздывает после вспышки молнии. Если гроза от нас далеко, то раскат  грома можно услышать даже спустя 10-20 секунд.

Отражение звука. Эхо

Задание: Прочитать сказку «Где прячется Эхо?» и  выписать в тетрадь опорные слова, характеризующие это  физическое явление.

Сказка «Где прячется эхо?»

Жила - была в лесу нимфа по имени Эхо. Она была очень болтлива. Богам это не нравилось, и в наказание они лишили ее речи. Но не совсем, а так, чтобы нимфа могла повторять только оканчание чужих, подслушанных слов. Слусилось, что Эхо повстречало очень красивого юношу. От любви к нему она стала худеть и в конце концов превратилась в невидимку. С той поры кто, бывало, ни услышит в лесу: «У-у-у-у! – отголосок собственного «Ау!», говорит: «Это вторит мне бедная Эхо-невидимка». Вот и пошло: эхо да эхо. Ну, а что такое эхо, в самом деле? Где оно прячется? Ответ прост: в лесу оно прячется между деревьями, в горах – среди скал, в каком-нибудь большом зале – где-то у стенок. Так знайте же: всякое эхо, тоже отражение, только не света, а звука. А вот звук отражается от любого встретившегося ему на пути препятствия – от деревьев, скал, стен.

 

 

Историческая справка

  • Скалы, раскинутые в форме круга возле Адерсбаха в Чехии, в определенном месте троекратно повторяют 7 слогов.
  • В замке Вудсток в Англии эхо отчетливо повторяет 17 слогов
  • Тридцатикратное эхо дворца Симонетта в Милане

4.Единицы измерения громкости звука.

 За единицу громкости звука принят бел (в честь А.Г.  Белла, изобретателя телефона) На практике громкость измеряют в децибелах (дБ): 1 дБ  = 0,1Б.

-Работа с ОК

Какой уровень громкости опасен для здоровья?

Знаешь ли ты?

  • Некоторые оперные певцы благодаря своему голосу, могут поистине творить чудеса. Так, Карузо мог голосом разбивать стаканы, а когда пел Шаляпин, звенели хрустальные подвески на люстрах.
  • Крик лягушки быка из Северной Америки слышен на расстоянии нескольких километров. Ещё громче орёт самец древесной лягушки коки из Пуэрто-Рико. Будучи менее 5 см, он издаёт крик силой 108 Дб.
  • Звук издаваемый синим китом громче, чем звук выстрела рядом стоящего тяжелого орудия, или громче, чем звук стартующей ракеты.
  • При прохождении метеоритами атмосферы Земли возбуждается ударная волна, скорость которой в сто раз выше звуковой, при этом возникает резкий звук, похожий на звук рвущейся материи.

Проблемный вопрос: Звук - друг или враг?

 Дисскусия

Прочтите слова Бранта Себастьяна, немецкого сатирика, на доске: "Язык у человека мал, а сколько жизней он сломал".

- Работа в группах.

Давайте рассуждать в группах: две группы приводят аргументы, что звук - это друг, две другие - враг.

5.Шум и здоровье

Не шумите!

А разве мы шумели?

Ну, Андрюша стучал еле-еле

Молотком по железной трубе,

Я тихонько играл на губе,

Восемь пятых размер соблюдая,

Таня хлопала дверью сарая,

Саша камнем водил по стеклу,

Толя бил по кастрюле в углу.

Кирпичом! Но негромко и редко.

«Не шумите!» — сказала соседка,

А никто и не думал шуметь ...

                               А. Кушнер.

     Еще 2000 лет назад в Китае в качестве наказания заключенные подвергались непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов, крикунов, пока не падали замертво.

Систематическое воздействие на человека громких звуков неблагоприятно отражается на его здоровье. Появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление.

Предложите меры по борьбе с шумом?

 Что каждый из вас может сделать по борьбе с шумом?

     Зеленые насаждения регулируют шумовой фон города. Так, лиственные породы деревьев поглощают более 25% звуковой энергии, а отражают и рассекают ее до 74%! Активно поглощают звуковую энергию и хвойные леса.

  На автомобилях устанавливают глушители, которые снижают шум работающего двигателя. Учеными разработаны звукоизоляционные материалы, которые широко используются в строительстве.  В здании нашей школы установлены окна, улавливающие уличный шум.

     Но шум может действовать и успокаивающе: стук капель дождя, шелест листьев, шум текущей воды, треск поленьев в костре…

  Вывод: Умение соблюдать тишину – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим. Тишина нужна нам так же, как свежий воздух.

Поэтическая минутка

Думают иные – те, кто ясно видят Звезды, солнце, радугу, луну: Как она без зренья красоту опишет, Как поймет без глаз и звуки, и весну?

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев я ловлю, Утопая в сумрак, я пойду по саду.

И мечтать, готова, и сказать: люблю...

Пусть я вовсе не имею зренья, Но имею больше – чувств живых простор: Слухом и послушным вдохновеньем Я соткала жизненный узор...

VI.Закрепление

1.Используя опорный конспект, ответьте на вопросы:

  • Что является источником этих звуков?
  • А благодаря чему вы слышите?
  • Услышат ли дети объяснения учителя, если класс переместить на Луну?

2. Объясните смысл пословиц:

  • Если не бить в барабан, он не издаст звука (китайская)
  • Звуки барабана хорошо слушать издали (ассирийская)
  • Горы,  что  услышат,  то  и  повторяют  (узбекская)
  • От  пустой  бочки  много  шуму (турецкая)
  • У  каждого  барабана  свой  звук (корейская)
  • Сколько  бубнов,  столько  и  мелодий (хинди)

3.Отгадайте загадки:

  • Кто, не учившись, говорит на всех языках (Эхо)
  • На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет (Эхо)
  • Без рук, без ног, по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)                                                                                                                             

VII. Итог урока.

Ребята! Вот мы и раскрыли одну из тайн звука. И это прекрасно! Ибо, как сказал А. Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истиной науки”. Работу продолжим на последующих уроках, так как, открыв одну тайну, мы уже стоим на пороге другой

VIII. Рефлексия:

Закончите мысль: сегодня на уроке: Я узнал … Я был удивлён…

IX. Домашнее задание

§ 38, необходимо будет выбрать один из предложенных вариантов домашнего задания:

1. Написать сказку (эссе) о путешествии в мир звуков.

2. Подготовить доклады: «Ультразвук и его применение», «Инфразвуки».

 

Урок окончен. Всем Спасибо!

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!