Тема: «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»
Цель: - познакомить со способом проверки парных согласных в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
Задачи: - учить проверять парные глухие и звонкие согласные в корне, сопоставлять произношение и написание слов;
- повторить правописание слов с непроверяемой безударной гласной; совершенствовать каллиграфию письма;
- создать условия по организации деятельности учащихся, направленных на
формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на
умение разрешать поставленные проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: - учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными;
-сопоставлять произношение и написание слов.
- подбирать примеры слов с парными согласными в словах.
Личностные:
-проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
-личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике;
- оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель;
-формирование умения видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова.
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-принятие учебной задачи.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания.
Ход урока:
Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- Сейчас поиграем. Я начну, а вы продолжите, и в этом нам поможет наша « лента букв». ( На слайдах появляются предложения, которые надо дополнить).
Ø Мы произносим и слышим --------- (звуки)
Ø Мы видим и пишем -------- (буквы)
Ø [б] [п] [в] [г] [ш] [р] – это ------ (согласные звуки)
Ø [у] [и] [а] [о] [ы] [э] – это ------ (гласные звуки)
Ø В каждом ряду назовите «лишний звук»
[о] [ы] [в] [и] [у] – [в]
[ф] [к] [м] [э] [с] - [э]
На доске записаны слова:
ГОРА, ЛЕСА, ПОЛЯ,ТРАВКА.
- Найдите лишнее слово. (Травка. Это слово с парным согласным в корне, а остальные — с безударным гласным.)
- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их?
гОра-горы, лЕса- лес, пОля- поле, траВка
- Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный).
- Давайте произнесём слово (травка).
- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).
- Какой буквой будем его обозначать? (в).
- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).
- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).
- Почему? (за ним следует гласный).
- Где находится парный согласный? ( В корне).
- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне).
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
- Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.)
Минутка чистописания
-Откройте, свои тетради и запишите число, классная работа.
- А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные?
( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).
б в г д ж з
п ф к т ш с
-Сколько их пар в русском языке? (6).
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Работа по теме урока:
— Отгадайте загадку
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, . Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. {Дуб':.)
-Подберите проверочное слово. (Дубы.)
Как проверить парный согласный? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
А теперь подберите однокоренное слово. (Дубочек, дубок, дубовый.)
Будут ли эти слова являться проверочными словами к слову дуб? (Да. После парной согласной стоит гласный.)
Сделайте вывод. Как проверить парный согласный? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)
Рассмотрите рисунки на с. 59. Какая орфограмма есть в этих словах? (Парный согласный.)
-Как вы проверили парный согласный в слове голубь? (Изменили слово.)
- А в словах морковь и лодка! (Подобрали однокоренные слова.)
-Прочитайте правило на с. 60. Как проверить парный согласный звук в корне слова?
- А теперь проговорите друг – другу.
Учитель:
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).
-Сейчас проверим, как вы поняли, послушайте сказку.
Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)? (П)? столбы- проверочное слово
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.
СА(Д)? (Т)? Сады- проверочное слово
Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.
ДОРО(Ж)? (Ш)?КА однокоренное слово- ДОРОЖЕНЬКА.
-Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.
Физкультминутка
- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
- А теперь, выполним упр. 322.
Прочитайте. Составьте предложения. Какие слова должны быть в начале предложения? (Выделенные. В нашей стране есть заповедные места. Там запрещена охота на животных. Эти места называются заповедниками. В заповедниках живут редкие звери.)
-Ребят, кто мне скажет, что такое заповедник? Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Запишите предложения. Выполните задание.
-Назовите главные члены в последнем предложении, подчеркните. Составьте схему этого предложения.
Подведение итогов урока:
- Чему учились сегодня на уроке?(Проверять парные согласные в корне слова)
-Какие согласные в корне надо проверять?
-Как проверить парный согласный в корне слова?
Рефлексия
- Продолжите высказывания:
· Сегодня я узнал --------------------
· Я выполнял задания --------------------
· У меня получилось -----------------------
· Я смог --------------------
Домашнее задание:
Упр. 321