СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

25.5.Еще пример задания

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для подготовки к ОГЭ И ЕГЭ  по информатике

Просмотр содержимого документа
«25.5.Еще пример задания»

Еще пример задания:

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:


Запрос

Количество страниц (тыс.)

1

мезозой

50


2

кроманьонец

60


3

неандерталец

70


4

мезозой | кроманьонец

80


5

мезозой | неандерталец

100


6

неандерталец & (мезозой | кроманьонец)

20


Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

кроманьонец & (мезозой | неандерталец)

Р ешение (способ 1, круги Эйлера):

  1. обозначим области «мезозой», «кроманьонец» и «неандерталец» буквами М, К и Н; пронумеруем подобласти, получившиеся в результате пересечений кругов (см. рисунок справа)

  2. через i обозначим количество сайтов в области с номером i

  3. нас интересует результат запроса

кроманьонец & (мезозой | неандерталец)

то есть N­2 + N5 + N6 (зеленая область на рисунке)

  1. из первых двух запросов следует, что

N1 + N2 + N4 + N5 = 50 (мезозой)

N2 + N3 + N5 + N6 = 60 (кроманьонец)

  1. складывая левые и правые части уравнений, получаем

(1) N1 + 2·N2 + N3 + N4 + 2·N5 + N6 = 110

  1. в то же время из запроса 4 получаем

(2) N1 + N2 + N3 + N4 + N5 + N6 = 80 (мезозой | кроманьонец)

  1. вычитая из уравнения (1) уравнение (2), отдельно левые и правые части, получаем

N2 + N5 = 30 (мезозой & кроманьонец)

вспомним, что наша цель – определить N­2 + N5 + N6, поэтому остается найти N6

  1. из запросов 1 и 3 следует, что

N1 + N2 + N4 + N5 = 50 (мезозой)

N4 + N5 + N6 + N7 = 70 (неандерталец)

  1. складывая левые и правые части уравнений, получаем

(3) N1 + N2 + 2·N4 + 2·N5 + N6 + N7 = 120

  1. в то же время из запроса 5 получаем

(4) N1 + N2 + N4 + N5 + N6 + N7 = 100 (мезозой | неандерталец)

  1. вычитая из уравнения (3) уравнение (4), отдельно левые и правые части, получаем

(5) N4 + N5 = 20 (мезозой & неандерталец)

  1. теперь проанализируем запрос 6:

неандерталец & (мезозой | кроманьонец)

(6) N4 + N5 + N­6 = 20

  1. вычитая из уравнения (6) уравнение (5) получаем N6 = 0, поэтому

N2 + N5 + N6 = N2 + N5 = 30

  1. таким образом, ответ – 30.

Решение (способ 2, М.С. Коротков, г. Челябинск, Лицей № 102):

  1. пп. 1-3 такие же, как в первом способе;

  2. из запросов 1 и 6 следует, что

  1. N4 + N5 + N6 + N7 = 70 (неандерталец)

  2. N4 + N5 + N­6 = 20 неандерталец & (мезозой | кроманьонец)

  1. вычитая (2) из (1), сразу получаем, что N7 = 50

  2. из запросов 5 и 4 следует, что

  1. N1 + N2 + N4 + N5 + N6 + N7 = 100 (мезозой | неандерталец)

  2. N1 + N2 + N3 + N4 + N5 + N6 = 80 (мезозой | кроманьонец)

  1. вычитая (4) из (3), сразу получаем, что N7 - N3 = 20

  2. в п. 3 мы уже определили, что N7 = 50, поэтому 50 - N3 = 20, откуда N3 = 30

  3. из запроса 2 получаем

N2 + N3 + N5 + N6 = 60 (кроманьонец)

поэтому размер интересующей нас области равен

N2 + N5 + N6 = 60 – N3 = 60 – 30 = 30

  1. т аким образом, ответ – 30.

Решение (способ 3, круги Эйлера, И.Б. Курбанова, г. Санкт-Петербург, ГОУ СОШ № 594):

  1. обозначим: М – мезозой, К – кроманьонец, Н – неандерталец.

  2. нас интересует результат запроса (см. диаграмму Эйлера)

K & (M | Н)

  1. т .к. по условию М = 50, К = 60, а объединение этих множеств М | К = 80, можно сделать вывод, что область пересечения

M & K = 50 + 60 – 80 = 30;

  1. т.к. по условию М = 50, Н = 70, а объединение этих множеств М | Н = 100, можно сделать вывод, что область пересечения

M & Н = 50 + 70 – 100 = 20;

  1. заметим, что M & Н = 20 и Н & (М | К) = 20, следовательно множества Н и К не пересекаются (К & Н = 0);

  2. перерисуем диаграмму Эйлера так, чтобы множества К и Н не пересекались (см. рисунок справа); из новой схемы видно, что

К & (М | Н) = (К & М) | (К & Н) = К & М = 30

  1. ответ: 30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!