СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 класс. Русский язык «Синтаксис. Простые и сложные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока по русскому языку. УМК "Перспектива" .

Просмотр содержимого документа
«4 класс. Русский язык «Синтаксис. Простые и сложные предложения»»

Тема: «Синтаксис. Простые и сложные предложения»

Цели:

- создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения;

-сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные:

-различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу;

-применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Личностные:

- ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.

Формируемые УУД:

Познавательные:

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;

-отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности,

-сотрудничать в совместном решении проблемы;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.

  1. Актуализация знаний. Самоопределение деятельности.

а) Словарная работа.(по лексическому значению угадывают и записывают слово)

Салют    (стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события) 

Интерес  (Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять)

Ноябрь   (Одиннадцатый месяц календарного года)

Телефон  (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио)

Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)

Костер   (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)

Сейчас    (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)

Столица   (Главный город государства)



- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)

 - Что такое синтаксис?  (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)



б) Работа над предложением.



Молодая берёзка склонилась у дороги.

- Запишем предложение с комментированием.

- Докажите, что мы записали именно предложение(Состоит из слов, слова связаны между собой по смыслу)

- Так что же такое предложение?

- Какие  опознавательные признаки предложения вы знаете? (Смысл, знаки препинания в конце предложения)

- Какое предложение по цели высказывания составили и записали? (повествовательное) Почему?

- Какие ещё предложения по цели высказывания  знаете? (вопросительное, восклицательное)

- Прочитайте данное предложение с разной интонационной окраской.



3) Игра «Договори предложение»

Глаза боятся, а руки       (делают).          пословица

Белые бараны       ( били в барабаны).   скороговорка

Унылая пора         (очей очарованье).    стихотворение

Мартышка к старости     (слаба глазами стала)  басня

- Запишите  пословицу.  Как понимаете смысл пословицы?

- Выполним разбор предложения по членам.

- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)

 - Как  можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

Кто догадался, какова тема нашего урока?  Мы будем говорить о  простых и сложных предложениях.



  1. Работа по теме урока:

- В чём будем упражняться (узнавать  простое и сложное предложения)

- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять  их  на письме)

- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)

- Слово профессору  Ивану Ивановичу Самоварову  

                         Работа по учебнику с 75 упр. 118 -  коллективно

-Прочитайте строки из стихотворения А. Пушкина. 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

- Обратите внимание: это все оно предложение. Сколько в нем частей? Найдите главные члены предложения в каждой его части. Запишите их по образцу.

Образец: Небо ( что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало….

День (что делал?) становился, сень лесов (что делала?) обнажалась, туман( что делал?) ложился.

! Значит: сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.                                                                                              Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.



Физкультминутка

Игра  «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

•  Поют птицы.

• Ярко светит солнце, поют птицы.

•  Краб крабу сделал грабли.

• В долине пар белеет тонкий.

• Наступили осенние дни,  по небу поплыли серебристые облака.

• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.



  1. Продолжение работы по теме урока:

Работа по учебнику:

- А сейчас откройте учебники на стр.77 упр. 124

-Закончите предложения так , чтобы они получились сложными выбери один из союзов из скобок . Запиши предложения ,верно расставив знаки препинания. 

1.Урок закончился и началась перемена.2.Мама подарила мне красивую книгу,а в ней поучительные рассказы.3.Люда и Сергей дружат,но впереди долгие годы учёбы.4.В классе установили новый компьютер и теперь дети получают полные знания.5.Я хорошо знаю правила орфографии и не допускаю ошибок.6.На улице стоит прекрасная погода,но гулять некогда. 7.Папа купил мне билет на спектакль в Театре юного зрителя,но жаль я иду без друга.8.Брат любит читать книги и учится по ним.

 Применение новых знаний:

Наступил ноябрь.     [  ___     ‗   ]

Дуют ветра.    [ __     ‗  ]

Птицы попрятались.   [ __    ‗  ]

.–  Дайте характеристику предложениям.

- Работают с предложением:  Наступил ноябрь, дуют ветра, птицы попрятались.

 (сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)

           [ __    ‗  ] , [ __    ‗  ], [ __    ‗  ].

-  Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.

 - Выстраивают алгоритм работы с предложениями.

1. Прочитать предложение.                                                                                                                                                                                                                                              

2. Найти грамматическую основу.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.



  1. Подведение итогов урока:

-Итак, ребята какова была наша тема урока?

- Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)

- Из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)

- Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой (первая цель достигнута)



Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

 Прокомментируйте свой результат:

- я старался, но не всё получилось;

- со всеми заданиями я справился;

Домашнее задание:

Стр. 76 упр. 121


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!