СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 кл. русский урок+презентация - Рассказ, особенности, структура, стили. Невыдуманный рассказ о себе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

на 2  урока рассчитано

Просмотр содержимого документа
«карточка»

Прочитайте текст про себя .

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к ле­су, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», — сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протя­нулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а дру­гой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (По Г. Скребицкому)

Задания.

1) Озаглавить текст.

2) Определить тип речи.

3) Передать в 2-3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается?

Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.

4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?

5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

6) Указать, какой частью речи являются выделенные сло­ва. Укажите грамматические признаки, которые помогают оп­ределить часть речи.

7) Выделить грамматическую основу в последнем предло­жении. В чем ее своеобразие?

Прочитайте текст про себя .

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к ле­су, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», — сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протя­нулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а дру­гой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (По Г. Скребицкому)

Задания.

1) Озаглавить текст.

2) Определить тип речи.

3) Передать в 2-3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается?

Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.

4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?

5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

6) Указать, какой частью речи являются выделенные сло­ва. Укажите грамматические признаки, которые помогают оп­ределить часть речи.

7) Выделить грамматическую основу в последнем предло­жении. В чем ее своеобразие?



Просмотр содержимого документа
«конспект»

Рр Рассказ, особенности, структура, стили. Невыдуманный рассказ о себе.

1.Запись числа.

Двадцать седьмое апреля

Классная работа

2.Актуализация.

Что такое текст? (несколько предложений, объединенных общей темой и мыслью)

Если мы будем фотографировать текст, и у нас получится много фотографий. К какому типу речи будет относится? (повествование)

Что содержит текст повествование? (рассказ о каком-то событии)

3. Определение темы урока.

-Наверняка догадались, о каком жанре произведений будем говорить на уроке? (о рассказе)

Все верно, запишите тему урока.

Невыдуманный рассказ о себе.

4. Целеполагание.

-Как думаете, прежде чем начать писать рассказ о себе, что мы должны вспомнить? (особенности и структуру)

Тема урока: Невыдуманный рассказ о себе.

5. Беседа:

Что такое рассказ?

Рассказ - повествование о каком-либо событии.

Какова его структура? Рассказ имеет сюжет.

В сюжете выделяют несколько структурных частей: завязку (начало действия), развитие действиякульминацию (наиболее острый момент, "вершина") и развязку (завершение действия). Кроме того, рассказ может иметь вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию, и заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

-Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?

(Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет).

6. Работа с текстом-образцом в паре.

Прочитайте текст про себя .

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к ле­су, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», — сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протя­нулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а дру­гой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (По Г. Скребицкому)

Задания.

1) Озаглавить текст.

2) Определить тип речи.

3) Передать в 2-3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается?

Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.

4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?

5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

6) Указать, какой частью речи являются выделенные сло­ва. Укажите грамматические признаки, которые помогают оп­ределить часть речи.

7) Выделить грамматическую основу в последнем предло­жении. В чем ее своеобразие?

7.Редактирование сочинения учащегося (текст распечатан).

Выполните упр.651.

Исправить повторы и ошибки. Выразительно прочитать исправленный текст.

4.Подготовка письменного рассказа о себе:

-Как начнете свой рассказ?

-Что в нём будет главным, а что второстепенным?

-Какие слова вы будете употреблять? В какой момент воспользуетесь словарями?

-Чем закончите своё повествование?

и делается вывод.


5. Составление собственного рассказа в тетрадях.

Домашнее задание. Написать сочинение.

Записать в тетради:


Дата

Сочинение.

Невыдуманный рассказ о себе.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Рекомендации.   - В вашем рассказе не должно бытьпростого перечисления того, что было. - Сочинение должно повествовать о случае. - Перед написанием выделите случай, который лежит в основе рассказа. - Этот случай должен быть необычным. (То есть если на вопрос: Похожий случай часто бывает? - вы ответите : нет -, то это подходящий вариант для сочинения) - Было ли смешно, когда писали свой рассказ? - Достаточно ли полно раскрыто главное событие? - Есть ли в вашем сочинении структурные части рассказа?
  • Рекомендации.
  •  
  • - В вашем рассказе не должно бытьпростого перечисления того, что было.
  • - Сочинение должно повествовать о случае.
  • - Перед написанием выделите случай, который лежит в основе рассказа.
  • - Этот случай должен быть необычным. (То есть если на вопрос: Похожий случай часто бывает? - вы ответите : нет -, то это подходящий вариант для сочинения)
  • - Было ли смешно, когда писали свой рассказ?
  • - Достаточно ли полно раскрыто главное событие?
  • - Есть ли в вашем сочинении структурные части рассказа?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!