Рр Рассказ, особенности, структура, стили. Невыдуманный рассказ о себе.
1.Запись числа.
Двадцать седьмое апреля
Классная работа
2.Актуализация.
Что такое текст? (несколько предложений, объединенных общей темой и мыслью)
Если мы будем фотографировать текст, и у нас получится много фотографий. К какому типу речи будет относится? (повествование)
Что содержит текст повествование? (рассказ о каком-то событии)
3. Определение темы урока.
-Наверняка догадались, о каком жанре произведений будем говорить на уроке? (о рассказе)
Все верно, запишите тему урока.
Невыдуманный рассказ о себе.
4. Целеполагание.
-Как думаете, прежде чем начать писать рассказ о себе, что мы должны вспомнить? (особенности и структуру)
Тема урока: Невыдуманный рассказ о себе.
5. Беседа:
Что такое рассказ?
Рассказ - повествование о каком-либо событии.
Какова его структура? Рассказ имеет сюжет.
В сюжете выделяют несколько структурных частей: завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (наиболее острый момент, "вершина") и развязку (завершение действия). Кроме того, рассказ может иметь вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию, и заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.
-Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?
(Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет).
6. Работа с текстом-образцом в паре.
Прочитайте текст про себя .
Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», — сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (По Г. Скребицкому)
Задания.
1) Озаглавить текст.
2) Определить тип речи.
3) Передать в 2-3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается?
Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.
4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?
5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.
6) Указать, какой частью речи являются выделенные слова. Укажите грамматические признаки, которые помогают определить часть речи.
7) Выделить грамматическую основу в последнем предложении. В чем ее своеобразие?
7.Редактирование сочинения учащегося (текст распечатан).
Выполните упр.651.
Исправить повторы и ошибки. Выразительно прочитать исправленный текст.
4.Подготовка письменного рассказа о себе:
-Как начнете свой рассказ?
-Что в нём будет главным, а что второстепенным?
-Какие слова вы будете употреблять? В какой момент воспользуетесь словарями?
-Чем закончите своё повествование?
и делается вывод.
5. Составление собственного рассказа в тетрадях.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Записать в тетради:
Дата
Сочинение.
Невыдуманный рассказ о себе.