СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №45. Понятие об осложненном предложении. Осложняющие предложение конструкции.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. сформировать понятие об осложнённом предложении, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать на практике навыки узнавания осложнённого предложения; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения;
  2. развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся; совершенствовать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность;
  3. воспитывать культуру умственного труда

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №45»

8 класс


Урок №45.

Понятие об осложненном предложении. Осложняющие предложение конструкции.

Цель:


создать условия для ознакомления обучающихся со способами осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Задачи:

  1. сформировать понятие об осложнённом предложении, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать на практике навыки узнавания осложнённого предложения; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения;

  2. развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся; совершенствовать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность;

  3. воспитывать культуру умственного труда

Предполагаемый результат:

овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Оборудование:

доска, презентация, раздаточный материал.

Тип урока:

объяснение нового материала.

Ход урока.



  1. Организационный момент


Приветствие учащихся.

Создание психологического настроя.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи

  1. Словарно-орфографическая работа.


- Спишите с доски слова, вставляя -н-, -нн- в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы, подчеркните орфограммы. (Проверка по цепочке всем классом, один ученик работает у доски.)

НА ДОСКЕ:

  • станцио(н,нн)ый ути(н,нн)ый

  • гуси(н,нн)ый баше(н,нн)ый

  • ветре(н,нн)ый тума(н,нн)ый

  • бето(н,нн)ый традици(н,нн)оый

  • карма(н,нн)ый муравьи(н,нн)ый

  • торжестве(н,нн)ый безветре(н,нн)ый

  • ваго(н,нн)ый травя(н,нн)ой

  • бесце(н,нн)ый стекля(н,нн)ый

  • голуби(н,нн)ый оловя(н,нн)ый

  • ви(н,нн)ый деревя(н,нн)ый

Опираясь на раздаточный материал по орфографии, выполняют словарно-орфографическую работу, делают графические обозначения, комментируют выбор орфограммы.

  1. Актуализация опорных знаний.


  1. Устное высказывание на тему «Неполные предложения» (ИР).

План.

  • Неполными называются предложения, в которых… Например:…..

  • Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из…

  • Неполные предложения встречаются в …, а также в …

  • Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: …

  1. Задание: определить вид односоставного предложения (ПР).

Обязательный уровень.

  1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)

  2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)

  3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)

  4. По улицам слона водили… (И. Крылов)

  5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  6. Сделал дело — гуляй смело.

  7. И скучно и грустно (М. Лермонтов)

  8. Но в них не видно перемены… (А. Пушкин)

Продвинутый уровень

  1. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)

  2. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)

  3. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)

  4. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)

  5. Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)

  1. Синтаксический разбор предложений (КР).

  1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и, наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

  2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся заслушивают индивидуальные монологические ответы по теме «Неполные предложения», корректируют при наличии ошибок.



Работа в парах.

Меняются тетрадями и проверяют задания под контролем учителя.
















Коллективная работа.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.


  1. Изучение нового материала

- Какое предложение мы называем осложненным?

– Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Вывод: предложение может быть осложнено обособленными причастиями (причастными оборотами), деепричастиями (деепричастными оборотами), обращениями, однородными членами, вводными словами.

Работа в группах.

Делается вывод, сверяется с текстом учебной статьи


  1. Практикум по теме


  1. Комментированное письмо.

- Запишите предложения, определите, чем они осложнены.

1)Где-то далеко, нарастая, заворчал гром.

2)Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

3)Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас.

4)В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж.

5)В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист.

6)К счастью, извозчик приехал вовремя.

7)Крики, однако, не умолкали.

8)Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...

9)«Спи, мышонок мой, усни», - говорила мышка-мать.

  1. Конструирование.

- Придумайте и запишите предложения, осложнённые:

1) однородными членами,

2) причастным оборотом,

3) деепричастным оборотом,

4) вводными словами,

5) обращением.

Проверка.

  1. Моделирование.

- Придумайте предложения по схемам:

1) [ О и О].

2) [О , О ].

3) [О , О, ... ].

4) [ , |ПО | ].

5) [ , |ДО | , ].

Проверка.

  1. Тест по простым осложненным предложениям

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4       2) 1,2        3) 3,4       4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3     2) 2,3,4     3) 3,4      4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4     2) 1      3) 3     4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3     2) 1,2     3) 2,3     4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)
2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)
3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)
4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.
5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.
2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.


Работа в группах.

Записывают предложения, называют виды осложнений, комментируют постановку знаков препинания.











Конструируют предложения с различными видами осложнений, комментируют постановку знаков препинания.





Моделируют предложения по схемам, называют данные виды осложнений.





Выполняют задания теста.

Тетради учащихся собираются на проверку.

  1. Подведение итогов урока


Рефлексия «Свободный микрофон»

- С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Какое предложение считается осложнённым?

- Чем может быть осложнено предложение?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют ключевые слова по теме урока.

Домашнее задание.


Обязательный уровень. Выписать из текстов художественной литературы предложения с различными видами осложнений, составить схемы.

Продвинутый уровень. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.

Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки




Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №45»

Десятое января Классная работа Понятие об осложнённом предложении

Десятое января

Классная работа

Понятие об осложнённом предложении

Цели урока:

Цели урока:

  • Понять, что такое осложнённое предложение
  • Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение
  • Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения
  • Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».
Устное высказывание на тему «Неполные предложения ».  План.

Устное высказывание на тему «Неполные предложения ». План.

  • Неполными называются предложения, в которых… Например:…..
  • Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из…
  • Неполные предложения встречаются в …, а также в …
  • Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: …
Простое осложенное предложение Предложение считается осложнённым,  если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции.  К осложненным относятся предложения: -с однородными членами. -с обособленными членами. -с вводными и вставными конструкциями. -с обращениями.

Простое осложенное предложение

Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции.

К осложненным относятся предложения:

-с однородными членами.

-с обособленными членами.

-с вводными и вставными конструкциями.

-с обращениями.

Однородные члены предложения Выделите однородные члены предложения,расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. 1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки. 2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом подбирал просыпанные семечки. 3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

Однородные члены предложения

Выделите однородные члены предложения,расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

Обособленные обстоятельства Выделите обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания. 1.По лощинам звезды отражая ямы светят тихою водой. Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой.  А весна в зазеленевшей роще ждет зари дыханье затая. 2.И кой-где первый желтый лист крутясь слетает на дорогу .

Обособленные обстоятельства

Выделите обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.

1.По лощинам звезды отражая ямы светят тихою водой.

Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще ждет зари дыханье затая.

2.И кой-где первый желтый лист крутясь слетает на дорогу .

Обособленные определения Выделите грамматические основы, обособленные определения. 1. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. 2.Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. 3.Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой.

Обособленные определения

Выделите грамматические основы, обособленные определения.

1. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной.

2.Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел.

3.Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой.

Вводные слова и предложения. Найти в предложениях вводные слова, расставить знаки препинания 1.Вдруг к нашей радости на горизонте мы увидели большой корабль.  2.В это воскресенье мы возможно пойдем на рыбалку .  3.Дальние озера по слухам богаты рыбой.

Вводные слова и предложения.

Найти в предложениях вводные слова, расставить знаки препинания

1.Вдруг к нашей радости на горизонте мы увидели большой корабль.

2.В это воскресенье мы возможно пойдем на рыбалку .

3.Дальние озера по слухам богаты рыбой.

Вставные конструкции. Определите роль вставных конструкций в предложениях. 1.Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. 2. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. 3.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами

Вставные конструкции.

Определите роль вставных конструкций в предложениях.

1.Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах.

2. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

3.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами

Обращения. Объясните знаки препинания при обращениях. 1. Москва! Как я люблю тебя! 2.Трудов твоих, мой милый, я не забуду. 3.Неужели, Светлана Николаевна, хочешь и ты нас бросить? 4.Подруга днeй мoих суровых, гoлубка дряхлая мoя, oдна в глуши лeсoв сoснoвых давнo-давнo ты ждёшь мeня.

Обращения.

Объясните знаки препинания при обращениях.

1. Москва! Как я люблю тебя!

2.Трудов твоих, мой милый, я не забуду.

3.Неужели, Светлана Николаевна, хочешь и ты нас бросить?

4.Подруга днeй мoих суровых, гoлубка дряхлая мoя, oдна в глуши лeсoв сoснoвых давнo-давнo ты ждёшь мeня.

Отредактируйте текст Чрез низкие ворота города старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились мы вышли в поле и пройдя шагов сто вдоль каменной ограды остановились перед узенькой калиткой. Гагин отворил её и повел нас в гору по крутой тропинке. С обеих сторон на уступах рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зеленых лозах на высоких тычинках на сухой земле усеянной сплошь крупным и мелким плитняком.

Отредактируйте текст

Чрез низкие ворота города старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились мы вышли в поле и пройдя шагов сто вдоль каменной ограды остановились перед узенькой калиткой. Гагин отворил её и повел нас в гору по крутой тропинке. С обеих сторон на уступах рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зеленых лозах на высоких тычинках на сухой земле усеянной сплошь крупным и мелким плитняком.

Рефлексия  1.На уроке я работал..., потому что... 2.Своей работой на уроке я...  3.Урок для меня показался...  4.Материал урока мне был...  5.Мое настроение...

Рефлексия

1.На уроке я работал..., потому что...

2.Своей работой на уроке я...

3.Урок для меня показался...

4.Материал урока мне был...

5.Мое настроение...

Удачи! Спасибо .

Удачи!

Спасибо .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!