Словарно-орфографическая работа. | - Спишите с доски слова, вставляя -н-, -нн- в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы, подчеркните орфограммы. (Проверка по цепочке всем классом, один ученик работает у доски.) НА ДОСКЕ: станцио(н,нн)ый ути(н,нн)ый гуси(н,нн)ый баше(н,нн)ый ветре(н,нн)ый тума(н,нн)ый бето(н,нн)ый традици(н,нн)оый карма(н,нн)ый муравьи(н,нн)ый торжестве(н,нн)ый безветре(н,нн)ый ваго(н,нн)ый травя(н,нн)ой бесце(н,нн)ый стекля(н,нн)ый голуби(н,нн)ый оловя(н,нн)ый ви(н,нн)ый деревя(н,нн)ый | Опираясь на раздаточный материал по орфографии, выполняют словарно-орфографическую работу, делают графические обозначения, комментируют выбор орфограммы. |
Актуализация опорных знаний. | Устное высказывание на тему «Неполные предложения» (ИР). План. Неполными называются предложения, в которых… Например:….. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из… Неполные предложения встречаются в …, а также в … Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: … Задание: определить вид односоставного предложения (ПР). Обязательный уровень. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.) Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу. (Б. Окуджава) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин) По улицам слона водили… (И. Крылов) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело — гуляй смело. И скучно и грустно (М. Лермонтов) Но в них не видно перемены… (А. Пушкин) Продвинутый уровень На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь) Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин) И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв) Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин) Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин) Синтаксический разбор предложений (КР). Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и, наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. | Учащиеся заслушивают индивидуальные монологические ответы по теме «Неполные предложения», корректируют при наличии ошибок. Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют задания под контролем учителя. Коллективная работа. Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово. |
Практикум по теме | Комментированное письмо. - Запишите предложения, определите, чем они осложнены. 1)Где-то далеко, нарастая, заворчал гром. 2)Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной. 3)Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас. 4)В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж. 5)В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист. 6)К счастью, извозчик приехал вовремя. 7)Крики, однако, не умолкали. 8)Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось... 9)«Спи, мышонок мой, усни», - говорила мышка-мать. Конструирование. - Придумайте и запишите предложения, осложнённые: 1) однородными членами, 2) причастным оборотом, 3) деепричастным оборотом, 4) вводными словами, 5) обращением. Проверка. Моделирование. - Придумайте предложения по схемам: 1) [ О и О]. 2) [О , О ]. 3) [О , О, ... ]. 4) [ , |ПО | ]. 5) [ , |ДО | , ]. Проверка. Тест по простым осложненным предложениям 1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым. 1) 1,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4 2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные. 1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4 3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера. 1) 1,3,4 2) 1 3) 3 4) 1,2,3,4 4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова. 1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 2,3,4 5. Сопоставьте предложения и номер вопроса. 1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит) 2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов) 3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский) 4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор. 5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский) 1. Укажите предложения с обращениями. 2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения. 3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями. 4. Укажите номера предложений с обособленными определениями. 5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами. | Работа в группах. Записывают предложения, называют виды осложнений, комментируют постановку знаков препинания. Конструируют предложения с различными видами осложнений, комментируют постановку знаков препинания. Моделируют предложения по схемам, называют данные виды осложнений. Выполняют задания теста. Тетради учащихся собираются на проверку. |