СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9А класс. 15.04.24

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«9А класс. 15.04.24»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложении или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1)  было замечено (предложение 1)

2)  звуки можно разделить (предложение 2)

3)  показали (предложение 3)

4)  пользовались поэты (предложение 4)

5)  это нарушается (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие  — тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы  — из низких звуков. (4)Этим свойством звука  — вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления  — издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

2.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 

1)  Предложение 1 сложноподчинённое.

2)  Предложение 2 простое двусоставное.

3)  Предложение 3 содержит неполные предложения.

4)  В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

5)  Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

3.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1)  цветут липы (предложение 1)

2)  липа  — спутница города (предложение 2)

3)  украшают проспекты (и) бульвары, скверы (и) парки (предложение 3)

4)  Липецк, Лиепая, Лейпциг выросли (предложение 4)

5)  обращаются (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат: это подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета. (2)Липа  — древнейшая спутница города. (3)В городе её стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и старые парки. (4)Целые города выросли под липами с названными в её честь именами  — Липецк, Лиепая, Лейпциг.

(5)Народная мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева, вот почему за помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде, ангине, ожогах.

4.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 

1)  Предложение 1 с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

2)  В предложении 2 составное именное сказуемое.

3)  В предложении 3 есть однородные определения.

4)  Предложение 4 осложнено обособленными однородными приложениями.

5)  В предложении 5 оба сказуемых  — простые глагольные.

5.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1)  хорошо (предложение 1)

2)  каждый переживает (предложение 2)

3)  работать (предложение 3)

4)  ты становишься (предложение 4)

5)  не сравнится чувство (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею, постичь её в совершенстве. (2)Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и интересному делу. (3)Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а руки пока не слушаются. (4) Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь,  — и ты становишься мастером. (5)Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится ни одно чувство.

6.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 c однородным подчинением придаточных предложений.

2)  Предложение 2 осложнено однородными дополнениями.

3)  Предложение 3 имеет три грамматические основы.

4)  Предложение 4 с сочинительной и подчинительной связью между частями.

5)  Первая часть предложение 5  — односоставное безличное предложение.

7.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1)  зоологи (не) могут (предложение 1)

2)  неясно (предложение 2)

3)  напрашивается предположение (предложение 3)

4)  способна воспринимать цвет (предложение 4)

5)  важнее обстоятельство (предложение 5)

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-⁠то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-⁠оптических кабелях нового поколения.

8.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом  — однако.

2)  Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

4)  Во второй части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.

5)  Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

9.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1)  нет автора (предложение 1)

2)  не обходится (ни) литература, (ни) публицистика, (ни) речь(предложение 2)

3)  ими пользуются (предложение 3)

4)  свойственна сжатость (и) точность (предложение 4)

5)  они стали (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) У пословиц и поговорок нет автора, и мы никогда не узнаем, когда именно они появились и где находится место их создания. (2)Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. (3)Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. (4)Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений, им свойственна афористичная сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни. (5)Недаром они стали бесценным материалом для исследований не только филологов, но и историков, этнографов, писателей, философов.

10.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 

1)  В предложении 1 однородные придаточные предложения.

2)  Предложение 2 простое, осложнено однородными членами.

3)  Предложение 3  — определённо-личное односоставное.

4)  Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

11.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПОСМОТРИТ (видео)  — в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что в неопределённой форме глагол оканчивается на -ЕТЬ.

2)  (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО  — в кратком прилагательном пишется -НН-.

3)  ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4)  ИГРАЕШЬ (в прятки)  — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5)  ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно)  — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

12.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПЕСЧАНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

2)  СТЕРПЕТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

3)  ЛОГОТИП  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

4)  НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы)  — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

5)  ОТТАЯВШИЙ  — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

13.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПРИШКОЛЬНАЯ (территория)  — правописание приставки определяется её значением  — близость.

2)  БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка)  — сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

3)  СТАРИННЫЕ (часы)  — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.

4)  ЗАГОРЕТЬ (под солнцем)  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

5)  ПЕЧЬ (пирог)  — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

14.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1)  СЦЕПЛЕНИЕ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

2)  ВИДНЕЕТСЯ (вдали)  — буква Ь не пишется в неопределённой форме глагола.

3)  НЕБЫЛИЦА  — НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ.

4)  ПЕЧЁНЫЙ (картофель)  — в корне слова после шипящих под ударением пишется буква Ё.

5)  УСЕЯННЫЙ (ягодами)  — перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени -НН- пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола.

15.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  (войти в) ЗДАНИЕ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2)  БАРАБАННЫЙ (бой)  — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3)  ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4)  (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ  — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.

5)  ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг)  — сложное существительное пишется слитно



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!