СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»

А.И. Куприн  « Чудесный Доктор» как рождественский рассказ

А.И. Куприн « Чудесный Доктор» как рождественский рассказ

Цель: Слова умеют плакать и смеяться,  Приказывать, молить и заклинать,  И, словно сердце, кровью обливаться,  И равнодушно холодом дышать.  Призывом стать, и отзывом, и зовом  Способно слово, изменяя лад.  И проклинают, и клянутся словом,  Напутствуют, чернят, благословят  Я. Козловский

Цель:

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, чернят, благословят Я. Козловский

-провести нравственную оценку героев; -выяснить какой рассказ называется рождественским.

-провести нравственную оценку героев;

-выяснить какой рассказ называется рождественским.

Последовательность Событие 6 … меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. 3 Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. 5 Я слышал этот рассказ из уст … того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. 2 По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. 4 Мальчики хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок. 1 Двое мальчуган, стоявшие пред огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.

Последовательность

Событие

6

… меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет.

3

Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата.

5

Я слышал этот рассказ из уст … того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом.

2

По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы.

4

Мальчики хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок.

1

Двое мальчуган, стоявшие пред огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!  Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.  И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

Чудо

Чудо

Чудо - всякое явление,кое мы не умеем объяснить по известным нам законам, - диво,необычайная вещь или явление, случай:неожиданное и противное предвидимой возможности,едва сбыточное. Словарь В.И.Даля Чудо - нечто незабываемое, сверхъестественное, вызывающее. Словарь С.И. Ожегова

Чудо - всякое явление,кое мы не умеем объяснить по известным нам законам, - диво,необычайная вещь или явление, случай:неожиданное и противное предвидимой

возможности,едва сбыточное.

Словарь В.И.Даля

Чудо - нечто незабываемое, сверхъестественное,

вызывающее.

Словарь С.И. Ожегова

«Цифровой диктант»

«Цифровой диктант»

Самооценка  0-5   1-4   2-3 1 – 0 2 – 1 3 – 1 4 – 0 5 – 0 6 – 1 7 – 1 8 – 0 9 – 1 10 - 1
  • Самооценка
  • 0-5
  •   1-4
  •   2-3

1 – 0

2 – 1

3 – 1

4 – 0

5 – 0

6 – 1

7 – 1

8 – 0

9 – 1

10 - 1

Признаки рождественского рассказа Примеры Трёхуровневая организация пространства рассказа Подвал Мерцаловых (ад); Материальный кризис героев Праздничный город(земля); Мерцалов из-за болезни теряет работу, Чудо Начинают болеть дети, Мерцалов-отец находит работу (рай) Встреча Мерцалова с доктором в зимнем саду Светлый и радостный финал рассказа Мерцалов не может найти новую работу   Машутка выздоравливает, Мерцалов находит работу, Гриша и Володя поступают в гимназию. Григорий Мерцалов занимает пост в банке Социальная тематика рассказа Мерцалов готовится к самоубийству   Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком

Признаки рождественского рассказа

Примеры

Трёхуровневая организация пространства рассказа

Подвал Мерцаловых (ад);

Материальный кризис героев

Праздничный город(земля);

Мерцалов из-за болезни теряет работу,

Чудо

Начинают болеть дети,

Мерцалов-отец находит работу (рай)

Встреча Мерцалова с доктором в зимнем саду

Светлый и радостный финал рассказа

Мерцалов не может найти новую работу

  Машутка выздоравливает, Мерцалов находит работу, Гриша и Володя поступают в гимназию. Григорий Мерцалов занимает пост в банке

Социальная тематика рассказа

Мерцалов готовится к самоубийству

  Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком

«Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него». (Л.Н. Толстой) «Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л. Шварц) «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете) «Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло». (А.С. Грин)

«Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него». (Л.Н. Толстой)

«Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л. Шварц)

«Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете)

«Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло». (А.С. Грин)

«Пятёрочка» Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения.

«Пятёрочка»

Большой палец – для меня важно и интересно.

Указательный палец – мне было трудно.

Средний палец – для меня было недостаточно.

Безымянный палец – мне не понравилось.

Мизинец – мои предложения.

Домашнее задание

Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из тем: - Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что «... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? - Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?    Выполнить тест по ссылке http://www.kazakova-op.ru/test1-50.html

Напишите сочинение на одну из тем:

- Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что «... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?

- Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?

Выполнить тест по ссылке http://www.kazakova-op.ru/test1-50.html

Используемые источники: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/21/urok-po-rasskazu-kuprina-a-i-chudesnyy-doktor-6-klass-fgos https://infourok.ru/samoocenka_kak_odno_iz_sostavlyayuschih_sovremennogo_uroka-519032.htm https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/07/urok-literatury-po-retseptu-professora-pirogova-rasskaz

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/21/urok-po-rasskazu-kuprina-a-i-chudesnyy-doktor-6-klass-fgos
  • https://infourok.ru/samoocenka_kak_odno_iz_sostavlyayuschih_sovremennogo_uroka-519032.htm
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/07/urok-literatury-po-retseptu-professora-pirogova-rasskaz


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!