А.И. Куприн « Чудесный Доктор» как рождественский рассказ
Цель:
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, чернят, благословят Я. Козловский
-провести нравственную оценку героев;
-выяснить какой рассказ называется рождественским.
Последовательность
Событие
6
… меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет.
3
Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата.
5
Я слышал этот рассказ из уст … того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом.
2
По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы.
4
Мальчики хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок.
1
Двое мальчуган, стоявшие пред огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.
Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.
И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
Чудо
Чудо - всякое явление,кое мы не умеем объяснить по известным нам законам, - диво,необычайная вещь или явление, случай:неожиданное и противное предвидимой
возможности,едва сбыточное.
Словарь В.И.Даля
Чудо - нечто незабываемое, сверхъестественное,
вызывающее.
Словарь С.И. Ожегова
«Цифровой диктант»
1 – 0
2 – 1
3 – 1
4 – 0
5 – 0
6 – 1
7 – 1
8 – 0
9 – 1
10 - 1
Признаки рождественского рассказа
Примеры
Трёхуровневая организация пространства рассказа
Подвал Мерцаловых (ад);
Материальный кризис героев
Праздничный город(земля);
Мерцалов из-за болезни теряет работу,
Чудо
Начинают болеть дети,
Мерцалов-отец находит работу (рай)
Встреча Мерцалова с доктором в зимнем саду
Светлый и радостный финал рассказа
Мерцалов не может найти новую работу
Машутка выздоравливает, Мерцалов находит работу, Гриша и Володя поступают в гимназию. Григорий Мерцалов занимает пост в банке
Социальная тематика рассказа
Мерцалов готовится к самоубийству
Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком
«Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него». (Л.Н. Толстой)
«Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л. Шварц)
«Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете)
«Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло». (А.С. Грин)
«Пятёрочка»
Большой палец – для меня важно и интересно.
Указательный палец – мне было трудно.
Средний палец – для меня было недостаточно.
Безымянный палец – мне не понравилось.
Мизинец – мои предложения.
Домашнее задание
Напишите сочинение на одну из тем:
- Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что «... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
- Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
Выполнить тест по ссылке http://www.kazakova-op.ru/test1-50.html
Используемые источники:
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/21/urok-po-rasskazu-kuprina-a-i-chudesnyy-doktor-6-klass-fgos
- https://infourok.ru/samoocenka_kak_odno_iz_sostavlyayuschih_sovremennogo_uroka-519032.htm
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/07/urok-literatury-po-retseptu-professora-pirogova-rasskaz