СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок литературы Тема урока:   А. П. Чехов. рассказ «Хамелеон»

Общая цель: Отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно».

Задачи:

1)Образовательная: Познакомить с произведением А.П.Чехова. "Хамелеон"

2) Воспитательная: Стремление решать нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка произведения.  Воспитывать у учащихся непримеримое отношение ко лжи, подхалимству, двуличию. Воспитывать интерес к предмету.

 3) Развивающая:Дать понятие о добре и зле. Развивать умения и навыки работы с текстом.

Ожидаемые результаты:

1)Образовательная: Познакомились с произведением А.П.Чехова. "Хамелеон"

2) Воспитательная:У учащихся формировалось стремление решать нравственные вопросы и непримеримое отношение ко лжи, подхалимству, двуличию.

 3) Развивающая:Дать понятие о добре и зле.

Тип урока: Урок – ознакомление с новым материалом.

Задания: Индивидуальная  работа по  тексту, инсерт (чтение с пометками),

ресурсный материал: произведение  А.П.Чехова. "Хамелеон"

Необходимые материалы: таблицы, толковые словари, компьютер, презентация с фотографиями А.П.Чехова "Хамелеон", интерактивная доска.

 

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

 

 

1 Стадия "Вызов" (пробуждение интереса к предмету) "Мозговая атака".

Тренинг: "Мы пойдем сейчас налево..."

 Деление на группы                                        Повторим правила работы в группе                          

 

Основная

часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над рассказом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока

Слово учителя: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», – писал М. Горький.

Демонстрация портрета Чехова.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.

 

Вопрос классу:

1.Как вы понимаете эпиграф урока? Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?

2.Кто является главным героем произведения и опишите его внешний вид?

3. (Задание учащимся) Работа в группе в парах: Чтение текста, деление на части. Защита постера.

4. Аналитическая беседа. Вопросы учителя к классу:

– Как начинается рассказ «Хамелеон»?

 

 

– Сколько раз в рассказе контрастно меняется состояние Очумелова, его превращения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В чем сущность характера Очумелова?

 

 

 

 

 

 

 

 

– Как ведет себя Хрюкин?

 

 

 

 

 

– Как толпа реагирует на случившееся?

 

 

 

Задание: зачитать строчки, в которых говорится о шинели.

 

 

 

 

– В какой форме написан рассказ?

 

 

 

 

 

Задание: зачитать реплики Очумелова.

 

 

 

 

– Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

– Как с помощью речи героев определяется их характер?

Вывод. Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием; Очумелов не единственный в своем роде; эти черты являются общественным явлением («Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»); главным оружием в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – сами за себя говорящие фамилии.

 

В рассказе наблюдается шесть таких смен от начальственно-повелительных до рабски-трусливых. Первое, так сказать, законное, решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «…как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все». Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.

 

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель

Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.

 

Собравшиеся сначала сочувствуют Хрюкину, раздается только один голос, осуждающий его. Затем «толпа хохочет над Хрюкиным».

 

Эти строки позволят понять душевное состояние Очумелова. Это деталь, она у Чехова в рассказе имеет большое значение. Палец Хрюкина поднят вверх, а потом опущен вниз.

В форме диалога, в центре оказывается монологическая речь Очумелова, остальные персонажи подыгрывают ему, подают нужные реплики, с помощью которых происходит монолог, который раскрывает сущность надзирателя.

Полицейская лексика. «Как оштрафуют…» Вульгаризмы «здоровила», «дурацкий палец». Надзиратель не говорит, а приказывает: «Надень-ка…», постоянно употребляя местоимение «я».

Оценивание урока

 

 

Изменения по уроку

 

       

 

 

Просмотр содержимого документа
«А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН»»

Урок литературы
Тема урока: А. П. Чехов. рассказ «Хамелеон»

Общая цель: Отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно».

Задачи:

1)Образовательная: Познакомить с произведением А.П.Чехова. "Хамелеон"

2) Воспитательная: Стремление решать нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка произведения. Воспитывать у учащихся непримеримое отношение ко лжи, подхалимству, двуличию. Воспитывать интерес к предмету.

3) Развивающая:Дать понятие о добре и зле. Развивать умения и навыки работы с текстом.

Ожидаемые результаты:

1)Образовательная: Познакомились с произведением А.П.Чехова. "Хамелеон"

2) Воспитательная:У учащихся формировалось стремление решать нравственные вопросы и непримеримое отношение ко лжи, подхалимству, двуличию.

3) Развивающая:Дать понятие о добре и зле.

Тип урока: Урок – ознакомление с новым материалом.

Задания: Индивидуальная работа по тексту, инсерт (чтение с пометками),

ресурсный материал: произведение А.П.Чехова. "Хамелеон"

Необходимые материалы: таблицы, толковые словари, компьютер, презентация с фотографиями А.П.Чехова "Хамелеон", интерактивная доска.


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть



1 Стадия "Вызов" (пробуждение интереса к предмету) "Мозговая атака".

Тренинг: "Мы пойдем сейчас налево..."

Деление на группы Повторим правила работы в группе


Основная

часть














Работа над рассказом


































































Подведение итогов урока

Слово учителя: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», – писал М. Горький.

Демонстрация портрета Чехова.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.



Вопрос классу:

1.Как вы понимаете эпиграф урока? Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?

2.Кто является главным героем произведения и опишите его внешний вид?

3. (Задание учащимся) Работа в группе в парах: Чтение текста, деление на части. Защита постера.

4. Аналитическая беседа. Вопросы учителя к классу:

– Как начинается рассказ «Хамелеон»?



– Сколько раз в рассказе контрастно меняется состояние Очумелова, его превращения?

















– В чем сущность характера Очумелова?









– Как ведет себя Хрюкин?






– Как толпа реагирует на случившееся?




Задание: зачитать строчки, в которых говорится о шинели.





– В какой форме написан рассказ?






Задание: зачитать реплики Очумелова.





– Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

– Как с помощью речи героев определяется их характер?

Вывод. Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием; Очумелов не единственный в своем роде; эти черты являются общественным явлением («Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»); главным оружием в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.









































Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – сами за себя говорящие фамилии.



В рассказе наблюдается шесть таких смен от начальственно-повелительных до рабски-трусливых. Первое, так сказать, законное, решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «…как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все». Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.



Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель

Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.



Собравшиеся сначала сочувствуют Хрюкину, раздается только один голос, осуждающий его. Затем «толпа хохочет над Хрюкиным».



Эти строки позволят понять душевное состояние Очумелова. Это деталь, она у Чехова в рассказе имеет большое значение. Палец Хрюкина поднят вверх, а потом опущен вниз.

В форме диалога, в центре оказывается монологическая речь Очумелова, остальные персонажи подыгрывают ему, подают нужные реплики, с помощью которых происходит монолог, который раскрывает сущность надзирателя.

Полицейская лексика. «Как оштрафуют…» Вульгаризмы «здоровила», «дурацкий палец». Надзиратель не говорит, а приказывает: «Надень-ка…», постоянно употребляя местоимение «я».

Оценивание урока


Изменения по уроку





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!