СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси

Цель и задачи:

- сопоставление героев стихотворения А.С.Пушкина (мудрость князя и волхва);

- помочь учащимся выявить сходство и различия летописи и баллады, определить, в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка, увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;

- работать над своеобразием поэтического языка;

- воспитывать любовь к своему Отечеству.

Тип урока: комбинированный (с элементами исследования)

Оборудование: портрет А.Пушкина, иллюстрации В. Васнецова, М. Рудакова к балладе Пушкина, индивидуальные и групповые карточки, тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

________________________

Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси

Цель и задачи:

- сопоставление героев стихотворения А.С.Пушкина (мудрость князя и волхва);

- помочь учащимся выявить сходство и различия летописи и баллады, определить, в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка, увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;

- работать над своеобразием поэтического языка;

- воспитывать любовь к своему Отечеству.

Тип урока: комбинированный (с элементами исследования)

Оборудование: портрет А.Пушкина, иллюстрации В. Васнецова, М. Рудакова к балладе Пушкина, индивидуальные и групповые карточки, тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

4. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть отрывка «Песни…»

5. Работа по теме урока

1) Слово учителя

- А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость. И сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу «Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить:

1) в чем же их различия;

2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка;

3) увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;

4) в чем основная мысль баллады.

А темой урока является проблемный вопрос, на который мы с вами дадим ответ, когда проведем исследование. Да, именно исследование! Ученики старших классов принимают участие в НОУ, пишут большие исследовательские работы по разным вопросам, по разным предметам.

Мы тоже скоро станем старшеклассниками, поэтому и попробуем сегодня провести не простой урок, а УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ, И каждая группа вела предварительную исследовательскую работу (после первого прочтения текста) по 3 –м различным направлениям:

1 –ая Исследовала эпоху, изображаемую в летописи ( во главе – МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ)

2 - ая занималась исследованием героев и событий, изображаемых Пушкиным на страницах «Песни..» ( во главе - АВТОР А.С.ПУШКИН)

3- я исследовала язык и художественные средства как 1 из методов реализации замысла «Песни…»( во главе СОВРЕМЕНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ)

По этим основным направлениям мы продолжим нашу исследовательскую работу над произведением А. ПУШКИНА «Песнь о вещем Оллеге» и древними летописными источниками.

Давайте попробуем!

(Записывается тема урока).

Проводя исследовательскую работу, попробуйте делать некоторые выводы из сказанного и записывать главное.

2) Работа с памяткой

Кроме того, мы часто будем пользоваться текстами, поэтому обратите внимание на ПАМЯТКУ «Выразителное чтение»

3) Эвристическая беседа

Обратимся к истории!

(1-я группа: СООБЩЕНИЕ)

Мы обратились к истории и вот что узнали…

Фигура древнерусского князя Олега окружена тайнами, имя его обросло легендами. Воспоминания о нем мы можем найти в известном историческом и литературном памятнике эпохи Киевской Руси «Повести временных лет». Из этого произведения мы узнаем , что происходил князь из варягов, был родственником Рюрика, который умер в 879г., а княжество и опекунство над своим малолетним сыном Игорем передал Олегу. В 882г. Олег овладел Киевом. Это ему принадлежат слова: «Это будет мать городов русских».

Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)

( Вопросы 1-й группе)

? А теперь обратимся к заметкам известного литературоведа-пушкиниста СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА БОНДИ.(стр уч-ка 79) Что можем дополнить? (ученики дополняют)

? Как сказано об этом в летописи? Послушаем ГОЛОС СТОЛЕТИЙ.

( откроем текст Летописи, прочитаем отрывок)

ВЗАИМОВОПРОСЫ

В Ы В О Д Ы: (в тетрадях)

Летописец рассматривает и героический образ князя Олега, и его желание использовать престол в личных целях

УЧИТЕЛЬ( обращается к ученикам 2-й группы):

? Что заинтересовало и поразило А. Пушкина в этой летописи? Почему он пишет свою «Песнь о вещем Олеге»?

? А как об этом говорит сам автор?

( СООБЩЕНИЕ из письма ПУШКИНА «Из письма А. Бестужеву)

В письме к Александру Бестужеву я писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»

УЧИТЕЛЬ

? За что же славит поэт князя?

УЧЕНИКИ:

Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.о. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги.

ПУШКИН наделяет «Песню» общими чертами с фольклорными произведениями

(постоянные эпитеты: верный конь, товарищ верный, темный лес и т. д. ;

Образ ВОЛХВА -волшебника – придает произведению загадочность)

древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..»

1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье

2- во время тризны нельзя печалиться

З А П И С Ь В Т Е Т Р А Д Ь

Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены чувств.

(Работа над синквейном)

--- Кудесник ( какой он)

---Князь Олег (Какой он)---

--- дружина Олега

ВЗАИМОВОПРОСЫ

Записываем ВЫВОД

УЧИТЕЛЬ: давайте посмотрим инсценировку, которая покажет, как разносторонне раскрывает поэт характер кудесника. Проведем исследование: сравним кудесника и Олега

ВОПРОСЫ ПО СЦЕНКЕ:

? Каким изображен Олег и кудесник? Что в их изображении общего?

(Оба СИЛЬНЫЕ Олег – Земной властью

Вещун- способностью понять то , что неведомо простым смертным)

?Почему волхв отказывается от подарка князя?

(ему не нужны материальные богатства, у него есть больший дар – пророчество)? В чем сила вещуна? ( в его «вещем» слове, «правдивом и верном» слове )

УЧЕНИКИ 3 – я гр.

Мы исследовали язык «Песни…» , художественные средства, использованные автором, и можем сделать выводы, что в тексте много диалогов, которые помогают разносторонне раскрыть характеры героев, например, КНЯЗЯ ОЛЕГА

В разговоре с КУДЕСНИКОМ И В РАЗГОВОРЕ С ДРУЖИННИКАМИ (примеры)

Со слугами,

С друзьями-дружинниками) НО сам КНЯЗЬ везде разный

роль этих диалогов? ( диалоги помогают более разносторонне раскрыть характеры героев )

-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ:

Устаревшие слова (помогают отобразить события времен существования Киевской Руси)

Эпитеты

Сравнения

Метафоры и т.д.

Составляющие композиции помогают вполне раскрыть идейный замысел поэта:

композиционные части»Песни…»

Экспозиция ---( «Князь едет по полю на верном коне» )

Завязка ----- ( Встреча с волхвом )

Развитие действия-- ( Замена коня, наказ слугам, воспоминания о коне через много лет)

Кульминация----- ( «И вскрикнул внезапно ужаленный князь»)

Развязка---- ( Тризна на могиле Олега )

ВЗАИМОВОПРОСЫ

ВЫВОД ЗАПИСИ В Т Е Т Р А Д Я Х

Язык «Песни…» , различные художественные средства помогают сделать произведение ярким и красочным.

ОБЩИЙ ВЫВОД

СРАВНИМ РЕАЛЬНОГО КНЯЗЯ ИЗ ЛЕТОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ПУШКИНЫМ!

УЧИТЕЛЬ: чтобы показать, насколько более поэтичным создал Пушкин образ Олега, еще раз обратимся к тексту, только теперь группа попробует совместно найти и зачитать соответствующие цитаты.

4) Работа с текстом, выразительное чтение

ПОЛУЧИТЕ КАРТОЧКИ (1 МИНУТА НА ОБДУМЫВАНИЕ) ПРИ ЧТЕНИИ ПОЛЬЗУЕМСЯ ПАМЯТКОЙ «Как читать выразительно?» ( НА СТОЛАХ И НА ДОСКЕ ЛЕЖАТ ПАМЯТКИ «выразительное чтение»)

ПАМЯТКА : « ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ!»

- читай медленно, не спеша

- на ключевом слове делай смысловое ударение, а после него- небольшую паузу

- читай уверенно

- умей передавать свои эмоции, чувства с помощью интонации

- описание движения читай ускоренно

- вовремя изменяй ритм, скорость чтения, интонацию

- жестами и мимикой передай свое отношение к описываемому

- умей придавать своему голосу соответствующие оттенки( от насмешливого до прославления и возвеличивания)

( Каждая группа получает карточку с заданием для выразительного чтения)

1 – я Найти описание коня Олега, зачитать. Зачитать отрывки, в которых изображен сам князь Олег.

2 – я Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе Олега.

3 – я Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие.

Зачитать строки.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: ОСНОВНАЯ ТЕМА

Учитель: Итак, мы видим, что Пушкин воспевает силу и мужество Олега, говорит о его непобедимости, и в то же время жизнь князя заканчивается трагически. ПОЧЕМУ? КАКОВА ОСНОВНАЯ ТЕМА «ПЕСНИ…» ? ( ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы)

5) Работа с картиной Васнецова

УЧИТЕЛЬ : ВАЖНЕЙШИЕ исторические события отобразились не только в литературных памятниках.

Попробуем проанализировать, как смогли отобразить эти же исторические события художники:

- рассмотрим иллюстрации к произведению Пушкина

- как помогает понять характер героев «Песни…» художник Васнецов?

1- через одежду, соответствующую той эпохе

2- через изображение лиц и движений героев

3- через сюжет построения картины?

6. Подведение итогов урока

Учитель: Т.о., исследуя язык произведения, историческую основу его создания, изображение героев, их действий и поступков, мы можем понять различия между летописью и балладой Пушкина.

В чем же сходство и в чем различия? (Обратимся к литературоведческому словарику)

ЛЕТОПИСЬ- памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы

БАЛЛАДА- стихотворное произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие ( ОТВЕТЫ: общее – исторические события;

различное- в прозе или в стихотворной форме, причем, в БАЛЛАДЕ – много средств художественной изобразительности)

ЭТО НАШ ВТОРОЙ ВЫВОД! Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы.

7. Домашнее задание

Ответить на вопросы рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения, подготовить художественный рассказ о князе Олеге от лица его любимого дружинника

8. Комментированное выставление оценок

9. Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!