СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа 1 класс для учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная образовательная программа 1 класс по образовательным предметам: Речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир,человек, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа 1 класс для учащихся с умеренной умственной отсталостью.»

Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39» г. Ульяновска.

.



Рассмотрено и одобрено Утверждено

На М/О учителей олигофренопедагогов педагогическим советом

ОГКОУШ №39 г. Ульяновска ОГКОУШ № 39

Протокол № _____ от _________ Протокол № _____ от _________

Леонтьева М.Ю. Директор Пономарева М. Н.




Адаптированная основная образовательная программа

по образовательным предметам:

Речь и альтернативная коммуникация, математические представления,

окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир,

изобразительная деятельность.


1 класс



умеренная умственная отсталость





Составитель программы:

Султанаева Людмила Геннадьевна

Учитель-олигофренопедагог,

высшей квалификационной категории

ОГКОУШ № 39.

г. Ульяновск.






Ульяновск, 2016


Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования.

Результаты освоения адаптированной ООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

Возможные предметные результаты должны отражать:







1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация.

(3 часа в неделю)

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

· Узнавание и различение образов графем (букв).

· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

· Начальные навыки чтения и письма.

Жизненные компетенции: индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.



Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

  • называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;

  • откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.

  • различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;

  • подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.

Учащиеся должны знать:

  • названия и предназначения школьных вещей;

  • обобщающее слово «игрушки»;

  • понятие «слово»;

  • понятие «часть слова».

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе .

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

читать, писать

устанавливать видо-родовые отношения предметов.

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)


СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

Практика


1


2



3



4



5



6



7



8


9

10


11


12


13


14


15



16



17



18

19




20


21

22




23



24


25



26


27


28



29



30

31

32



33


34


35

36

37

1 четверть (27 ч).

  1. Формирование эмоционального контакта, с учителем, знакомство с детьми, имена детей в речи учителя. Знакомство с классом и школой, режимом дня.

  2. Представление о предметах на основе тактильно-зрительного восприятия. Учить выбирать, брать в руки предметы по инструкции учителя. Беседа на темы «Сад», «Огород».

  3. Развитие речевого слуха. Учить прислушиваться к голосу взрослого, речевым звукам, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса. Беседа на темы «Семья», «Утро школьника», «Режим дня школьника».

  4. Различение звуков окружающей действительности: стук, звон, гудение, шуршание, скрежет, жужжание и т.д. Работа по содержанию русских народных сказок «Репка», «Колобок».

  5. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх. Пересказ русских народных сказок.

  1. четверть (21 ч).

  1. Подражание действиям учителя, повторение за учителем предложений о производимых действиях. Понятие предложение. Работа по содержанию русских народных сказок

  2. Правильное и отчетливое повторение (по мере возможности) за учителем звуки, звукоподражания, слова, короткие фразы (2-3 слова). Работа по содержанию русских народных сказок

  3. Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками (узнавание, называние).

  4. Игрушки. Обобщающее слово «игрушки». Работа над понятием «слово».

  5. Школьные вещи: названия, предназначение. Работа над понятием «слово».

  1. четверть (30 ч).

  1. Послоговое проговаривание слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руками.). Понятие «часть слова».

  2. Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием с опорой на сюжетные картинки.

  3. Составление предложений по наблюдаемому действию по сюжетным картинкам с опорой на личный опыт.

  4. Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком предложение? Что делает?»)

  5. Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3).

6. Звук и буква А, а. Выделение звука «А» и знакомство с буквой. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

7. Слова, которые начинаются со звука «А». Чтение буквы. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Копирование с образца буквы.

  1. Составление рассказа по картинке на заданную учителем тему.

  2. Звук и буква У, у. Выделение звука «У» и знакомство с буквой. Чтение. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  3. Беседа на тему «В лесу». Слова, которые начинаются со звука У. Чтение буквы. Копирование с образца буквы.

  4. . Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу». Игра «Чего не стало».

  5. . Слова ау, уа. Слияние двух звуков. Слог и слово АУ. Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  6. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца букв.

  1. четверть (24 ч).

  1. Звук и буква «М». Выделение звука. Знакомство с буквой «М». Узнавание и различение образов графем (букв). Составление рассказа на заданную тему.

  2. Чтение по букварю. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  3. Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ слогов. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца букв.

  4. Составление и чтение прямых и открытых слогов «ма, му». Сравнительный звукобуквенный анализ. Копирование с образца букв.

  5. Деление простого предложения на слова. Чтение слова «МАМА». Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  6. Составление рассказа на заданную тему. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  7. Заучивание стихотворения Саконская «Где мой пальчик».

  8. Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик».

  9. Чтение открытых и закрытых слогов, слов: ма-ма, Му-Му. Работа по картинке. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  10. Составление слогов и слов из разрезной кассы. Копирование с образца букв, слогов, слов.

  11. Составление рассказа на заданную тему. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  12. . Чтение и пересказ сказки «Курочка ряба». Деление предложений на слова.

  13. Деление предложений на слова, слов на слоги. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  14. Повторение изученного за год.


6


6



5



5



5



4



4



5


4

4


3


3


2


3


2



2



2



2

2




2


3

2




2



2


2



2


2


2



2



1

2

2



2


2


1

1

1


6


6



5



5



5



4



4



5


4

4


3


3


2


3


2



2



2



2

2




2


3

2




2



2


2



2


2


2



2



1

2

2



2


2


1

1

1

Итого


102

102


  1. МАТЕМАТИКА

    1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  1. часа в неделю

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).

2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах пяти;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


Жизненные компетенции: овладение способами познания сенсорных качеств, признаков объектов предметной и знаковой систем (наложение, сопоставление, сравнение, анализ, измерение, классификация), геометрических отношений (линии, стороны, углы, фигуры, плоскость, объем), установление количественно-числовых, математических (прямой и обратный счет, равенство, больше, меньше, целое, часть) и пространственных отношений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад), использование условных мерок (длина, ширина, высота, глубина, объем, масса), оперирование математическими знаками и категориями во взаимодействии с взрослыми и детьми.


Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

  • основные цвета красный и желтый;

  • формы куб, шар, квадрат, круг;

  • величины большой, маленький;

  • цифру 1;

  • основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

  • контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

  • выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции;

  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочиоловых множеств и соотнесении предметов по величине;

  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действий взрослого;

  • узнавать цифру 1 и соотносить ее с количеством пальцев и предметов;

  • писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;

  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, образцу и по словесной инструкции;

  • производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);

  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

  • показывать на себе и на кукле основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, но поверхности стола по подражанию действий взрослого, по образцу и по словесной инструкции:

  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

устанавливать видо-родовые отношения предметов.

выполнять арифметические действия

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)


Содержание программы.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

Практика


1

2



3



4



5


6



7

8




9

10

11

12


13


14

15


16

17

18


19


20

21

22

23



24



25

26


27


28



29

30


31

1 четверть (18ч.)

1.Повторение

2.Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов.

3.Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое.

4.Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества. Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета.

5.Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков, ударов).

6.Выделение одного множества предметов на основе тактильного обследования но типу игры «Чудесный мешочек». Узнавание и выделение цифры 1.

7.Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов.

8.Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из мягкой проволоки.

  1. четверть (14ч.)

1.Повторение

2.Представление о форме

3.Игры с различными строительными наборами.

4.Выбор шара, куба, круга, квадрата. Обучение объединению фигур в группы по форме. Соотнесение плоскостных и объемных фигур.

5.Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур.

6.Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата. 7.Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам.

  1. четверть (20 ч.)

1.Повторение.

2.Представления о величине.

3.Определение величины большой-маленький, пользуясь приемами наложения и приложения.

4.Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины.

5.Представления о пространстве

6.Перемещение в пространстве комнаты.

7.Показ на себе основных частей тела и лица.

8.Показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

9.Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола.

  1. четверть (16 ч.)

1.Повторение.

2.Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег)

3.Узнавание и называние на основе наиболее характерных контрастных времен года: лето и зиму.

4.Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий (холодно - нахмуриться и сжаться, тепло - улыбаться)

5.Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям

6.Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью)

7.Повторение.


1

3



2



2



2


2



1

5




1

2

2

2


2


3

2


1

1

2


4


2

2

2

3



3



1

3


4


2



2

3


1


1

3



2



2



2


2



1

5




1

2

2

2


2


3

2


1

1

2


4


2

2

2

3



3



1

3


4


2



2

3


1

Итого:


68

68


3. Окружающий мир

    1. Окружающий природный мир:

(2ч. в неделю, 68 часов в год.)

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;

  • расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

  • представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

  • умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

  • интерес к объектам живой природы;

  • расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);

  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

  • умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).

3) элементарные представления о течении времени:

  • умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года;

  • представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.


Жизненные компетенции:

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

  • Использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения. Овладение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных проявлений).


Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

Названия растений (дерево, куст, трава), частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавать (различать) деревья (берёза, клён), овощи (лук, помидор, огурец) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.

Знание/различение садовых растений (астра, георгин), дикорастущих растений (ромашка, фиалка, подснежник, ландыш) комнатных растений (герань); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения растений со временем года. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.

Знать строения домашнего (кот, собака) животного и птицы (курица, петух) (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Знать питания домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных и птиц (котенок, щенок, цыпленок).

Знать (различать) зимующих птиц (голубь, ворона), питание птиц.

Знать (различать) насекомых (жук, бабочка). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.

Знать (различать) времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Знать изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Знать (различать) явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Учащиеся должны уметь:

Называть предметы, характеризовать их по цвету, размеру, вкусу, запаху.

Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.

Классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.

Участвовать в беседе: слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая.

Правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи при ответе на вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? какой? какая? где? чем? когда? как? и др. с использованием предлогов: в, на, из, под, с и некоторых простейших наречий: сегодня, вчера, завтра, хорошо, плохо, близко, далеко и т. д.

Составлять простые нераспространенные предложения из 2-3 слов на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке, и добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам: чем? кто? куда? где?

Заучивать со слов учителя потешки, скороговорки, считалки, стихи, песенки.

Личностные учебные действия

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

устанавливать видо-родовые отношения предметов


  1. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов



1

2

3

4


5

6


7



8


9

10


11

12

13

14

15



16

17

18

19

20

21


22



23


24


25


26

27


28

29



30


31


32


33

1 четверть. 18ч

1. Сезонные изменения в природе в сентябре.

2.Погода вчера, сегодня.

3.Экскурсия за природными изменениями в сентябре.

4. Овощи: помидор, огурец: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

5. Осенние цветы. Природа осенью

6. Изменение в природе в октябре. Экскурсия. Увядание трав, появление семян, плодов.

7. Деревья: береза, клен. Распознавание частей дерева (корень, ствол, ветки, листья). Семена клена.

2 четверть. 14ч

  1. Изменения в природе в ноябре сезонные (похолодание, деревья стоят голые).

  2. Детские забавы.

3. Одежда (шапка, шляпа, берет, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы, колготки). Уход за одеждой.

4. Обувь зимняя, летняя, осеннее - весенняя. Уход за обувью.

5. Сравнение одежды и обуви.

6. Признаки зимы: холод, мороз, снег.

7. Птицы и животные зимой (подкормка птиц).

8. Детские забавы зимой.

3 четверть. 20ч

1. Сезонные изменения в природе:

а) изменения в природе зимой: снег, холод, мороз;

б) птицы и животные зимой;

в) детские забавы;

г) экскурсия в природу.

2. Домашние животные: кошка, собака. Внешний вид, повадки, пища. 3.Сравнение кошки и собаки. Польза, приносимая человеку. Забота человека о домашних животных.

4. Домашние птицы: курица, петух. Внешний вид. Сравнение петуха и курицы (величина, оперение, гребень, шпоры, голос). Уход за птицами. Питание. Уход.

5. Экскурсия в природу для проведения наблюдения за изменениями в природе.

6. Дикие птицы: голубь, ворона. Внешний вид. Питание. Место обитания. Сравнение голубя и вороны. Польза от птиц.

7. Экскурсия во двор школы для наблюдения за поведением птиц.

4 четверть. 16ч

1. Изменения в природе в марте. Работа по календарю.

2. Признаки весны: потепление, тают снег и лед, сосульки. Прилет птиц, появление насекомых. Распускание почек и появление листочков.

3. Детские забавы весной. Экскурсия в природу.

4. Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, одуванчик. Название. Различение по внешнему виду. Пересадка мать-и-мачехи в ящик, наблюдение за цветком.

5. Комнатные растения: герань цветущая. Название, распознавание по внешнему виду. Уход за цветком (обмывание листьев от пыли, полив).

6. Насекомые: жук, бабочка. Узнавание и различение по внешнему виду. Сравнение птиц и насекомых.

7. Овощи. Определение по внешнему виду. Лук (луковица и зелень). Посадка в ящики.

8. Экскурсия в природу.


3

2

1

3


2

3


4



2


2

2


2

1

2

1

2



2

2

2

1

3

2


3



1


3


1


2

3


1

2



2


3


2


1


3

2

1

3


2

3


4



2


2

3


3

2

2

1

2



2

2

2

1

3

2


3



1


3


1


2

3


1

2



2


3


2


1

Итого:


68

68


    1. Человек

3 часа в неделю

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

· Представление о собственном теле.

· Отнесение себя к определенному полу.

· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

· Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

· Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Жизненные компетенции:

индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

Знать основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги).

Знать более детальные части тела (нос, рот, зубы, губы, подбородок, затылок, щеки).

Знать последовательность надевания различных предметов одежды.

Знать правила сервировки стола к завтраку.

Знать назначение посуды, используемой для сервировки стола к завтраку.

Знать правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу.

Знать обязанности дежурного по столовой: расставить столовые принадлежности, убрать использованную посуду (тарелка в тарелку), принести необходимые столовые приборы, блюдо.

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно пользоваться носовым платком, салфетками, расческой.

Уметь ополоснуть полость рта после еды и чистить зубы зубной пастой.

Уметь соблюдать этапы утреннего и вечернего туалета.

Уметь различать обувь для правой и левой ног.

Уметь содержать одежду и обувь в порядке, чистоте.

Уметь хранить одежду и обувь в одном месте.

Уметь различать изнаночную и лицевую стороны одежды.

Уметь застегивать и расстегивать пуговицы разной величины (на пальто, куртке, рубашке, штанах, кофте).

Личностные учебные действия:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов


СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

Практика

1

2


3


4

5

6


7

8

9

10

11

12


13


14


15


16




17

18




19





20

21



22


23




24



25


26


27

28



29


30


31

32


33

34



35


36

37

38



39




40







41




42


43

44


45

46


47


48


49

50

51

1.Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).

2.Узнавание (различение) частей тела человека (голова, шея, туловище (спина, живот), руки, ноги).

3. Правая и левая руки и ноги. Руки: локоть, ладонь, пальцы, ноги: колено, ступня, пальцы, пятка.

4. Ногти. Уход за ногтями (подстригание, чистка от грязи).

5.Голова (волосы, уши, шея, лицо). Волосы. Уход за волосами.

6. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

7. Нос. Значение носа. Уход за носом. Пользование носовым платком.

8.Зубы. Значение зубов. Уход за зубами.

9. Рот, губы. Уход за ртом.

10. Уши. Значение ушей. Уход за ушами.

11. Повторение и закрепление «части тела человека».

12. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты

рождения).

13. Знание видов деятельности для организации своего свободного

времени.

10. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе.

Гигиена тела.

1. Мытье рук и лица. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки.

2. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:

открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,

намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

3. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.

4.Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

5.Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

6.Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.

7. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при

мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос,

смывание шампуня с волос, вытирание волос.

8.Мытье ушей. Чистка ушей.

Обращение с одеждой и обувью.

1.Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба,

плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка

(блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты),

носки (колготки). Назначение предметов одежды.

2.Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды.

3.Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки,

кроссовки, туфли, сандалии, тапки.

4. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).

5.Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

6.Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Назначение головных уборов. Различение сезонных головных уборов.

7.Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. 8.Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.

9.Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

10.Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня,

кнопки, шнурка).

11. Снятие предмета одежды и обуви.

12. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

13.Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).

14. Изнаночная и лицевая стороны одежды. Надевание предмета одежды.

15.Различение обуви на правую и левую ногу. Обувание обуви.

16. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.

17. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

1.Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой.

Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки

(опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.

1.Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки

(стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,

наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание

кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.

2.Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой, вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

3. Обязанности дежурного по столовой.

4. Правила поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

5.Назначение посуды.

6.Знание основных продуктов питания.

Семья.

1.Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и

взрослых.

2.Определение своей социальной роли в семье. Различение

социальных ролей членов семьи.

3.Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. 4.Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

.5.Рассказ о своей семье.

2

3


2


2

2

2


2

2

2

2

1

2


2


2


2


2




2

2




2





2

2



2


2




2



2


2


2

2



2


2


2

2


2

2



2


2

2

2



2




2







1




2


2

2


2

2


2


3


2

2

2

2

3


2


2

2

2


2

2

2

2

1

2


2


2


2


2




2

2




2





2

2



2


2




2



2


2


2

2



2


2


2

2


2

2



2


2

2

2



2




2







1




2


2

2


2

2


2


3


2

2

2

Итого:


102

102


3.4. Окружающий социальный мир

(34ч; 1 ч в неделю)

Планируемые предметные результаты учебного предмета

3.4. Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение находить друзей на основе личных симпатий.

· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Жизненные компетенции:

индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

  • типовые модели поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения.

  • назначение кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей

  • наземный транспорт

  • правила перехода улицы

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять правила поведения в общественных местах,

  • Различать помещения школы и школьной территории и части улицы

Личностные учебные действия:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

  • Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

  • Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов

Содержание программы

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

Практика


1



2


3

4




5


6




7





8



9


10


11



12



13




14


15



16

17




18

19


20



21

Школа.

1.Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения

помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.

2.Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса.

3.Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

4.Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей.

5.Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.

6.Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор.

1.Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,

пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),

каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

2.Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры.

3.Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса на слух.

4.Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.

Предметы быта.

1.Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

2.Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

3. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Город.

1.Узнавание элементов городской инфраструктуры (районы

(Засвияжский, Железнодорожный, Ленинский), улицы, здания, парки. 2.Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал железнодорожный, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), жилой дом.

3.Правила поведения в общественных местах.

4.Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).

5.Знание (соблюдение) правил перехода улицы.

6.Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Транспорт.

1.Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый,

безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.

Узнавание (различение) общественного транспорта.

2.Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.


2



1


1

2




1


2




1





2



1


1


2



2



2




2




2


2




2

2


2



2


2



1


1

2




1


2




1





2



1


1


2



2



2




2




2


2




2

2


2



2

Итого


34

34

4.ИСКУССТВО

    1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

(3 часа в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ предметные РЕЗУЛЬТАТЫ

1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:

положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.


Жизненные компетенции: учащиеся овладевают первоначальными впечатлениями от живописи и доступным опытом художественного творчества; простейшими эстетическими ориентирами (красиво и некрасиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника; опытом самовыражения в отдельных видах искусства.

Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

различие предметов геометрических форм;

основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

Учащиеся должны уметь:

- рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создание сочетаний прямых и наклонных линий;

  • рисовать округлые линии, изображения предметов округлой формы;

  • определять последовательность выполнения рисунка (по возможности);

- следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.

Личностные учебные действия

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

Коммуникативные учебные действия

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

обращаться за помощью и принимать помощь.

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание программы.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

Практика


1

2





3



4



5



6





7

8

9

10


11





12

13

14


15

16


17



18



19


20

21

22

    • 1 четверть (27 ч).

1.Рисование по контурам, дорисовывание линий, деталей, раскрашивание. 2.Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки, выполнения аппликации с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений.

3.Рисование точек, штрихов кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты): «Идет дождь», «Желтые листья летят», «Прыгают лягушки» и др.

4.Приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать): «Лесенка», «Заборчик», «Елочка»;

5.Выполнение рваной аппликации: «Речка», «Кораблики плывут по волнам».

  1. четверть (21 ч).

1.Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги с последующим его использованием, например для аппликации или игры: зеленый цвет - «Полянка»; синий цвет - «Озеро», ; желтый цвет — «Осень»; черный цвет — «Дорога» и т. п.

2.Рисование «Цветок в квадрате (круге)».

3.Рисование на синем листе бумаги «Снег идет», «Снеговик».

4.Лепка «Крендельки» («Баранки»),

5.Аппликация «Зажжем разноцветные огоньки».

  1. четверть (30 ч).

1.Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги, на котором предварительно восковым мелком или свечой нарисованы какие-либо изображения, например, картинки с сюрпризом: «Плавают уточки», «Снеговик», «Дерево», «Грибы».

2.Рисование «Нарисуй, что хочешь».

3.Рисование «Нарисуй, что хочешь круглое».

4.Рисование по опорным точкам, с помощью трафаретов, шаблонов простейших Геометрических фигур: круг, квадрат.

5.Лепка «Шарики» («Картофель»).

6.Аппликация на полосе «Шарики и кубики».

  1. четверть (24 ч).

1.Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим нахождением их сходства с реальными объектами (животные, тучи, растения, люди и т. п.).

2.Рисование вращательным движением кистью, фломастером, карандашом: «Клубочки», «Моточки», «Волчок» и др. с предварительным выполнением движения в воздухе для создания их ритмического рисунка.

3.Рисование «Дерево» («Цветочки», «Кустики») (большое, маленькое, высокое, низкое, близко, далеко)

4.Рисование по замыслу детей.

5.Лепка «Башенка» («Пирамидка»),

6.Аппликация «Пирамидка».


4

5





8


6



4


8





3

3

3

4


8





5

4

6


2

5


7



6



5


2

2

2


4

5





8


6



4


8





3

3

3

4


8





5

4

6


2

5


7



6



5


2

2

2

Итого


102

102













2..Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптируемой основной образовательной программы обучающимися.

Цель: Определить

    • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.


Личностные результаты:


Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


















3. Литература:

Список литературы для учителя.

  1. Знакомство с окружающим миром. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Москва Издательство АРКТИ, 2004.

  2. Русский язык Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Москва Издательство Просвещение, 2001.

3. Книга для чтения. З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева. Москва Издательство Просвещение, 2001.

4. Математика. В.В.Эк. Москва Издательство Просвещение,2001.

5. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. 1983

6.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010;

7. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1991.

8. Перова М..Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида. Владос. 2001.

9. Е.Д. Худенко Практическое пособие по развитию речи. ( Часть I) – М.: РУССИКО, 1994.

10. Е.Д. Худенко Практическое пособие по развитию речи. ( Часть II) – М.: РУССИКО, 1994.

  1. Приказ МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в - образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2011 -2012 учебный год»;

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.

  3. Граждановедение. Соколов Я.В. , Москва, Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2001.

  4. Естествознание. Сивоглазов «Человек», Москва «Просвещение» 1990.

  5. Живой мир. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О., Москва «Просвещение» 2014.


Список литературы для учащихся.

  1. Русский язык Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Москва Издательство Просвещение, 2001г.

2. Книга для чтения. З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева. Москва Издательство Просвещение, 2001г.

3. Математика. В.В.Эк. Москва Издательство Просвещение,2001г.

  1. Развитие речи. Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Москва Издательство АРКТИ, 2007г.

5. Чтение. В. В. Воронкова, Н.Е. Пушкова. Москва Издательство Владос, 2008г.

6. Математика. А.А.Хилько. Санкт- Петербург, филиал издательства Просвещение,2008г

7. Живой мир. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О., Москва «Просвещение» 2014.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!