ВАРИАНТ 7.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического развития во 2 классе.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Цель образования во втором классе можно конкретизировать как достижение уровня сформированности учебно-познавательной деятельности, позволяющего с минимально-достаточным результатом овладевать учебным содержанием разработанных программ, а также прогресса в становлении сферы жизненной компетенции (улучшение качества учебной коммуникации, адекватность действий поставленным учебным и практическим задачам, частичное осознание своих затруднений)
Цели и общие задачи по каждому предмету формулируются в полном соответствии с приведенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. Важнейшими задачами образования во втором классе являются:
-закрепление и автоматизация элементарных счетных навыков (таблицы сложения в пределах 20), понимания состава числа в пределах 100 и совершения арифметических действий сложения и вычитания в этих пределах, навыков измерения и записи чисел, понимание сущности умножения, овладение решением составных задач некоторых типов;
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы М. И. Моро «Математика», М.: «Просвещение» 2014 г., и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Учебник: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М34 [М. И. Моро и др.] – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Во втором классе на математику отводится 68 ч в год (по 2 часа в неделю, 34 недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100. Разряды. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (килограмм), времени (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»).
Чтение и заполнение таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Математика» оцениваются по следующим направлениям:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
- способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
- проявлении самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам;
- появлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
- стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
- способности отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать правильность решения, связно высказываться.
- способности пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие количественные и временные отношения;
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
- использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
- уважительном отношении к чужому мнению;
- умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
- умении проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки;
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
умении производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
- осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
- способности анализировать причины успехов и неудач;
- умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога;
- умении сделать адекватный выбор вспомогательного материала (опорная карточка, схема, алгоритм) для решения задания при затруднении, умении продуктивно его использовать, руководствоваться им в процессе работы.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
- удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи (прочтение и понимание текста задачи, анализ условия, составление краткой запись или схемы (подбор схемы из предложенных), поиск решения задачи, составление плана решения, выбор и выполнение арифметического действия (арифметических действий), запись решения с помощью математических знаков и символов, проверка решения, оформление ответа к задаче);
-использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (использование знаково-символических средств при образовании чисел в пределах 100, использование схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.);
- умении использовать знаки и символы как условные заместители при оформлении и решении задач (кодирование с помощью математических знаков и символов информации, содержащейся в тексте задачи, оформление краткой записи условия в виде схемы, логический анализ условия, представленного схемой, решение задачи и логические выводы с помощью самостоятельно выбранных математических знаков и символов, декодирование знково-символических средств при проверке решения задачи и т.д.);
- умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализ имеющихся данных об объектах (их количество, единицы их измерения), определение исходя из этого количество столбцов и строк таблицы, вычерчивание таблицы с обязательной подписью всех столбцов и строк с использованием знаково-символических средств, с заполнением известных данных и выделением неизвестных, выделение по таблице отношений, зависимостей между величинами, поиск неизвестных данных и восстановление их в таблице);
- умении использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами (выделение структуры имеющихся данных, ее представление с знаково-символических средств, составление модели, схемы, таблицы, работа с моделью, соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью) ;
- овладении умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);
- осмысленном чтении текстов математических задач (прочтение текста задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов, перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение "связи" условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию);
- умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения (анализ и структурирование исходных данных задачи, уточнение ее вопроса, составление плана решения задачи и его сопоставление с ранее решенными задачами, определение сходства в решении (аналогичности), уточнение алгоритма решения ранее выполненной задачи и его применимость для текущей, находить общее в решении нескольких задач и переносить алгоритм решения на новую задачу);
- умении сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия (анализ математических объектов, выделение его свойств и признаков, установление сходства и различия между признаками двух математических объектов, установление сходства и различия между признаками трех и более математических объектов);
-умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию (выделение признаков предмета, установление между ними сходства и различия, как основания для классификации математических объектов, выделение существенных и несущественных признаков, выделение математические объекты из ряда других, выделение существенных для классификации признаков и несущественных, обобщение математических объектов по выбранному основанию для классификации и т.д.);
- умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения (анализ условий для установления логической зависимости, установление причинно-следственных связей между математическими объектами, выделение существенных признаков математических объектов, как основа простых логических рассуждений и умозаключений, умение увидеть ошибки в рассуждении для корректировки умозаключения);
- умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на наглядном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
- способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
- способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
- способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
- способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
- готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
- адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций.
- овладении умением работать в паре, в подгруппе.
Предметные результаты.
В конце 2-го класса обучающийся:
- называет натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- читает и записывает все числа в пределах 100, считает десятками до 100;
- сравнивает изученные числа и записывает результат сравнения с помощью знаков (,
- упорядочивает числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
- знает компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное) и может найти неизвестный компонент арифметического действия;
- различает отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- воспроизводит и применяет переместительное свойство сложения и умножения;
- воспроизводит и применяет правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;
- выполнят письменное сложение и вычитание чисел в пределах двух разрядов на уровне навыка;
- выполняет умножение и деление на 2 и 3, понимает связь между умножением и делением;
- чертит с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определяет длину предметов при помощи измерительных приборов;
- выражает длину отрезка, используя изученные единицы длины;
- вычисляет периметр разных геометрических фигур (треугольник, четырехугольник, многоугольник);
- сравнивает разные единицы измерения длины, массы, времени, стоимости;
- умеет читать и заполнять таблицу и пользоваться данными, приведенными в таблице, для ответов на вопросы;
- разбивает составную задачу на простые и использует две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
- формулирует обратную задачу и использует ее для проверки решения данной;
- составляет схему для решения задачи или может подобрать схему из предложенных;
- по схеме может составить задачу;
- различает понятия «число» и «цифра»;
- выполняет порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 7 | 2 | |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 27 | 2 | |
3 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) | 11 | 2 | |
4 | Умножение и деление | 15 | 2 | |
5 | Табличное умножение и деление | 8 | 2 | |
| Итого: | 68 | 10 | |
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
№ п/ п | Дата | Кол-во часов | Название раздела (кол-во часов) Темы урока | Примечание |
план | факт |
Числа от 1 до 100. Нумерация 7 ч. |
1 | | | 1 | Числа от 1 до 20. Десяток. Счет десятками до 100. | |
2 | | | 1 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | |
3 | | | 1 | Однозначные и двузначные числа. | |
4 | | | 1 | Единица измерения длины - миллиметр. Метр. Таблица мер длины. | |
5 | | | 1 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 30, 35 – 5. | |
6 | | | 1 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | |
7 | | | 1 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Самостоятельная работа. | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (27 ч) |
8 | | | 1 | Задачи обратные данной. | |
9 | | | 1 | Сумма и разность отрезков. | |
10 | | | 1 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | |
11 | | | 1 | Единицы времени. Час. Минута. | |
12 | | | 1 | Длина ломаной. | |
13 | | | 1 | Проверочная работа № 1 «Сложение и вычитание без перехода через разряд». | |
14 | | | 1 | Порядок выполнения действий. Скобки. Числовые выражения. | |
15 | | | 1 | Периметр многоугольника. Свойства сложения. | |
16 | | | 1 | Итоговая контрольная работа № 1 по теме «Нумерация». | |
17 | | | 1 | Прием вычислений вида 36+2, 36+20 | |
18 | | | 1 | Прием вычислений вида 36 – 2, 36–20 | |
19 | | | 1 | Прием вычислений вида 26+4 | |
20 | | | 1 | Прием вычислений вида 30 – 7 | |
21 | | | 1 | Прием вычислений вида 60 – 24 | |
22 | | | 1 | Закрепление изученного. Решение задач. | |
23 | | | 1 | Прием вычислений вида 26+7 | |
24 | | | 1 | Прием вычислений вида 35 – 7. | |
25 | | | 1 | Закрепление изученного. Математический диктант № 1 | |
26 | | | 1 | Проверочная работа № 2 тема: «Числа от 1до 100» | |
27 | | | 1 | Буквенные выражения. | |
28 | | | 1 | Итоговая контрольная работа № 2 по теме: «Числа от 1до 100. Сложение и вычитание» | |
29 | | | 1 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. | |
30 | | | 1 | Уравнение. Закрепление. | |
31 | | | 1 | Проверка сложения. | |
32 | | | 1 | Проверка вычитания. | |
33 | | | 1 | Сложение вида 45+23 | |
34 | | | 1 | Вычитание вида 57 – 26 Проверка сложения и вычитания. | |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). (11ч) |
35 | | | 1 | Угол. Виды углов. Закрепление изученного. | |
36 | | | 1 | Сложение вида 37+48 | |
37 | | | 1 | Сложение вида 37 +53 | |
38 | | | 1 | Прямоугольник. | |
39 | | | 1 | Сложение вида 87+13 | |
40 | | | 1 | Вычисления вида 32+8, 40 – 8 | |
41 | | | 1 | Вычитание вида 50 – 24 | |
42 | | | 1 | Вычитание вида 52 – 24 | |
43 | | | 1 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. | |
44 | | | 1 | Закрепление изученного. Проверочная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). | |
45 | | | 1 | Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). | |
Умножение и деление (15ч) |
46 | | | 1 | Конкретный смысл действия умножения. | |
47 | | | 1 | Связь умножения со сложением. | |
48 | | | 1 | Вычисление результата умножения с помощью сложения. | |
49 | | | 1 | Задачи на умножение. | |
50 | | | 1 | Периметр прямоугольника. | |
51 | | | 1 | Умножение нуля и единицы. | |
52 | | | 1 | Название компонентов и результата умножения. Закрепление изученного. Решение задач. | |
53 | | | 1 | Переместительное свойство умножения. | |
54 | | | 1 | Деление. Конкретный смысл действия деления. | |
55 | | | 1 | Названия компонентов и результата действия деления. Закрепление изученного | |
56 | | | 1 | Задачи, раскрывающие смысл действия деление. Что узнали. Чему научились. | |
57 | | | 1 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приемы умножения и деления на 10. | |
58 | | | 1 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | |
59 | | | 1 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | |
60 | | | 1 | Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление». | |
Табличное умножение и деление. (8ч) |
61 | | | 1 | Умножение числа 2 | |
62 | | | 1 | Деление на 2. Решение задач. | |
63 | | | 1 | Закрепление изученного. Математический диктант № 2. | |
64 | | | 1 | Умножение числа 3. | |
65 | | | 1 | Деление на 3 Решение задач. | |
66 | | | 1 | Итоговая контрольная работа №4: «Табличное умножение и деление» | |
67 | | | 1 | Закрепление изученного. | |
68 | | | 1 | Повторение изученного материала за год. Решение примеров. | |
Приложение 2
Лист коррекции рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |