Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по учебному предмету «Информатика» для 8 класса
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Информатика» 7-9 классы составлена и адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ М. Н. Бородин. – 8-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 463 с. и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Программа составлена с учетом психологических и физических особенностей здоровья учащихся, таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне, посвящена коррекционному обучению, способствует развитию личности ребенка.
Цели обучения детей с ОВЗ
1. «Общекультурная» цель - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» – среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;
2. «Технологическая» цель - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
3. «Коррекционная» цель способствует развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);
4. «общепедагогическая», определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой «педагогической культуры», - т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.
Основные задачи программы:
1. усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
2. приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре;
3. использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.
В школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
Программа следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала изучаются понятия информатики и ИКТ, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому предмету.
В программе учтены возрастные особенности учащихся 8 классов.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает изучение информатики в 8 классах с детьми с ОВЗ в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Математические основы информатики
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Алгоритмы и элементы программирования
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Разработка и анализ программ
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Учебно-тематический план
8 класс (1 час) |
Повторение за курс 7-ого класса | 5 |
Математические основы информатики | 11 |
Алгоритмы и элементы программирования | 9 |
Разработка и анализ программ | 9 |
ИТОГО: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
ИНФОРМАТИКЕ ( 34 часа ) 8 класс c УО
( интеллектуальными нарушениями)
№ | тема урока | количество часов | дата по плану | фактичес- ки |
| Повторение за курс 7-ого класса (5 часов) |
1 | Цели изучения информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность | 1 | | |
2 | Актуализация изученного материала по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 | | |
3 | Актуализация изученного материала по теме: «Компьютер» | 1 | | |
4 | Актуализация изученного материала по теме: «Обработка графической информации» | 1 | | |
5 | Актуализация изученного материала по теме: «Обработка текстовой информации» | 1 | | |
| Математические основы информатики (11 часов) | | | |
6 | Системы счисления. Основные теоретические сведения. Запись числа. | 1 | | |
7 | Правило перевода десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | | |
8 | Правило перевода чисел c основанием q в десятичную систему счисления | 1 | | |
9 | Компьютерные системы счисления. Решение задач | 1 | | |
10 | Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции. | 1 | | |
11 | Значение логического выражения. Решение задач. | 1 | | |
12 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | | |
13 | Графическое изображение множеств Web-страниц | 1 | | |
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Системы счисления». | 1 | | |
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Системы счисления». | 1 | | |
16 | Разбор ошибок контрольной работы | 1 | | |
| Алгоритмы и элементы программирования (9 часов) | | | |
17 | Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритмов | 1 | | |
18 | Объекты алгоритмов. Команда присваивания | 1 | | |
19 | Алгоритмическая конструкция следование | 1 | | |
20 | Алгоритмическая конструкция ветвление | 1 | | |
21 | Алгоритмическая конструкция повторение | 1 | | |
22 | Конструирование алгоритмов | 1 | | |
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Алгоритмы и элементы программирования». | 1 | | |
24 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Алгоритмы и элементы программирования». | 1 | | |
25 | Разбор ошибок контрольной работы | 1 | | |
| Разработка и анализ программ (9 часов) | | | |
26 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | |
27 | Организация вводы вывода данных | 1 | | |
28 | Программирование как этап решения задач на компьютере | 1 | | |
29 | Программирование как этап решения задач на компьютере | 1 | | |
30 | Практическая работа «Программирование алгоритмов» | 1 | | |
31 | Повторение темы «Системы счисления» | 1 | | |
32 | Повторение темы «Алгоритмы и исполнители» | 1 | | |
33 | Повторение темы «Программирование алгоритмов» | 1 | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.