СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Музыка" для 2 класса ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа "Музыка" для 2 класса ФГОС ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Музыка" для 2 класса ФГОС ОВЗ»


Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» на 2020- 2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (утвержден приказом МОиН РФ № 1599 от 19 декабря 2014г.), в соответствии с АООП МКОУ Городокской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.С. Корнева (вариант 1)

«Музыка» учебный предмет, предназначенный для формирования у обу­ча­ю­щи­х­ся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, уме­ний и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных спо­собностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Основная цель изучения предметаприобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Основные задачи изучения предмета:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

  • развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.

  • формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

  • развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.


Общая характеристика учебного предмета


Программа по музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамотности». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства: жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности; формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации; освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком. Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. 



Место учебного предмета в учебном плане 


«Музыка» относится к предметной области «Искусство». Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в соответствии с учебным планом МКОУ Городокской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.С. Корнева на 2020-2021 учебный год.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

  • пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

  • выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

  • правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

  • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

  • различение песни, танца, марша;

  • передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

  • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

  • владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

  • представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);

  • представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

  • пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

  • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

  • исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

  • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Уровень умений и навыков обучающихся, воспитанников в первом полугодии 2 класса не оценивается.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать ее с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать; писать; выполнять арифметические действия;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета


В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) в до­ступной для них форме и объеме сле­ду­ю­щи­ми видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, эле­ме­нты му­зы­кальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Со­де­ржание про­граммного материала уро­ков состоит из элементарного теоретического ма­териала, доступных видов му­зы­каль­ной деятельности, музыкальных произведений для слу­ша­ния и исполнения, во­каль­ных упражнений.

Восприятие музыки

Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.

Слушание музыки:

  • овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

  • развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

  • развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

  • развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);

  • развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

  • развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

  • ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

  • знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение.

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; му­зы­ка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый пе­сенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, со­бытия и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие му­зы­каль­ные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по от­но­ше­нию к детскому голосу

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Навык пения:

  • обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

  • работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

  • пение коротких попевок на одном дыхании;

  • формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

  • развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

  • активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

  • развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

  • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

  • дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;

  • развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

  • формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

  • развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

  • развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

  • пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);

  • укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2.

  • получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Элементы музыкальной грамоты

Содержание:

  • ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);

  • ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ―  forte, тихая ―  piano);

  • развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):

  • элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс

Содержание:

  • обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);

  • обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на фортепиано.





Материально-техническое обеспечение курса



Традиционные средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.


Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Тематические презентации

Фонохрестоматия

Интернет-ресурсы

http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!