МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)
Приложение № 2 к ООП ООО утверждённой приказом МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» от 29.08.2023 г. № 168 |
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей спортивно-эстетического цикла и технологии (протокол от 25.08.2023 г. № 1) | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______ И.П. Тарасенко подпись И.О. фамилия «___»_______ 20___ г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
« Технология» (базовый уровень)
для 6 класса
Разработана
Паламарчук Н.А
учителем технологии
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на уровне основного общего образования составлена с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также в соответствии с направлениями работы по формированию ценностных установок и социально-значимых качеств личности, указанными в Федеральной программе воспитания утвержденной приказом приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования",
Рабочая программа по технологии для 6 класса разработана на основе:
- федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653)
- федеральной образовательной программы основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования",
- локальных актов и индивидуального учебного плана на 2023\2024 учебный год с учётом психофизических особенностей обучения детей с ОВЗ-задержка психического развития МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»,
- учебного плана МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» на 2023/2024 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Технология: 6 класс: учебник / Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л.Хотунцев и др. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2021. – 319, (1) с.:ил. ISBN 978-5-09-078800-7
Согласно учебного плана МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» на 2023/2024 учебный год, на изучение учебного предмета «Технология» в 6 классе предусмотрено 68 часов при 34 учебных неделях в течение учебного года (2 часа в неделю).
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР являются:
- организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
- создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
- организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.
- формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»;
- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
- формирование у обучающихся с ЗПР культуры проектной и исследовательской деятельности;
- формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
- развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений;
- достижение планируемых результатов освоения ФАОП ООО обучающимися с ЗПР.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса и внутрипредметного модуля
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются результатами освоения ПКР:
1) результатами достижения каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в обществе, в том числе:
- сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностно-смысловые установки, отражающие гражданские позиции с учетом морально-нравственных норм и правил; правосознание, включая готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; социальные компетенции, включая способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, значимость расширения социальных контактов, развития межличностных отношений при - соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в социуме;
- сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной познавательной деятельности;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- способность повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в ходе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;
- способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном, коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
- способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.
Значимым личностным результатом освоения ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР, отражающим результаты освоения коррекционных курсов и Программы воспитания, является сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, обеспечивающих адаптацию обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды;
2) результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе:
самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач собственной учебной и познавательной деятельности;
- планированием путей достижения целей, выбора наиболее эффективных способов решения учебных, познавательных и задач, а также задач социальной практики;
- самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми результатами, осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе достижения результата, определением способов действий в рамках предложенных условий и требований; принятием решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; корректированием собственных действий с учетом изменяющейся ситуации; оцениванием правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
- планированием и регуляцией собственной деятельности;
умением использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей, для решения учебных и познавательных задач;
- умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логическое рассуждение, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы;
- созданием, применением и преобразованием знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач;
- организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим работником и сверстниками; осуществлением учебной и внеурочной деятельности индивидуально и в группе;
- соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к культуре общения с учетом коммуникативной ситуации и речевых партнеров;
использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения;
- самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования позиций и учета интересов; формулированием, аргументацией и отстаиванием собственного мнения;
распознаванием невербальных средств общения, умением прогнозировать возможные конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использованием информационно-коммуникационных технологий;
экологическим мышлением, его применением в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
3) достижениями планируемых предметных результатов образования и результатов коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы, в том числе:
- освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- освоением междисциплинарных учебных программ: "Формирование универсальных учебных действий", "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся", "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности"; учебных программ по предметам учебного плана;
- применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети Интернет), обработки и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, в том числе при подготовке презентаций для устных ответов (например, выступлений).
ЛИЧНОСТНЫЕ
1)Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2)Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с современнымитехнологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3)Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4)Ценности научного познания и практической деятельности:осознание ценности науки как фундамента технологий;развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.Формирование культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
5)Трудовое воспитание: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего идругих людей);ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;готовность к активному участию в решении возникающихпрактических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планироватьи самостоятельно выполнять такого рода деятельность;умение ориентироваться в мире современных профессий;умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
6)Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящихв техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:использовать вопросы как исследовательский инструментпознания;формировать запросы к информационной системе с цельюполучения необходимой информации;оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;опытным путём изучать свойства различных материалов;овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения,уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач;уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,собственные возможности её решения;прогнозировать поведение технической системы, в том числес учётом синергетических эффектов.Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимостиот поставленной задачи;понимать различие между данными, информацией и знаниями;владеть начальными навыками работы с «большими данными»;владеть технологией трансформации данных в информацию,
информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и принеобходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:признавать своё право на ошибку при решении задач илипри реализации проекта, такое же право другого на подобныеошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;в рамках публичного представления результатов проектнойдеятельности;в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 6 классе:
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
— организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
— соблюдать правила безопасного использования ручных иэлектрифицированных инструментов и оборудования;
— грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и технологии»
называть и характеризовать машины и механизмы;
конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач;
решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов;
предлагать варианты усовершенствования конструкций;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать свойства конструкционных материалов;
называть народные промыслы по обработке металла;
называть и характеризовать виды металлов и их сплавов;
исследовать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их сплавов;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
обрабатывать металлы и их сплавы слесарным инструментом;
знать и называть пищевую ценность молока и молочных продуктов;
определять качество молочных продуктов, называть правила хранения продуктов;
называть и выполнять технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов;
называть виды теста, технологии приготовления разных видов теста;
называть национальные блюда из разных видов теста;
называть виды одежды, характеризовать стили одежды;
характеризовать современные текстильные материалы, их получение и свойства;
выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств;
самостоятельно выполнять чертёж выкроек швейного изделия;
соблюдать последовательность технологических операций по раскрою, пошиву и отделке изделия;
выполнять учебные проекты, соблюдая этапы и технологии изготовления проектных изделий.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника»
называть виды транспортных роботов, описывать их назначение;
конструировать мобильного робота по схеме; усовершенствовать конструкцию;
программировать мобильного робота;
управлять мобильными роботами в компьютерно-управляемых средах;
называть и характеризовать датчики, использованные при проектировании мобильного робота;
уметь осуществлять робототехнические проекты;
презентовать изделие.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
создавать тексты, рисунки в графическом редакторе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
6 КЛАСС
МОДУЛЬ «ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ» (8 ч.)
Производственно-технологические задачи и способы их решения.Модели и моделирование. Виды машин и механизмов. Моделирование технических устройств. Кинематические схемы.Конструирование изделий. Конструкторская документация.
Конструирование и производство техники. Усовершенствование конструкции. Основы изобретательской и рационализаторской деятельности.Технологические задачи, решаемые в процессе производстваи создания изделий. Соблюдение технологии и качество изделия (продукции).Информационные технологии. Перспективные технологии.
МОДУЛЬ «ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» (48 ч.)
Технологии обработки конструкционных материалов (10 ч.)
Получение и использование металлов человеком. Рациональное использование, сбор и переработка вторичного сырья.
Общие сведения о видах металлов и сплавах. Тонколистовойметалл и проволока.
Народные промыслы по обработке металла.Способы обработки тонколистового металла.
Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания тонколистового металла.
Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового металла.
Профессии, связанные с производством и обработкой металлов. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла». Выполнение проектного изделия по технологической карте. Потребительские и технические требования к качеству готового изделия. Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла.
Технологии обработки пищевых продуктов (10 ч.)
Молоко и молочные продукты в питании. Пищевая ценность молока и молочных продуктов. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов.
Определение качества молочных продуктов, правила хранения продуктов.Виды теста. Технологии приготовления разных видов теста(тесто для вареников, песочное тесто, бисквитное тесто, дрожжевое тесто).Профессии, связанные с пищевым производством.
Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов».
Технологии обработки текстильных материалов (28 ч.)
Современные текстильные материалы, получение и свойства. Сравнение свойств тканей, выбор ткани с учётом эксплуатации изделия. Одежда, виды одежды. Мода и стиль.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».
Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, укладка для инструментов, сумка, рюкзак; изделие в технике лоскутной пластики). Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву проектного изделия, отделке изделия. Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.
МОДУЛЬ «РОБОТОТЕХНИКА» (6 ч.)
Мобильная робототехника. Организация перемещения робототехнических устройств.
Транспортные роботы. Назначение, особенности. Знакомство с контроллером, моторами, датчиками. Сборка мобильного робота. Принципы программирования мобильных роботов. Изучение интерфейса визуального языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов. Учебный проект по робототехнике («Транспортный робот», «Танцующий робот»).
МОДУЛЬ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ЧЕРЧЕНИЕ» (6 ч.)
Создание проектной документации. Основы выполнения чертежей с использованием чертёжныхинструментов и приспособлений.
Стандарты оформления. Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике. Инструменты графического редактора. Создание эскиза вграфическом редакторе. Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе. Создание печатной продукции в графическом редакторе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название модуля | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Инвариативные модули |
1 | Производство и технологии | 8 ч. | https://resh.edu.ru |
2 | Технологии обработки материалов, пищевых продуктов | 48 ч. | https://resh.edu.ru |
3 | Компьютерная графика, черчение | 6 ч. | https://resh.edu.ru |
4 | Робототехника | 6 ч. | https://resh.edu.ru |
| Итого | 68 ч. | |
11