СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка»





Активизация познавательной деятельности студентов

на уроках русского языка в рамках ФГОС СПО



Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность А.А. Булаев, А.А. Вербицкий и А.М. Смолкин связывают с применением активных методов обучения, которые при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

  • подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

  • обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;

  • установить непрерывный контроль процесса усвоения учебного материала.

В процессе педагогической деятельности разрабатывается учебно-методическое оснащение дисциплины «Русский язык»: конспекты лекций, сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными и охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации студентов является и внеклассная работа по дисциплине. Это различные олимпиады, КВН, конкурсы творческих работ местного и областного значения, в которых студенты колледжа неоднократно занимали призовые места.

Активные методы обучения используются на различных этапах учебного процесса, а большинство из них имеет многофункциональное значение. Например, лингвистический анализ текста можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний, полученных во время лекции; совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

На этапе первичного овладения знаниями используются проблемная лекция, лекция-визуализация, беседа, дискуссия и т.д.

Проблемную лекцию начинают с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Учебные проблемы должны быть доступными, познавательными и значимыми для усвоения нового материала, общего и профессионального развития личности. Например, при изучении темы «Фразеология» студенты, исходя из цели занятия, формулируют следующие проблемные вопросы: в чем отличие фразеологического оборота от слова и свободного словосочетания; могут ли фразеологические обороты вступать в синонимические отношения; какова роль фразеологических оборотов в речи. В ходе урока студенты самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму (схема, таблица, рисунок и др.), что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Эта информация может быть развернута и служить опорой для мыслительных и практических действий. При изучении темы «Принципы русской орфографии» студентам предлагается оформить в виде схемы теоретический материал по вопросу «Орфограмма-гласная в корне слова» (проверяемая, непроверяемая, чередующиеся). Затем они составляют таблицу «Чередование гласных в корне слова», где отражают группы орфограмм (по смыслу, в зависимости от последующего согласного, от суффикса и т.п.). Каждое правило иллюстрируется примерами, рисунками. Особенно эффективно этот метод работает на специальности «Дизайн», т.к. визуальный канал восприятия информации у этих студентов развит сильнее.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией» является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Формирование коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа – актуальная проблема преподавания многих дисциплин. Именно поэтому беседа – основной метод, используемый на занятиях различного вида обучения (лекционные, семинарские, практические, зачетное занятие в форме устного ответа на вопросы и т.д.). Кроме того, на уроках русского языка используются задания исследовательского характера, в основе которых лежит беседа как метод сбора необходимой информации (типа «Речевой портрет студента», «Диалектные слова в речи старожилов Кемеровской области», «Использование профессиональной лексики студентами педагогического колледжа» и др.). Методы «круглого стола» включают в себя различные виды семинаров и дискуссий, основанных на принципе коллективного обсуждения проблем и направленных на развитие творческого, профессионального мышления, познавательной мотивации и свободное владение языком науки. Эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов. На семинарских занятиях обсуждаются различные подходы к выделению частей речи в русском языке; проблема выделения типов и стилей речи, подбираются и анализируются тексты профессиональной направленности и т.д.

Суть активных методов обучения, используемых на этапе формирования умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех заданий, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Очень эффективно здесь работают игровые методы. Например, словарный диктант – традиционная часть урока русского языка. Однако наиболее эффективно в диктанте работает сочетание таких приемов как подбор слов на 2-3 правила одновременно, формулировка вопросов, направленных на развитие речи, различные виды лингвистического анализа, лексический словарный диктант (диктант-кроссворд), цифровое кодирование ответов и т.д.

На этапе контроля знаний (закрепления) используются такие методы как запланированные ошибки, терминологические диктанты, тестирование и др. Разрабатываются комплект тестовых заданий по всем разделам дисциплины, контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации. Кроме того, подобраны тематические диктанты, изложения различных видов, широкая тематика сочинений на лингвистические темы.

Урок с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Он направлен на развитие у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации; выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную или неточную информацию. Задача преподавателя - заложить в содержание урока определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача студентов - по ходу занятия отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Нередко они указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно  речевые и поведенческие. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Так, на заключительном занятии по лексикологии, используется дидактическая игра «Светофор». Преподаватель выступает в роли отвечающего, рассуждающего студента (например, слова «большой, огромный» - синонимы, а слова «большой, маленький» - антонимы; лексическое значение слова уточняют по орфографическому словарю и т.п.). В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки (зеленый круг обозначает «верно», желтый – «частично верно», красный – «неверно»).

Результаты самообследования показали, что при использовании активных методов обучения качественная успеваемость студентов по дисциплине «Русский язык» увеличилась с 37% (результаты входного контроля) до 49% (результаты итоговой аттестации по дисциплине). Активные методы обучения помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют развитию мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные способности.


Список использованной литературы


  1. Булаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] /А.А. Булаев. - М.: Академия, 2012.

  2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Академия, 2011.

  3. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М. Смолкин. - М.: ИНФО-центр, 2009.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!