СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности школьников при работе с поэтическим текстом посредством использования нового цифрового сервиса "Учим Стихи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается опыт работы с новым цифровым сервисом "Учим Стихи" на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности школьников при работе с поэтическим текстом посредством использования нового цифрового сервиса "Учим Стихи"»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО СЕРВИСА «УЧИМ СТИХИ»

Попкова Эльза Евгеньевна

МБОУ СОШ №64 городского округа город Воронеж

[email protected]


Проблема повышения познавательной активности школьников на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Педагоги всего мира ищут эффективные способы управления активностью учащихся, которую традиционно называют активизацией. Активизация, по определению Т. А. Черкашиной, это процесс побуждения учащихся к целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе [1, 30 с.]

Для учителя литературы создание особой атмосферы на уроке для реализации принципов активизации познавательной деятельности является первостепенной задачей. Как правило, процесс осмысления поэтического текста сопряжён с большим количеством трудностей. Анализируя лирическое произведение, учащиеся не всегда понимают основную мысль, так как им зачастую очень сложно понять образную систему и язык стихотворения. Трудности, связанные с восприятием ритмически организованной, стихотворной речи, порождают низкую мотивацию учения. Решением проблемы повышения познавательной активности на уроках изучения поэтических произведений может стать использование нового цифрового сервиса «Учим Стихи». Работа с этим ресурсом позволяет реализовать на практике основные принципы активизации познавательной деятельности:

1.принцип самостоятельной активности учащихся;

2.принцип осознанности познания;

3.принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе с низкой мотивацией.

«Учим Стихи» - это приложение, созданное группой компаний «Просвещение». По замыслу разработчиков, этот цифровой сервис должен был помочь детям, прежде всего, при заучивании стихотворений наизусть. Но в процессе использования приложения оказалось, что «Учим Стихи» обладает более мощным потенциалом, чем кажется на первый взгляд.

Сервис строится по принципу интерактивной библиотеки, в которой представлены практически все стихотворения, отражённые в содержании Примерной программы по литературе.

Как известно, не в каждом учебном пособии по литературе есть художественные тексты и не все ученики в классе приносят их на урок как отдельное издание. В подобной ситуации использование нового сервиса позволит учителю включить в работу каждого ученика. Учитель заранее на рабочем столе создаёт ярлык быстрого доступа. Затем на интерактивной доске проецируется интерфейс «Учим Стихи». По автору выбираем необходимое произведение. Теперь каждый ребёнок может видеть текст на доске. Произведение можно также быстро распечатать (есть функция печати). Этот момент мобилизует учащихся, создаёт предпосылки для самостоятельной активности.

Все стихотворения сопровождаются художественной аудиозаписью. Выразительное чтение известных актёров как пример правильной, богато окрашенной речи никого не оставит равнодушным. Музыкальное сопровождение способствует глубине восприятия лирического произведения, усиливает эмоционально-эстетическое воздействие слова. Одновременное визуальное и слуховое восприятие поэтического текста помогает учащимся глубже понять содержание произведения. Ранее, до создания «Учим Стихи», учителю необходимо было провести огромную подготовительную работу: подобрать наглядные пособия, чтобы дополнить представление об образной картине стихотворения, выписать из словарей толкование слов, которые будут непонятны юным читателям: историзмы, архаизмы, слова, обозначающие оттенки чувств и переживаний. Теперь в арсенале учителя есть собрание иллюстраций картин известных художников, фотографий, которые, сопровождают каждый фрагмент текста и помогают понять основную мысль стихотворения, а к каждому устаревшему или заимствованному слову можно получить быстрый комментарий.

Так, при изучении творчества Г.Р. Державина в 9 классе добиться осознанности познания от каждого ученика было очень трудно. Произведение «Властителям и судиям» требует кропотливой работы над системой образов, а также глубокого анализа языкового материала, так как содержит много устаревших слов. Использование цифрового сервиса помогает решить обе задачи. Благодаря наличию комментариев школьникам легче понять смысл слов стихотворения, в основе которого переложение Псалма из Ветхого Завета. Но самое ценное при изучении этого стихотворения – методически грамотная подборка иллюстраций картин, они помогают чётко представить образы, созданные поэтом. В стихотворении семь строф. Каждый фрагмент текста сопровождается иллюстрацией.

Ученики получают дифференцированное задание. Дети с высокой познавательной активностью работают по традиционному плану анализа стихотворения. Для учеников с низкой познавательной активностью можно предложить озаглавить условные части стихотворения и соотнести их с произведениями живописи. Постепенно на первый взгляд кажущееся непонятным стихотворение воспринимается по-другому: начинается осознанное познание. Первая часть (1строфа), которую озаглавили как «Наставление Всевышнего земным богам» идейно перекликается с содержанием картины - фрески В.М. Васнецова «Страшный суд»: перед Богом все равны. Вторая строфа «Ваш долг есть: сохранять законы» ассоциируется с картиной «Суд Соломона» Н. Кнюпфера (из курса истории дети знают, что Соломону было даровано богами управлять государством честно и разумно). Содержание третьей строфы, в которой говорится о необходимости «От сильных защищать бессильных» передаёт картина С.И. Грибкова «Утонувший», а «Безразличие к бедам народа власть предержащих» (4 строфа) – «Обед посланников в золотой палате» М.А. Зичи. Такая работа придаёт уверенности детям, поддерживает познавательный интерес. Благодаря возможности быстрого доступа к комментариям учащиеся внимательнее относятся к слову. Они начинают понимать, что как раз непонятное им слово может быть ключевым в строфе, пропустить его без ущерба для понимания смысла нельзя.

Активность у всех учащихся на уроке разная. У одних она воспроизводящая (стремление овладеть знаниями и воспроизвести по образцу), у других интерпретирующая (стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, доведение начатого дела до конца), у третьих творческая (стремление найти свой способ выявления смысла изучаемого), но безучастных на уроке нет, несмотря на сложность изучаемого материала.

Благодаря цифровому сервису «Учим Стихи» формируется самостоятельная активность школьников во время подготовки к урокам. Заучивание стихотворений наизусть по алгоритму, предложенному на сервисе, стало осознанным процессом. Предварительная работа со словами, требующими пояснений, обогащает словарный запас, прослушивание профессионального прочтения способствует внимательному отношению к произношению и интонации.

Список использованной литературы

  1. Черкашина, Т.А. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст]: кн. для учителя/ Т.А. Черкашина- М.: Учитель, 2012 .-100 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!