1.Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин написал в 1836 году, незадолго до своей смерти. Лирическим героем данного стихотворения является сам автор. Сюжет стихотворения составляет его судьба. Каждый поэт всегда задумывается о своём «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человеком. Он хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению (забудут), что память о нём сохранится. Поэт в стихотворении открывает свое отношение к роли поэта в истории. 2. Выразительное чтение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» » стр.192-193 -Подумайте, о чем это стихотворение? –Какова тема стихотворения? -Какова идея стихотворения? (Предназначение поэта и поэзии. Искусство будет жить вечно: «К нему не зарастет народная тропа»). 3.Чтение стихотворения учащимися (после чтения проводится словарная работа). -В стихотворении нам встретятся неизвестные слова, давайте разберем эти слова. 4.Работа над содержанием Чтение 1 строфа – Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? – Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сравнивая (сопоставляя) свой памятник с Александрийским столпом? -О каком памятнике идёт речь? Чтение 2 строфы. – Где будет жить душа поэта после смерти? -К кому обращена поэзия Пушкина? - Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? - Что выражает лирика? Чтение 3 строфы - Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? -О Пушкине узнают во всех уголках нашей Руси, и его стихи будут читать люди разных национальностей. Докажите. Чтение 4 строфы. – В чем Пушкин видит предназначение поэта? – Каково назначение поэзии? Чтение 5 строфы. – Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. – Как вы понимаете значение слов «Веленью Божию, о муза будь послушна»? – Каким должен быть поэт? -Что же является главным в стихотворении? - Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа. Выводы по анализу стихотворения. -Итак, мы попытались проанализировать оду А.С.Пушкина ««Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»». Произведение наполнено безграничной любовью к России, к читателю, верой в могущество поэтического слова, осознанием выполненного долга перед народом. -Д/З. Найти и выписать средства художественной выразительности, которыми пользуется автор. | Работа со словарём: Предать забвению –перестать помнить, забыть. Александрийский столп – Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. Воздвигнуть – соорудить, построить Муза – богиня поэзии, вдохновение. Пиит – поэт. “Всяк сущий” - существующий. Тунгус – народность Восточной Сибири. Клевета - ложь, обман Нерукотворный – такой, который создан не трудом человеческих рук. Оспаривать – заявить своё несогласие Лира –инструмент, который считается символом поэтического вдохновения, творчества Заветный – задушевный, оберегаемый Доколь – до тех пор пока Любезный –любимый, дорогой Падший – утративший доброе имя Восславить -прославить Приемли – прими, принимай Священный, возвышенный. Памятник, возведенный поэтом, выше, значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно. Пушкинский памятник – это его поэзия. В поэзии. «…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству. Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия. Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами. Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Чувства добрые лирой пробуждать. Милость к падшим призывать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству. Помогать человеку стать человеком с большой буквы. Подчиняться вдохновению. Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно». Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?” Метафоры: Эпитеты: Олицетворение: |