СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не ценят Ваш труд? Не слушают? Отвлекаются? Добиться внимания и донести какую-либо мысль сложно. Мне помогает такой вид работы: дети самостоятельно знакомятся с материалом, самостоятельно находят готовый ответ, я лишь помогаю, контролирую, задаю вопросы, проверяю конспекты.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг"»

Гаврила Романович Державин

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.


Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь Славянов род вселена будет чтить.


Слух обо мне пройдет от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известным стал.


Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.


О муза! Возгордись заслугой справедливой

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.



Александр Сергеевич Пушкин

***

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


Веленью Божию, о муза будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.


1.Стихотворение

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин написал в 1836 году, незадолго до своей смерти. Лирическим героем данного стихотворения является сам автор. Сюжет стихотворения составляет его судьба. Каждый поэт всегда задумывается о своём «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человеком. Он хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению (забудут), что память о нём сохранится.

Поэт в стихотворении открывает свое отношение к роли поэта в истории.

2. Выразительное чтение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» » стр.192-193

-Подумайте, о чем это стихотворение?

–Какова тема стихотворения?

-Какова идея стихотворения?

(Предназначение поэта и поэзии.

Искусство будет жить вечно: «К нему не зарастет народная тропа»).

3.Чтение стихотворения учащимися (после чтения проводится словарная работа).

-В стихотворении нам встретятся неизвестные слова, давайте разберем эти слова.


4.Работа над содержанием

Чтение 1 строфа

– Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»?

– Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сравнивая (сопоставляя) свой памятник с Александрийским столпом?

-О каком памятнике идёт речь?

Чтение 2 строфы.

– Где будет жить душа поэта после смерти?

-К кому обращена поэзия Пушкина?


- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

- Что выражает лирика?




Чтение 3 строфы

- Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?


-О Пушкине узнают во всех уголках нашей Руси, и его стихи будут читать люди разных национальностей. Докажите.


Чтение 4 строфы.

– В чем Пушкин видит предназначение поэта?




– Каково назначение поэзии?


Чтение 5 строфы.

– Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения.

– Как вы понимаете значение слов «Веленью Божию, о муза будь послушна»?

– Каким должен быть поэт?




-Что же является главным в стихотворении?



- Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

Выводы по анализу стихотворения.

-Итак, мы попытались проанализировать оду А.С.Пушкина ««Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»».

Произведение наполнено безграничной любовью к России, к читателю, верой в могущество поэтического слова, осознанием выполненного долга перед народом.


-Д/З. Найти и выписать средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.





Работа со словарём:

Предать забвению –перестать помнить, забыть.

Александрийский столп – Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном.

Воздвигнуть – соорудить, построить

Муза – богиня поэзии, вдохновение.

Пиит – поэт.

Всяк сущий” - существующий.

Тунгус – народность Восточной Сибири.

Клевета - ложь, обман

Нерукотворный – такой, который создан не трудом человеческих рук.

Оспаривать – заявить своё несогласие

Лира –инструмент, который считается символом поэтического вдохновения, творчества

Заветный – задушевный, оберегаемый

Доколь – до тех пор пока

Любезный –любимый, дорогой

Падший – утративший доброе имя

Восславить -прославить

Приемли – прими, принимай



Священный, возвышенный.


Памятник, возведенный поэтом, выше, значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Пушкинский памятник – это его поэзия.


В поэзии.

«…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.


Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа.




Чувства добрые лирой пробуждать. Милость к падшим призывать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

Помогать человеку стать человеком с большой буквы.




Подчиняться вдохновению.


Отважным – «обиды не страшась»;

бескорыстным – «не требуя венца»;

равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно».

Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”














Метафоры: 

Эпитеты

Олицетворение: 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!